И пусть все будут довольны

Дата публикации 04.08.2009

Предприятия и экономики лучше всего чувствуют себя в состоянии равновесия - как внутреннего, так и внешнего. Несмотря на это, действия многих предпринимателей зачастую направлены не на создание и поддержание этого баланса, а на его разрушение. По своей природе и по следствиям я бы разделил неравновесия на конструктивные (технические изобретения и предпринимательские инновации) и деструктивные (монополия, монопсония - монополия покупателя, спекуляция и т.д.). И те и другие могут наносить ущерб отдельным людям и предприятиям. Однако с источниками и последствиями конструктивного дисбаланса - например, с техническим прогрессом, сотрясающим и взламывающим устои экономики и изгоняющим слабейших игроков с поля конкурентной борьбы, - человечество готово мириться. А вот спекуляция (в ее традиционном понимании), а тем более использование тяжелого положения контрагента в корыстных целях осуждается. И объяснить это очень просто: действия, направленные исключительно на получение личной выгоды или удовольствия да еще и несущие страдания ближнему, вызывают порицание, а приносящие пользу обществу - воспринимаются гораздо более спокойно. Приведу простой пример: деньги, нажитые на залоговых аукционах, можно вкладывать в развитие водородной энергетики, а можно - в покупку иностранных футбольных клубов. Рискну предположить, что даже самые оголтелые футбольные фанаты в таком случае предпочтут развитие технологий утолению непомерных амбиций за общественный счет (подчеркну: дело не в личностях, а в оценке поступков).

Одним из факторов, вызывающих экономический дисбаланс, мне видится несправедливость в широком смысле этого слова. Многолетний опыт проектного финансирования убедил меня в том, что даже самые замечательные и тщательно проработанные проекты обречены на неудачу, если кто-то из участников считает себя несправедливо обойденным. Казалось бы, зачем вступать в сделку, если ее условия вас не устраивают? Ответ напрашивается сам собой: люди часто принимают невыгодные условия под давлением обстоятельств, когда выбора, по большому счету, нет. Слабейшая сторона вынуждена уступить сильнейшей - а та, в свою очередь, пользуясь случаем, выкручивает ей руки. И тем самым поступает недальновидно. Ведь судьба переменчива: колесо фортуны поворачивается, и преимущество переходит к другому. Бывший когда-то слабейшим участник вступает в борьбу за «правду», пытаясь наверстать упущенное, отыграть несправедливо уступленное - и сделка разваливается. В проигрыше остаются и «обидчик», и «правдолюбец».

Успешным может быть только тот проект (сделка, предприятие), все участники которого (если быть совсем точным - все заинтересованные стороны, stakeholders) считают его условия справедливыми. И речь не только об объективной справедливости - важно, чтобы все участники сделки одинаково оценивали ситуацию и одинаково понимали принцип равновесия сторон. Единообразие субъективного восприятия обеспечивается, в первую очередь, соответствием здравому смыслу. В крупных инвестиционных проектах, когда на кону десятки и сотни миллионов «в твердой валюте», на помощь приходят сложные финансовые модели, способные динамически учитывать все необходимые факторы «справедливости» и выдавать решения для всех сторон на любой период времени.

Однако никакие финансовые модели, никакие рейтинговые агентства, аудиторы, комиссии по биржам и честной торговле, никакие законы не будут работать надлежащим образом сами по себе. Эффективность этих механизмов обеспечивают только правильные нравственные и этические ориентиры. Если в нравственной системе координат происходит сбой, даже апелляция к собственной долгосрочной выгоде оказывается пустым звуком. Наверняка каждый вспомнит хотя бы один случай, когда экономическая выгода приносилась в жертву тщеславию или желанию поставить ближнего «на место».

Что же это означает для деловой практики? Каким бы мощным расчетным инструментом ни пользовались предприниматели для определения математического баланса интересов, без добрых намерений, умения встать на позицию другого, понять и осмыслить интересы партнера по сделке и вообще рассматривать его как равного себе успех в делах - успех долгосрочный, устойчивый, способный не только удовлетворить стремление к материальному комфорту, но и заручиться уважением окружающих - недостижим. Поэтому учет взаимных интересов должен стать такой же, если не более важной целью для бизнеса, как погоня за прибылью.    

Комментарии Фейсбук Вконтакте