Учитесь дома!

Дата публикации

Правительство пытается восполнить нехватку квалифицированных менеджеров в российском бизнесе. Как стало известно "Ведомостям", Минэкономразвития хочет создать в Москве и Петербурге две бизнес-школы мирового уровня. Но выпускники западных бизнес-школ сомневаются в успехе этой затеи.

Получить степень MBA в России, по данным президента Российской ассоциации бизнес-образования Леонида Евенко, сейчас можно в 55 учебных заведениях, которые в год обучают до 4000 человек. Но котируются российские бизнес-школы невысоко: ни одна из них не попадала ни в один из составляемых деловыми изданиями рэнкингов. Поэтому каждый год около 1000 россиян предпочитают получать степень MBA за границей.

Российская система образования не готовит качественных менеджеров, пожаловался глава Минэкономразвития Герман Греф руководителям думской фракции "Единая Россия". Чтобы решить эту проблему, в ближайшие несколько лет в России планируется создать "две бизнес-школы мирового уровня". Одна из них, по словам министра, будет организована на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского университета, другая – в Москве, скорее всего с нуля. Глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко, по его словам, поддерживает идею Грефа.

Московская часть проекта, по словам Грефа, обойдется в $200-250 млн, а организовать его планируется в виде частно-государственного партнерства, в котором государство получит 49%, а частные инвесторы – 51%. Идеологи создания бизнес-школы в Москве – президент группы "Тройка Диалог" Рубен Варданян и ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау. С Мау вчера связаться не удалось, а Варданян рассказал "Ведомостям", что уже собирает пул бизнесменов, готовых профинансировать проект. Он планирует вложить в создание бизнес-школы и свои деньги, но сколько именно – не уточняет. Ни одна из российских бизнес-школ пока не получила мирового признания, объясняет свои намерения Варданян.

В Петербурге Высшая школа менеджмента должна появиться на базе соответствующего факультета петербургского университета. По подсчетам декана факультета менеджмента СПбГУ Валерия Катькало, создание бизнес-школы с нуля стоит $150-200 млн, но с учетом того, что база у факультета есть (там уже ведется обучение по программам от бакалавра до Executive MBA), эта цифра может сократиться до $100-150 млн, часть из которых факультет рассчитывает получить от государства. Цена проекта, по словам Катькало, сопоставима с расходами на создание недавно открывшейся Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине. Сейчас двухгодичный курс обучения по программе MBA в СПбГУ без отрыва от работы обходится слушателю в $15 000, программа Executive MBA – 20 000 евро. Это, по словам Катькало, "уже близко к среднеевропейской цене", но в российской бизнес-школе слушателей должен привлечь учет специфики отечественного бизнеса – например, кейсы, основанные на работе российских предприятий.

Но до стоимости обучения в престижных европейских бизнес-школах названные Катькало цифры пока недотягивают. По данным компании MBA Consult, обучение по двухгодичной программе full-time MBA в Роттердамской школе менеджмента стоит 34 000 евро, в LBS – $32 527 в год.

Работа над "компонентами авторитетной бизнес-школы" – обучением full time, привлечением зарубежных преподавателей, созданием собственных учебников и кейсов – уже началась, утверждает Катькало.

Первые выпускники национальных бизнес-школ мирового уровня могут, как надеется Фурсенко, появиться уже в 2007 г. Но не факт, что они понравятся работодателям, предупреждают обладатели западных дипломов MBA. "Преподавателями должны быть западные профессора или российские молодые специалисты, а не "бедные обрюзгшие академики", – настаивает Кирилл Дмитриев, выпускник Harvard Business School, управляющий директор Delta Private Equity Partners. – Должны быть договоры с компаниями-работодателями, а студенты должны быть отобраны на честных конкурсах". С бизнес-школой, выполняющей эти требования, Дмитриев с удовольствием заключил бы договор о найме выпускников. Диплом российской бизнес-школы не будет конкурентным преимуществом при найме в компанию, утверждает Петр Панов, выпускник бизнес-школы Wharton, ныне замгендиректора московского офиса Boston Consulting Group. "Бизнес-школы как вино – очень брэндированная вещь. Нельзя построить совхоз на Кавказе и сказать, что он выпускает дорогое французское вино, – предупреждает он. – Одними инвестициями ничего не решить, ведь в таких школах главное – не знания, а круг людей".
 

Комментарии Фейсбук Вконтакте