Инфляция оценок

Дата публикации

Масштабы проблемы инфляции оценок всеобъемлющи, школы используют для ее решения разные подходы, а рекрутерам все сложнее оценить кандидатов.
Слушатели нью-йоркской Columbia Business School получают в ходе обучения лишь две оценки: Pass (зачет) или Fail (незачет). У них на этот счет есть своя шутка: "Р значит МВА". Смысл в том, что для получения степени достаточно просто получить по всем курсам программы тот самый "зачет". А для этого совершенно необязательно стараться покорять вершины знаний. Особенно тем, кто не привык усердно трудиться.
"Вам нужно получить "P" для диплома, но эта оценка не может являться абсолютным показателем того, чему вы научились и чего достигли за время учебы", – говорит Синди Бо (Cindy Bo), студентка первого курса Columbia. И все же Бо уверена, что у такой системы есть свои плюсы. Например, она позволяет сконцентрироваться на учебе и не думать о том, какую цифру вам напишут в диплом.

Все для клиентов

В то время как для очередной партии будущих специалистов МВА подходит пора выпускных экзаменов, некоторые администраторы и рекрутеры беспокоятся о том, что проходные баллы даются слушателям слишком легко. Сегодня все больше школ бизнеса переходят на тот или иной вариант системы зачет/незачет. А в остальных, все еще придерживающихся традиционной системы дифференцированных баллов, инфляция оценок настолько очевидна, что редко кто из слушателей получает оценки ниже "B". 
В действительности некоторые из школ перешли на систему зачетов именно потому, что преподаватели стали слишком щедро раздавать слушателям "отлично". Такая же проблема стоит и в сфере додипломного образования. Президент Гарварда Лоуренс Саммерс (Lawrence Summers) призвал прекратить подобную практику, когда 90% выпускников получили диплом с отличием. Недавно Princeton University установил внутренние правила, по которым отличниками могут быть не более 35% слушателей додипломных программ.
Инфляция оценок несет с собой определенные негативные моменты, в особенности для программ МВА. Корпоративным рекрутерам, в большинстве своем ориентированным на производительность и эффективность, сложно понять, какие из кандидатов имеют хорошие академические результаты, а какие не слишком. Можно также с уверенностью говорить о том, что тенденция эта в обозримом будущем будет только усиливаться. Инфляция оценок продолжится, ожидания студентов будут продолжать расти, а школам придется им соответствовать. В конце концов, довольные клиенты – гарантия непрекращающегося потока пожертвований, рекомендаций для новых кандидатов и всяческой поддержки в долгосрочной перспективе.

Ценность в цифрах

Недавнее исследование показало, насколько глубоко инфляция оценок уже укоренилась в системе бизнес-образования. Авторы исследования: Дон А. Мур (Don A. Moore), помощник профессора организационного поведения Tepper School of Business при Carnegie Mellon University и Самуэль Свифт (Samuel Swift), директор Лаборатории по исследованию поведения университета Tepper. Им удалось проследить, как члены приемной комиссии оценивают кандидатов и какое значение придают их прошлым академическим показателям. В своем исследовании они в числе прочих источников использовали данные по качеству университетских программ из открытых рейтингов.
Авторы пришли к выводу, что даже в ведущих бизнес-школах приемные комиссии рассматривают оценки без поправки на их очевидную инфляцию в некоторых колледжах. Следовательно, выпускники колледжей с высокой инфляцией оценок имеют больше шансов на поступление. Мур приходит к заключению, что рекрутерам очень сложно понять разницу между "А" в школе с традиционной системой оценок и такой же оценкой в другой школе.
Но не каждая школа легко поддается давлению инфляции. В традиционном понимании каждый студент должен получать оценку, соответствующую определенному баллу (A = 4,0; B = 3,0; C = 2,0; D = 1,0; F = 0), то есть так, как это было в средней школе и в колледже. В такой системе у каждого студента есть средний балл (GPA), с помощью которого его можно оценивать относительно других слушателей.

"Это не институт благородных девиц"

"Именно так все и должно быть", – говорит профессор бизнеса Джерольд Циммерман (Jerold Zimmerman) из William E. Simon Graduate School of Business Administration, которая поддерживает традиционную систему GPA на протяжении вот уже 15 лет. – Бизнес-школы существуют для обучения, а оценки служат показателями ценности образования каждого из студентов. Это не институт благородных девиц".
В школе Simon существует жесткая система распределения баллов. Так, на всех базовых курсах, где учатся больше 40% от общего числа студентов, доля оценок ниже “B” должна составлять как минимум 8%. А для курсов, где учатся менее 40% слушателей, этот показатель не должен быть меньше 4%.
И хотя хороших оценок все равно выставляется очень много, существующие ограничения заставляют студентов бороться за них. В результате общая картина очень отличается от того, что мы видим во многих других школах. Более того, рекрутерам очень легко различать достижения студентов по их GPA. Правила в Simon настолько строгие, что даже если итоговый GPA студента составляет 2,999, его нельзя округлить до 3,0 – необходимого минимума для получения диплома.

Академическая тайна

Другие школы придерживаются прямо противоположной стратегии. Kellogg School of Management при Northwestern University отказалась от традиционной системы среднего балла GPA. Каждый профессор вправе самостоятельно решать, какие отметки он станет выставлять своим слушателям. Буквенным обозначениям здесь присвоено не количество баллов, а описательные прилагательные (A = отлично, B = хорошо, C = удовлетворительно, D = слабо, F = неудовлетворительно). Единственное условие: чтобы получить степень, общий балл за все курсы не должен быть ниже "С".
Администрация школы Kellogg уверена, что слушатели программ МВА имеют сильную внутреннюю мотивацию, поэтому их академические успехи достаточно высоки. Кроме того, приемная комиссия имеет очень жесткие критерии отбора аппликантов. "Наши слушатели привыкли к тому, что они лучшие в своем деле. Поэтому мы ожидаем, что здесь они тоже покажут лучшие результаты", – говорит Роберт Корайчик (Robert Korajczyk), старший помощник декана по учебному процессу.
Если бы у нас была другая шкала системы оценок, многие студенты не стали бы выбирать курсы вне своей зоны комфорта, поясняет он. Некоторые школы, в том числе и Kellogg, могут по желанию студента выдать ему табель с оценками. В других школах раскрытие этой информации запрещено.
Не раскрывает оценок, например, Harvard Business School. "Компании не могут запрашивать информацию по оценкам, а студенты не должны предоставлять им эту информацию", – говорит представитель HBS Джим Айзнер (Jim Aisner). Слушателям второго года обучения разрешается указывать в своих резюме особые отличия, полученные по результатам первого года. В HBS все студенты делятся на "категории". В первую категорию (Category I) попадают от 15% до 20% слушателей, в Category II – 65–75%, в Category III – 10%. Есть и четвертая категория, подразумевающая исключение, но слушатели попадают туда крайне редко.


Комментарии Фейсбук Вконтакте