Инкубаторы бизнес-идей

Дата публикации

В ответ на взлет популярности дот-комов бизнес-школы организовали так называемые "инкубаторы", цель которых – помочь студентам в создании собственного бизнеса. Основной упор в этом процессе был сделан на электронную коммерцию и курсы развития предпринимательских навыков. С тех пор прошло пять лет. Изменилась ли ситуация или все осталось как раньше?

Ровно пять лет тому назад, на самом пике биржевого бума дот-комов, The Economist в одной из своих публикаций провел подробный анализ феномена и подвел предостерегающий итог: "Не делайте ставок на то, что у этой сказки будет счастливый финал".

Как оказалось позже, предсказание было пророческим. Через несколько недель все газеты писали о "Черной пятнице" (14 апреля 2000 года), когда американский биржевой индекс Nasdaq упал до отметки 3,321, то есть сразу на 34% по отношению к своей рекордным показателям, зафиксированным 10 марта.

Но самое худшее было еще впереди. Согласно данным правительственного агентства Business Plan Archive, за период между январем 2000 и апрелем 2002 года в США прогорело 835 интернет-компаний.

Кризис затронул не только биржевых инвесторов. Бизнес-школы тоже были охвачены волной всеобщего волнения. "Как и многие бизнесмены, бизнес-школы вложили в интернет-коммерцию слишком много средств", - говорит Джеофф Уэринг (Geoff Waring), старший лектор курсов по предпринимательству сиднейской Australian Graduate School of Management (AGSM). "Цены на бирже упали, разрушив интерес слушателей к этой сфере деятельности. Университеты, вложившие деньги в развитие своих курсов по интернет-коммерции, получили в результате пустые аудитории, и вынуждены были в скором времени от этих курсов отказаться".

По словам профессора Джозефа Пиструи (Joseph Pistrui), мадридская школа Instituto de Empresa откликнулась на волну интереса к Интернету тем, что открыла магистерскую программу в области интернет-коммерции (вскоре закрытую) и разработала платформу для дистанционного обучения. В перспективе эта инициатива принесла свои результаты, но не так, как было задумано изначально. "Теперь это лишь одно из предложений для наших слушателей. Но тогда мы представляли себе, что вскоре все обучение будет проводиться в режиме онлайн", - говорит он.

Как и многие другие школы, британская Cranfield School of Management открыла свой "инкубатор", чтобы помочь слушателям найти и реализовать новые идеи в бизнесе. Уже через год проект пришлось закрыть, потому что слушателям он был попросту неинтересен. Похожая история случилась и в американской Robert H Smith School of Business при University of Maryland, которая основала специальный венчурный фонд с капиталом в 20 миллионов для поддержки студенческих идей. В марте 2002 фонд был ликвидирован.

Интересы студентов изменились, но в какой мере школам удалось интегрировать содержание новых учебных курсов в своих основных программах?

Уэринг говорит, что спрос на курсы по предпринимательству и составлению бизнес-плана пользовались спросом (хотя и не таким большим) даже после того, как пузырь дот-комов лопнул. Он добавил, что бизнес-школам пришлось срочно корректировать свои предложения. По его мнению, лопнувший пузырь пошел на пользу содержанию курсов по предпринимательству, так как студенты теперь имеют более реалистичный взгляд на эту сферу бизнеса. "В работе многих успешных предпринимателей были периоды, когда они с трудом могли обеспечить очередную зарплату сотрудникам", - говорит он. "Теперь слушатели осознают нестабильность и риск ведения частного бизнеса. Они знают, какими личными качествами должен обладать предприниматель".

Это очень распространенная точка зрения. Декан американской Olin Graduate School of Business при Babson College добавляет: "это непаханое поле бизнес-кейсов. Все были больны золотой лихорадкой и никто не знал наверняка, какая модель бизнеса окажется успешной".

Хотя бум дот-комов обратил внимание всего рынка на деятельность предпринимателей, в особенности на их желание экспериментировать, во многих школах ко всей этой шумихе отнеслись более чем прохладно. "Бум не слишком изменил то, чем мы занимаемся", - говорит Говард Франк (Howard Frank), декан школы Maryland. "Мы хотим, чтобы наши слушатели изучили основы: бухгалтерское дело, финансы и т.д. И конечно, им необходимо понимать, что такое технологии".

Американская школа Stanford, расположенная в сердце Силиконовой долины, не ощутила снижения интереса к своим предпринимательским курсам, в ее отчетах говорится о растущем интересе к "интрапренерству", то есть созданию стартапов внутри уже сложившихся компаний. Все меньше будущих владельцев бизнеса хотят сотрудничать с венчурными фондами, предпочитая раскручивать свое дело самостоятельно, с друзьями или же с компаниями частного капитала.

Теперь студенты уже не так нетерпеливы, как раньше. Они понимают, что для развития стартапа требуется время. "Сначала они хотят набраться опыта", - говорит Линда Уэллс (Linda Wells) из Центра по изучению предпринимательства школы Stanford. "После того, как пузырь дот-комов лопнул, желающих начать свой бизнес сразу после выпуска стало намного меньше. Но число тех, кто говорит о своем желании рано или поздно создать свое дело, остается примерно на том же уровне, что и раньше".

За последние пять лет Instituto de Empresa пересмотрел свои приоритеты в преподавании основ предпринимательства. Хотя на программе приводятся ставшие классическими примеры независимых предпринимателей вроде Майкла Делла (Michael Dell) и Билл Гейтса (Bill Gates), по этому пути идет лишь 20-25% выпускников. Для остальных предпринимательство интересно в первую очередь как часть навыков, которыми должен обладать специалист в области общего менеджмента. Кроме этого, в последнее время все большее внимание уделяется экономике и навыкам управления семейным бизнесом.

Австралийская AGSM также сделала предпринимательство одной из составляющих своего курса общего менеджмента. По словам доктора Уэнинга, предпринимательство – прекрасный способ для интегрированного преподавания финансов и маркетинга.

Представители школы Cranfield считают, что кризис не слишком повлиял на их программу преподавания предпринимательства: "Мы всегда старались объяснить нашим слушателям, что нужно начинать с малого и тщательно следить за финансами"."Я считаю, что ничего хорошего кризис не принес", - говорит профессор Франк. "Мне трудно сказать об этом что-нибудь положительное. Люди не смогли увидеть стандарты качества, и стали вкладывать деньги во всякую ерунду". Профессор Райс имеет иное мнение: "единственная неприятная вещь в том, что было потрачено много денег, а пользы от этого вышло недостаточно. Тем не менее, Интернет принес глобальные изменения, вдохновил многих на собственное дело и дал нам понять, что мы живем в условиях глобального рынка. В тот период родилось много хороших мыслей. Им требовалось время, чтобы созреть. Но вместе с тем на рынке было и множество совершенно никчемных идей".

Комментарии Фейсбук Вконтакте