Индийские бизнес-школы хотят быть независимыми

Дата публикации

Прецедент

В середине октября произошел случай, еще раз иллюстрирующий, насколько сложными могут быть отношения образовательных учреждений и государственных структур. Бакул Долакия (Bakul Dholakia), глава школы IIM Ahmedabad в штате Гуджарат, был вынужден уйти со своего поста после 5 лет успешной работы. На него возлагались большие надежды, и многие бы хотели видеть Бакула в должности в течение следующих 5 лет.
Однако продолжать руководство бизнес-школой ему не пришлось. Согласно существующей системе, нового руководителя бизнес-школы в Индии должен выбирать премьер-министр. Это очень похоже на английскую и американскую систему назначений на высшие посты в образовании. Однако на самом деле именно такая система тормозит выход индийских бизнес-школ на международный рынок. Профессор Долакия провел много лет на рабочем месте, пытаясь хоть как-то противостоять диктату властей в данной сфере.
Сегодня в Индии споры об уровне свободы бизнес-школ разгораются с новой силой. Такие известные учебные заведения, как IIM Ahmedabad и IIM Bangalore, больше не нуждаются в государственном финансировании. «Все что мы хотим – это независимость», – отмечает профессор Долакия.
Идеей «отделения» бизнес-школ от государства Бакул Долакия занимался в течение последних лет. В 2004 году он выступил с инициативой разработки программы, которая позволила бы индийским учреждениям бизнес-образования стать независимыми от государства, и в апреле 2005 года представил соответствующий отчет правительству Индии. По признанию Бакула Долакия, последние 2,5 года у него ушли на согласование созданной программы с чиновниками.
Программу автономности поддерживает и Ришикеша Кришнан (Rishikesha Krishnan), преподаватель корпоративной стратегии и глава исследовательского отдела IIM в Бангалоре. Он также обеспокоен тем, что правительство определяет размер зарплат.
«Мы очень долго обсуждали данную тему, но так и не пришли к общему результату, – продолжает Кришнан. – Так как мы не берем деньги у правительства, то, на мой взгляд, мы сами вправе устанавливать размер зарплат».

Выбор карьеры

Привлечение преподавательского состава – это основная задача, стоящая перед всеми шестью филиалами бизнес-школы IIM. Они располагаются  в Ахмедабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакноу, Индоре, Кожикоде. Седьмой филиал будет создан на границе с Китаем и Бирмой в Шиллонге. И наиболее значительная трудность в подборе преподавателей – это уровень зарплат. К примеру, средняя заработная плата у выпускников школы выше, чем у преподавателей, и ведь первым всего по 23–24 года. Как иллюстрация: в США выпускники получают в среднем в 2 раза больше профессоров, в Индии этот показатель приближается к 10:1.
Профессор индийской бизнес-школы зарабатывает около $12,5 тыс. в год. И IIM в Ахмедабаде и IIM в Бангалоре стараются обеспечить более высокие зарплаты за счет консалтинговой работы и проведения краткосрочных курсов для бизнесменов. Бокул Долакия оценивает, что заработная плата ведущих преподавателей в его школе в 7–8 раз больше, чем та, которая назначается и выплачивается государством. Тем не менее, вакантных позиций в школе предостаточно. «Говорите  о привлечении профессоров международного уровня? Забудьте об этом!», – восклицает он.
По словам профессора Долакия, сегодня индийские школы стремятся создать сильный международный бренд, и правительство контролирует практически каждый шаг. По его словам, степень вовлеченности государства в бизнес практически не изменилась с 1980-х годов. И пока ситуация остается таковой, индийским школам будет чрезвычайно сложно принять участие в глобализационных процессах. Первыми же на путь глобализации ведущих индийских школ стали филиалы IIM в Ахмедабаде и Бангалоре.
У бангалорского филиала есть обширные связи с зарубежными учебными заведениями; здесь проводятся совместные программы и налажен обмен студентами с такими бизнес-школами, как Stanford (США), INSEAD (Франция) и McGill (Канада).
Филиал в Ахмедабаде наладил связи с Essec во Франции, Bocconi в Италии и Fuqua school at Duke University в США. В прошлом году было установлено взаимодействие по программе Duke Corporate Education.
Хотя иностранные студенты очень часто приезжают в индийские бизнес-школы по обмену опытом, привлечь их на постоянное обучение по двухлетней программе практически невозможно. Конкуренция в индийских бизнес-школах огромная – все шесть филиалов IIM, к примеру, могут принять только 1500 человек, хотя получают до 200 тыс. заявок. Все это приводит к тому, что необходимый для поступления результат GMAT должен превышать 700 баллов. Имея такие баллы, абитуриент сможет поступить в Stanford, Chicago или Columbia.
Для того чтобы начать привлекать иностранных студентов, IIM необходимо решить три проблемы. Первая касается названия степени. Так как IIM не является бизнес-школой в прямом смысле слова (имеет юридический статус института), она не может присваивать степени MBA или Msc. Две ведущие программы школы – PGD (postgraduate programme) и PGD (postgraduate diploma). И несмотря на то что образование IIM очень ценится в Индии и привлекает таких абитуриентов, за которых большинство ведущих американских и европейских школ были бы готовы сражаться до последнего, IIM не выдает степень MBA. Это прерогатива специальных авторизированных бизнес-школ, расположенных на всей территории Индии.
По иронии судьбы, чтобы получить право присваивать степень MBA, IIM должна попасть под еще больший контроль со стороны государства, чего она изо всех старается избежать.
Вторая проблема – местоположение. Все филиалы IIM расположены в малоизвестных городах, а в Дели и Мумбае нет ни одного представительства школы. Недавно правительство заявило о том, что будет построено еще три филиала, но вот место строительства – это уже предмет спора на уровне городов.
Третья сложность – это правила приема студентов, что представляет собой довольно острый вопрос как для индийской системы образования в целом, так и для институтов IIM в частности.

Качество

В настоящее время в судебном порядке решается вопрос о том, в каких пропорциях должны соотноситься разные категории студентов и стоит ли сохранять 27% мест на курсе для кандидатов с недостаточном материальным положением (к слову сказать, сейчас в индийских школах уже учатся 25% таких студентов). По опасениям представителей сферы бизнес-образования, это может снизить общий уровень слушателей.
В Бангалоре преподаватели осторожны. Если придется увеличить количество студентов, то это вызовет необходимость увеличить и число преподавателей, что возвращает все проблемы опять на уровень зарплат.
Это будет сложный вопрос, который придется решать и новому директору филиала школы в Ахмедабаде.

Комментарии Фейсбук Вконтакте