МВА в Москве: что, кому и за сколько.

Дата публикации

Российское бизнес-образование находится сейчас только в стадии становления. Причем, не совсем ясно, какая стратегия организации бизнес-школ станет доминирующей в России. Известно, что существует две традиции организации бизнес-школ – европейская и американская. Европейские бизнес-школы как правило существуют автономно от центров классического образования – крупных и известных университетов. В США бизнес-школы развивались при известных университетах. У каждой стратегии есть свои недостатки и преимущества. Автономные школы более независимы в определении учебной программы и выборе пути развития. Школы на базе крупных университетов используют наработки доминирующей Alma mater и имеют возможность привлекать опытных преподавателей с других университетских кафедр.

Московские бизнес-школы можно условно разделить на 3 категории:

-Школы, возникшие на базе крупных университетов с экономической направленностью
-Школы, которые возникли как результат сотрудничества, как правило, с не самыми известными заведениями из стран Европы и США (редким исключением здесь является знаменитая Лондонская школа экономики - LSE – в России программу LSE предлагает Международный институт экономики и финансов при Высшей школе экономики)
-Школы, которые возникли и существуют автономно

Одним из преимуществ (и одновременно недостатком) российских бизнес-программ является то, что они рассчитаны на самый широкий круг людей, уже обладающих дипломом о высшем образовании.

Как правило, главным критерием в отборе слушателей является только их способность заплатить за обучение. Многие западные престижные школы уже давно тщательно отбирают слушателей.

Основные требования, которые они предъявляют – подтвержденное знание английского языка и немалый опыт работы в сфере, соответствующей программе специализации. В российских бизнес-школах, по крайней мере в тех, в которых преподавание ведется на русском, эти критерии отбора практически отсутствуют.

Еще одно условное преимущество бизнес-образования в России – его относительная дешевизна. Стоимость программ, предлагаемых российскими бизнес-школами, в несколько раз ниже программ МВА в Европе и США (в некоторых случаях цена отличается в десятки раз). Кроме того, для ситуации на рынке московских бизнес-школ характерен значительный разброс цен. От 990 у.е. за год обучения по вечерней программе (курс делового администрирования, предлагаемый Межотраслевым институтом повышения квалификации (МИПК) при МГТУ им. Баумана) до 7 тыс. 800 у.е. за год очного обучения по программе МВА в МГИМО МИД России.

В среднем, российский диплом МВА сейчас обойдется в $3.000-$5.000 в год (при сроке обучения 2 года). Столько же стоит обучение в западных МВА (не самых дорогих и известных), предлагаемых в Москве.
Относительная дешевизна образования понятным образом сказывается на его качестве. Известно, что российских бизнес-школ не найти не только в списке самых известных заведений, в которых готовят бизнес-элиту, но и в тех рейтингах, которые оценивают школы стран с переходными экономиками.

Российские бизнес-школы предлагают сейчас как дневные, так вечерние и "модульные" (очно-заочные) программы. Последние рассчитаны на людей, живущих вдали от школы бизнеса: в школу они приезжают на очные сессии, после чего учатся дома (большинство MBA в России - вечерние или очно-заочные). Кстати сказать, самой популярной формой обучения остается именнно вечерняя или модульная, что отличает российские программы от престижных западных, где слушатели, как правило, не только посещают все занятия в дневное время, но и живут в кампусе не протяжении всего курса обучения.

По содержанию программа MBA может быть общей или специализированной. Российские бизнес-школы обычно дают общую программу.

Из специализированных наиболее известны MBA МИРБИСа ("Московской международной высшей школы бизнеса") со специализацией в области маркетинга или финансов.

Предметы, изучаемые в российских бизнес-школах, условно делятся на четыре группы: дисциплины, изучающие среду бизнеса (экономическая теория, предпринимательское и налоговое право, профессиональная этика и т.д.); научные основы бизнеса (финансы и бухучет, количественные методы, статистика, организационное поведение); базовые курсы (менеджмент, маркетинг, управление персоналом и т.д.); специальные и специализированные дисциплины (управление проектами, управление инвестициями, логистика внешнеэкономической деятельности и т.д.). Кроме того, слушатель готовит магистерскую диссертацию, основанную на самостоятельной работе прикладного характера. Особое место в обучении магистров управления бизнесом занимают case-studies – решение конкретных практических задач. Причем в московских бизнес-школах изучают случаи из практики предпринимательской деятельности в России.
Учитывая все особенности бизнес-среды в России, можно сказать, что диплом МВА будет более полезен тем, кто уже занимает прочную менеджерскую позицию в компании, или тем, кто заинтересован в получении престижной работы, используя связи, полученные в бизнес-школе.

