Имеющие отношения

Дата публикации 16.08.2011

100 миллионов долларов составляет, по оценкам Lobbying.ru, годовой объем российского рынка GR, включая бюджеты профессиональных ассоциаций, консультационных и юридических фирм, а также бюджеты GR-подразделений российских и западных корпораций.

GR-специалист – человек, профессионально занимающийся отношениями частного бизнеса и государственных структур. Иными словами, это коммуникатор высокого уровня, дипломат от бизнеса по своей сущности. 

ПРО ЛЮДЕЙ   

В большинстве своем такие сотрудники востребованы в крупных компаниях, для которых важно наладить взаимовыгодные отношения с властями и в ряде случаев адаптировать бизнес согласно требованиям определенных государственных структур. Молодых специалистов в этой области не так много, как, возможно, хотелось бы работодателям, но образовательные учреждения России проводят определенную работу в этом направлении. Так, по словам руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru, кандидата политических наук, доцента кафедры политического консалтинга и избирательных технологий НИУ ВШЭ Павла Толстых, «в 2004 году в ГУ-ВШЭ открылась кафедра «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти», которую возглавил глава РСПП Александр Шохин, а профессорами стали такие известные профессионалы, как Петр Авен, Дмитрий Зимин, Игорь Юргенс и др. С 2008 года в МГУ им. М.В. Ломоносова можно получить специальность «MBA – Связи с государственными органами (GR)». 

Между тем, по данным агентства по подбору персонала «Виват Персонал», большинство джиарщиков, имеющих солидный опыт работы, – бывшие политики, которые в свое время предпочли работе в органах законодательной и исполнительной власти карьеру в новой области.

И НЕ ТОЛЬКО  

Необходимость диалога между бизнесом и властью была и раньше, но активно данный вопрос стали обсуждать сравнительно недавно. По мнению Павла Толстых, есть несколько ключевых тенденций, повлиявших на зарождение и активное развитие в России отрасли, которую принято называть Government Relations. 

Покупка госкомпаниями частных активов, создание государственных корпораций, которым были даны значительные привилегии, – все это привело к прямой зависимости между успешным развитием компании и ее грамотной политикой в отношении государства. 

В результате изменения избирательной системы страны в 2004 году произошло резкое сокращение спроса на политическое и избирательное консультирование, что вынудило компании соответствующей отрасли переквалифицироваться из PR- в GR-консультантов. 

Вслед за этим в российских корпорациях стали появляться департаменты по связям с органами государственной власти. «В авангарде формирования такого рода профессиональных структур отрасли с повышенной государственной регуляторикой – ТЭК и металлургия, а также те, где в значительной мере присутствует международный капитал, – пивная, табачная и телекоммуникационная отрасли», – уточняет Павел Толстых. 

Потребность иностранных компаний, имеющих представительства в России, в консультациях, касающихся эффективного взаимодействия с органами госвласти страны пребывания, также понятна. Данный спрос способствовал, с одной стороны, приходу на российский рынок международных лоббистских фирм, а с другой – созданию специализированных комитетов, занимавшихся связями с органами госвласти, в ведущих российских ассоциациях. В свою очередь, растущая потребность в отечественных специалистах сформировала необходимость создания специальных обучающих программ, о которых говорилось выше. 

Между тем не стоит забывать, что для России специалист в сфере Government Relations – профессия довольно новая. И хотя информация о данной сфере услуг вышла за рамки профессиональных форумов и стала доступна широкой общественности, отношение к лоббистам в России до сих пор остается неоднозначным. Если на Западе GR-менеджер – уважаемый и высокооплачиваемый специалист, то для нашей страны, скорее, характерна негативная коннотация всего, что имеет отношение к лобби и связям с органами власти. К сожалению, подобное отношение имеет под собой основания, и одна из ключевых задач представителей данной профессии – повлиять на структуру в целом так, чтобы в дальнейшем коррупция была сведена к минимуму, а здоровая конкуренция стала одним из приоритетных направлений развития.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА

Если на Западе GR и лоббизм – это две большие разницы, то в России их уже давно объединили в одну профессию.    

ИСТОРИЯ GR

Элмер Эрик Шатшнайдер (1892–1971)

Один из ученых, заложивших основу исследования лоббизма как политики групповых интересов, родился в городе Бетани, штат Миннесота, США. Получил научные степени бакалавра и магистра наук в Питтсбургском университете, а докторскую степень – в Университете штата Колумбия. С 1930 по 1960 год преподавал в Женском колледже Нью-Джерси, а также в Университете Уэсли. В этот период он написал свои наиболее известные книги, которые не потеряли своей актуальности и по сей день: «Политика давления и тарифов» (1935), «Партия правительства» (1942), «Борьба за партию правительства» (1948), «Равновесие и изменения в американской политике» (1958). Среди этих трудов наибольшее влияние на развитие лоббизма как науки и как профессии оказала первая книга, в которой Шатшнайдер сформулировал основные принципы изучения данной дисциплины. В 1956–1957-м являлся президентом Американской ассоциации политических наук, представители которой позднее учредили премию имени Шатшнайдера за лучшую диссертацию в области американской политики.

Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902–1978)

Создал одну из наиболее эффективных моделей построения лоббистской коммуникации.

Гарольд Дуайт Лассуэлл родился в Доннелсоне, штат Иллинойс, США. В 1946 году стал профессором права, а шестью годами позднее, в 1952-м – профессором политических наук Йельского университета. Его деятельность как ученого-политолога, представлявшего бихевиористскую школу, была связана с разработкой функционального подхода в политике с использованием методов социальной психологии, психоанализа и психиатрии в изучении политического поведения и пропаганды. Уникальность его системы заключалась в том, что благодаря такому комплексному решению задачи Лассуэлл заложил основы позитивистской традиции создания модели политической коммуникации, состоявшей из источника информации сообщения, средства связи, адресата и результата коммуникации. Эти принципы были изложены в его работах, вышедших в период с 1930 по 1952 год, первой и наиболее известной из которых стала «Психопатология и политика», написанная в 1930 году.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте