INSEAD. Бизнес-школа для "параноиков"

Дата публикации

ФОНТЕНБЛО

 

В своем бестселлере Only the Paranoid Survive глава Intel Энди Гроув утверждает, что в современном бизнесе выжить могут только "параноидальные" компании и менеджеры, помешанные на самосовершенствовании, конкурентной борьбе, скорости и качестве.

 
Студенты INSEAD - характерные представители современного бизнеса - тоже всегда на чем-то помешаны. Все начиналось с учебы. Наиболее "параноидальные" студенты быстро заразили остальных желанием сидеть до полуночи в библиотеке, изучая микроэкономику или эккаунтинг. Поскольку оценка каждого зависит от оценок остальных (по похожим законам распределяются доли рынка в том или ином бизнесе), минутная расслабленность может дорого стоить - коллеги-студенты получат конкурентное преимущество. Так что не пора ли вернуться в библиотеку и почитать часок-другой-третий?

 
Потом учеба отошла на второй план и наступила пора поиска работы. Вокруг - все те же конкуренты (за исключением тех трех-четырех человек, которые сошли с дистанции на "учебном" этапе), так что ничего принципиально не меняется. Наиболее "параноидальные" студенты начинают заваливать работодателей "мотивационными" письмами, дабы получить право на интервью с максимальным числом компаний. Узнав о том, что "Том вчера отправил 30 писем", трудно не последовать примеру Тома. И помешательство на письмах моментально охватывает всех студентов.

 
Через месяц многие инсеадовцы уже и сами не рады, что действовали столь масштабно. Четыре-пять интервью в день выматывают так, что о двух интервью на следующее утро хочется забыть навсегда. Мой приятель рассказывал мне, какое счастье он испытал, когда представитель одной из компаний вовремя не пришел на интервью (это было как раз одно из утренних интервью "на следующий день" после четырех-пяти, причем данная компания моего приятеля совершенно не интересовала, а на интервью он в свое время записался исключительно "для страховки"). Подождав 10 минут, студент ушел и сделал вид, что не получил e-mail с извинениями и сообщением о том, что другой представитель той же компании будет счастлив с ним поговорить.

 
В апреле-месяце - интервью с консалтинговыми фирмами - все помешаны на "кейсах", бизнес-задачках, которые консультанты используют, чтобы проверить аналитический инструментарий кандидатов. С тех пор как "Том заказал три книжки про решение "кейсов", а Хосе и Франциске провели все выходные, решая бизнес-задачки", количество времени, затраченного на "кейсы", растет как снежный ком, и вот уже вся жизнь становится одним большим кейсом. Я недавно слышал, как супруги-студенты (в INSEAD учатся несколько супружеских пар) обсуждали "кейс" о том, куда они поедут отдохнуть после окончания очередного семестра: "Солнце и море дают определенные преимущества, поскольку заряжают энергией и повышают эффективность твоей работы в дальнейшем... С другой стороны, на курорте значительно возрастают затраты, связанные с развлечениями."

 
Думаю, Энди Гроув прав: в сегодняшнем бизнес-мире ведущие компании и их менеджеры становятся все более "параноидальными" в хорошем смысле этого слова. Они стремятся никогда не останавливаться на достигнутом, всегда на полшага опережать конкурентов и постоянно быть на чем-то помешанными.

 
Проблема в том, что порой и компании, и менеджеров "зашкаливает". Тогда все фирмы, конкурирующие в одном секторе экономики, одновременно строят новые заводы (вдруг я не построю, конкурент построит, а спрос на нашу продукцию возрастет?), а семьи и друзья менеджеров становятся элементами бизнес-задачки.

 
Через некоторое время обычно выясняется, что спрос так и не вырос и новые заводы никому не нужны, а бизнес-анализ и отпуск не очень хорошо сочетаются. Как сказал на неформальной встрече со студентами бывший глава крупной американской компании, который только что вышел в отставку: "Теперь, когда все это закончилось, мне кажется, что эти 30 лет я жил не совсем полнокровной жизнью."

 

Михаил Дубик

Комментарии Фейсбук Вконтакте