В этом смысле, учитывая тот факт, что многие студенты бизнес-школ являются состоявшимися менеджерами среднего звена, а университетские связи, как утверждают психологи, остаются на всю жизнь, время, потраченное на получение диплома МВА, не будет потрачено зря. Хорошо также известно, что многие выпускники западных бизнес-школ получают предложение на работу от своих бывших сокурсников или используя их протекцию. Этот обстоятельство – не последний фактор, оказывающий влияние на статистику трудоустройства выпускников западных бизнес-школ.
Бизнес-школа, по признанию самих выпускников, это не только (и не столько) возможность пополнить багаж знаний, сколько место, где общаются потенциальные деловые партнеры, это своеобразный клуб. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание каждому, кто собирается сделать непростой выбор – западная или российская бизнес-школа. Безусловно, тем, кто представляет компанию, которая работает в России и не имеет потребности в развитии внешнеэкономических связей с западными партнерами, более полезной может оказаться именно российская бизнес-школа. И наоборот, те, кто планирует развивать бизнес на контактах с зарубежными партнерами, как правило, интересуются западными программами МВА.

Теперь о рейтингах. Российские бизнес-школы, насколько нам удалось узнать, оценивались только единожды.
Первую и единственную революционную попытку проранжировать российские бизнес-программы предпринял журнал "Карьера". Как и всякое начинание, первый опыт составления рейтинга российских бизнес-школ вызвал массу вопросов. Составители рейтинга решили уйти от "субъективизма", который традиционно присутствует в методологиях составителей рейтингов западных бизнес-школ. Известно, что составители рейтингов ведущих западных бизнес-школ используют сложную методологию оценки уровня заведений, в которых готовят бизнес-элиту, а результаты анкетирования выпускников бизнес-школ занимают 20% в подсчете итогового бала. 80% в подсчете конечного бала занимает анализ контактной информации, предоставляемой представителями бизнес-школ. Результаты анализа по ряду критериев обычно сравниваются с результатами прошлых лет, таким образом, составители рейтингов стремятся избежать возможных искажений.

Российский вариант рейтинга по объективным причинам не мог учитывать результаты анализа информации предоставляемой бизнес-школами за прошлые годы, т.к. этих результатов просто не было.
Стоит заметить, что рейтинг российских бизнес-школ составлялся в то время, когда МВА программы только "обкатывались" в условиях эксперимента по внедрению бизнес-образования, который Минобразования России завершило в прошлом году.

Кроме того, в России еще не сложилась традиция подготовки специалистов по специальным корпоративным программам. Известно, например, что в рейтинге бизнес-школ, составляемом изданием Financial Times, учитывается мнение корпоративного клиента, делающего заказ бизнес-школе на подготовку специалистов по специфической, адаптированной к условиям работы в компании, программе.

При составлении рейтинга российских бизнес-школ журнал "Карьера" сделал акцент на количественные показатели успешности заведения, предоставленные менеджерами российских образовательных бизнес-программ. Среди прочих критериев, учитывалось количество преподавателей на одного студента (10% от итогового бала), количество преподавателей с учеными степенями, полученными в России и заграницей (по 10%), число выпускников программы (15%), конкурс, если такой был, на каждое место (10%). Количественные показатели безусловно могут дать представление об уровне подготовки слушателей, но только лишь в том случае, если за основу методологии оценки взять "диалектический закон перехода количественных изменений в качественные".

Беглый анализ первого рейтинга, составленного журналом "Карьера", показывает, что в первую двадцатку списка попали бизнес-школы АНХ при Правительстве России и Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС и некоторые региональные бизнес-школы. В то же время, в списке совершенно не представлены школы флагманов российского высшего экономического образования – МГУ, Финансовой академии, ГУ-ВШЭ, РЭА им. Г.В.Плеханова.
На одну из "топовых" позиций рейтинга попала школа, которая предлагает дистанционный курс МВА. Известно, что качество дистанционного образования заведомо ниже традиционных курсов, к тому же, дистанционный МВА лишен главного преимущества – непосредственного общения в рамках студенческой группы с менеджерами крупных и средних компаний, повышающих уровень своей квалификации.

Излишне говорить, что в российских бизнес-школах еще не сложились традиции преподавания ряда ключевых предметов. Недостаток традиций осложняется тем фактом, что работодатель сейчас больше обращает внимание на опыт работы претендента, а не на его образовательный уровень.

По словам консультантов рекрутинговых агентств, работающих в Москве, большинство работодателей, занимающихся подбором менеджеров среднего звена, не требуют от соискателей диплом МВА российского образца. Требование о наличии диплома МВА одной из западных бизнес-школ, как правило, "выставляют" кадровики западных компаний, заинтересованных в расширении штата представительств в России. Однако, по признанию большинства опрошенных "Газетой.Ru" рекрутеров-аналитиков, и российский диплом МВА безусловно будет восприниматься как дополнительное преимущество при приеме на работу - что называется, сработает "при прочих равных".

Комментарии Фейсбук Вконтакте