IMD: размер имеет значение. Интервью с Кэти Умс Сутер, директором приемной комиссии и службы по карьере

Дата публикации

В швейцарской бизнес-школе IMD учатся всего 90 слушателей, поэтому с каждым из них служба по карьере работает индивидуально.
Кэти Умс Сутер (Katty Ooms Suter), директор приемной комиссии и службы по карьере IMD (N 3 в списке лучших неамериканских бизнес-школ BusinessWeek 2002). Свою карьеру она начала в швейцарском отделении компании Proctеr & Gamble, где работала маркетологом. Недавно школа приняла решение объединить приемную комиссию и службу по карьере под ее руководством. Кэти планирует принимать в школу тех кандидатов, которые будут иметь успех у рекрутеров.

- Каким образом в вашей школе обычно проходит процесс поиска работы?

- Поиск работы начинается еще во время процесса зачисления. Мы стараемся выбрать тех аппликантов, которые четко представляют, что они хотят, а также то, каким образом MBA, в частности IMD MBA, может им в этом помочь. Как только они получают подтверждение о приеме на программу, им предлагается пройти тест в режиме онлайн, результаты которого помогут им в принятии решений касательно их профессионального будущего. Они приходят для участия в программе под названием One Day ("однажды") с уже сложившимися взглядами на свой профиль.
У нас есть специальные дни, целиком посвященные курсам и семинарам по карьере, и мы привлекаем к участию экспертов и выпускников. Мы учим наших слушателей тому, как позиционировать себя, как вести себя во время собеседования, и всему, что связано с процессом поиска работы. До того, как компании присылают своих рекрутеров на кампус, наши слушатели пишут стратегию своего поиска работы. Я просматриваю все эти планы, а затем встречаюсь индивидуально с каждым из слушателей и даю свои рекомендации, предлагаю помощь и обращаю внимание на возможные трудности.

- Последние два года были не самыми лучшими для рынка труда МВА. Насколько успешны ваши студенты в поиске работы?

- В целом вполне успешны. В прошлом году 84% наших слушателей уже имели предложения по работе еще до окончания занятий по программе. Через два месяца таких было уже 95%, что с учетом непростых условий на рынке совсем неплохо.
Программа весьма интенсивна, поэтому за учебой и работой над проектами можно легко забыть о поиске работы. Кроме того, для меня в программе есть теперь гораздо больше времени, где я могу пригласить кого-нибудь или провести беседу самостоятельно. Мы говорим им о том, что необходимо использовать все свои связи, и мы помогаем им в этом. Мы также организуем для них встречи с руководителями компаний, когда они приезжают на кампус. Они должны понимать, что ищут работу для себя. Это их путь, и они должны держать его под контролем. Если они просто станут ждать, когда мы приведем к ним на кампус 50 компаний, это будет не самый лучший вариант. Так они вряд ли смогут найти именно ту работу, о которой мечтают.

- Каких компаний нет в списке тех, кто присылает своих рекрутеров к вам на кампус? Что вы собираетесь сделать, чтобы привлечь их?

- Если у вас есть только 90 специалистов МВА, которых вы можете предложить компании, нет смысла приглашать 200 компаний. Нам нужно подходить к этому вопросу очень избирательно. Мы стараемся сотрудничать с теми компаниями, которые действительно собираются взять хотя бы двух кандидатов из числа наших слушателей, которые представляют собой весьма разноплановую группу.
90 наших слушателей представляют 40 разных стран и хотели бы работать в 60 разных странах. Поэтому нас интересуют международные компании, которым нужны специалисты в тот или другой регион.
Но я не считаю, что мне необходимо приглашать рекрутеров на кампус. Я успешно нахожу для своих слушателей компании, которые не присылают к нам своих представителей.

- По словам некоторых из ваших выпускников, раньше в общей массе рекрутеров было недостаточно разнообразия. Так ли это? Что вы предпринимаете для того, чтобы решить этот вопрос?

- Девяносто человек. Каждый хочет идти в своем направлении. Возможно, кто-то и жаловался на недостаточное разнообразие рекрутеров. В первую очередь, у нас представлены ведущие консалтинговые компании. Мы также сотрудничаем с большим количеством компаний различных сфер бизнеса.
Более того, у нас есть то, что мы называем "команда корпоративного развития", которая занимается реализацией программ IMD для руководителей. Они ежедневно общаются со множеством компаний так же, как и наши сотрудники, и они могут подтвердить, что очень многие компании заинтересованы в подборе специалистов из числа наших слушателей. Эти компании также могут принять решение приехать на кампус или связаться со мной и рассказать, какие именно специалисты их интересуют. После этого я им посылаю три - пять резюме.

- Какова средняя стартовая зарплата ваших выпускников?

- Для выпускников Класса 2003 средняя стартовая зарплата составляла $123000. 80% из них при подписании контракта получили средний бонус $23000.

- Насколько свободно ваши выпускники могут менять направление своей карьеры после получения степени МВА?

- В процессе отбора аппликантов мы стараемся ориентироваться на тех, кто уверенно идет вверх по карьерной лестнице в своей индустрии. Мы стараемся объяснить слушателям, что просто взять и выбросить семь лет опыта работы в определенной области с точки зрения карьеры абсолютно бессмысленный поступок. И все-таки треть наших выпускников меняют сферу деятельности, функции и место жительства. Лично я это не рекомендую.

- Ставит ли такое решение сменить карьеру их в невыгодное положение на рынке труда?

- Нет. Это ставит их в невыгодное положение при обсуждении уровня их заработной платы. Действительно большой прибавки к зарплате добиваются те, кто после получения степени МВА идет работать в ту же индустрию или по крайней мере исполняет те же функции.

- Ваши слушатели приезжают со всех уголков мира. Какие регионы представлены в вашей школе больше?

- Около 76% наших выпускников меняют место жительства. Около 70% остаются в Европе. Примерно 16% едут в Азию, а от 7% до 20% - в Северную Америку, однако сейчас это очень сложно из-за проблем с получением визы. Остальные едут в Центральную и Южную Америку или в Африку. Когда я говорил о Серерной Америке, я необязательно имел в виду американцев, которые возвращаются домой, потому что многие американцы хотят остаться в Европе, а европейцы часто хотят уехать в Азию или США.

- Играет ли небольшой размер школы отрицательную роль в процессе поиска работы?

- Нет, наоборот. Малый размер - это преимущество. Каждому слушателю уделяется масса личного внимания. У меня имеется полная информация о том, чего каждый из участников хотел бы добиться в будущем.

- Как в разговоре с рекрутерами вы можете выделить слушателей МВА вашей школы из общей массы студентов бизнес-школ?

- Мы принимаем тех, в ком видим потенциальных СЕО или лидеров в своей области. Это помогает компаниям, ищущим для себя талантливые кадры. Я могу сказать рекрутеру, что любой из слушателей программы IMD уже прошел жесткий отбор в процессе поступления, в том числе целый день, в течение которого мы оценивали кандидатов. Другой важный критерий - наши слушатели в среднем имеют семь лет опыта работы и в большинстве своем собираются после окончания обучения продолжить свою карьеру в той же области. У нас компании могут найти для себя специалистов, которые могут приступить к работе немедленно.

- Будет ли вашим выпускникам легче найти работу через два года?

- Если бы я мог предсказывать будущее, я давно бы стал очень богатым. Но, в общем, это весьма вероятно. Когда у компаний не так много средств, они стараются не вкладывать деньги в обучение специалистов. Следовательно, они стараются найти тех, кто сразу станет приносить им прибыль. В этой ситуации, я уверен, мы находимся в весьма выгодной позиции.

Комментарии Фейсбук Вконтакте