В моде все зеленое и устойчивое

Дата публикации

Интерес к сочетанию потребностей бизнеса с защитой окружающей среды может служить доказательством приверженности принципам устойчивого развития. Сообщество сторонников экологичного бизнеса Net Impact призывает активнее интегрировать курсы по управлению окружающей средой во все программы МВА.
Джастин Декожмовски (Justin DeKoszmovszky) учится на программе МВА в Johnson School of Management при Cornell University в Нью-Йорке. Это лето он проводит на небольшой ферме в Кении, где в числе команды из шести человек изучает новые возможности для предпринимателей, правительственных организаций, различных сообществ и местных университетов. Перед командой стоит множество задач, в том числе поиск лучших путей диверсификации зерновых культур.  
Многие слушатели МВА сегодня отдают предпочтение карьере в области устойчивого развития. Обычно этим термином описывают работу или проект, в задачи которого входит решение насущных проблем с учетом потребностей будущих поколений и сложностей, с которыми они могут столкнуться. Чаще всего устойчивое развитие связано с защитой окружающей среды, но оно также может включать в себя проекты самого разного направления, от поиска путей снижения выбросов углерода в атмосферу до фандрайзинга в пользу больных СПИДом в Африке. Для специалистов МВА это сравнительно новая сфера деятельности.
"Мы не можем продолжать использовать имеющуюся сегодня систему экономики так, как мы делаем это сейчас, - говорит Декожмовски. – Некоторые из нас осознали это, и теперь мы стараемся работать, опережая свое время. Нами движут не только огромные возможности, открывающиеся для нас в новой сфере занятости, но и гордость за нашу работу". Те компании, которые сегодня демонстрируют общественности свою приверженность идеям защиты окружающей среды, добавил он, завоевывают себе положительное общественное мнение, поэтому такие инициативы в смысле эффективности способны повысить уровень доходности бизнеса.

Неэффективные предложения

Вопросы охраны окружающей среды для сообщества Net Impact всегда в числе самых актуальных. Это сообщество со штаб-квартирой в Сан-Франциско насчитывает более 11000 специалистов МВА и других профессионалов. По словам Лиз Мо (Liz Maw), исполнительного директора организации, главным объединяющим принципом для всех этих людей служит стремление "сделать мир лучше".
Недавно среди членов сообщества был проведен опрос относительно того, насколько успешно бизнес-школы интегрируют в свои программы курсы по управлению окружающей средой. В опросе приняли участие порядка 90% из 104 подразделений Net Impact по всему миру.
Лишь 7% участников опроса считают, что школы предлагают своим слушателям релевантные курсы в области управления окружающей средой как часть основной программы МВА, в то время как 35% придерживаются того же мнения в отношении курсов по выбору. Около 30% опрошенных сообщили, что были разочарованы низким уровнем рассмотрения вопросов окружающей среды на их программах.
Большинство слушателей выступают за коренные изменения в программах. Даже в школе George Washington University School of Business, где слушателям предлагают специализацию в области устойчивого развития, 50% опрошенных считают, что программа МВА уделяет недостаточно внимания корпоративной, социальной и экологической ответственности бизнеса.

Горячий интерес

Что же кроется за растущим интересом к этим вопросам? Для новичков главным аргументом могут стать газетные заголовки о надвигающемся глобальном потеплении. По данным Национальной океанологической и атмосферной администрации, за последние сто лет климат Земли стал теплее на 1 градус по Фаренгейту. В ближайшие сто лет ученые ожидают дальнейшего повышения на 2,5–10,4 градуса.
Ученые также уверены, что такие кардинальные изменения в климате могут иметь серьезные последствия, включая исчезновение многих видов животных и растений.
Факты говорят сами за себя. Темпы вымирания полярных медведей растут, а страны "большой восьмерки" уже не могут игнорировать стратегии по предотвращению развития кризиса.
Бизнес-школы тоже стараются реагировать на сложившуюся ситуацию. Многие деятели сферы образования уже уловили сложившуюся тенденцию и теперь предлагают будущим лидерам бизнеса учебные курсы, повышающие их ответственность и развивающие понимание вопросов экологии. "Многие из тех представителей бизнеса, кто сегодня пытается справиться с этими вопросами, в свое время не получили должного образования. Поэтому им сложно понять, что же происходит на самом деле, - говорит Рик Банч (Rick Bunch), исполнительный директор Bainbridge Graduate Institute, где слушатели получают степень МВА или сертификат в области устойчивого бизнеса.

Программа с открытым доступом

Школа Bainbridge существует не так давно. Первые выпускники получили здесь свои дипломы в 2004 году. Своей главной целью она считает интеграцию вопросов экологии во все без исключения аспекты обучения на программе, от бухгалтерского учета до управления процессами. Средний возраст слушателей Bainbridge – 35 лет. Чаще всего они учатся в формате part-time, без отрыва от текущей работы. В течение двух-трех лет они собираются по выходным в районе Bainbridge Island, Вашингтон. Особенность программы в том, что любой представитель сферы образования может получить доступ ко всем ее учебным материалам. "Мы не можем самостоятельно обучить достаточно людей, которые решат вопросы экологии во всем мире", - говорит Гиффорд Пинчо (Gifford Pinchot), председатель и один из основателей Bainbridge.
Некоторые школы, например Leeds School of Business при University of Colorado, воспользовались опытом Bainbridge и ввели в свою программу занятия на основе предложенных в открытом доступе учебных материалов по устойчивому бизнесу. Другие разрабатывают подобные курсы самостоятельно.
London Business School, к примеру, собирается ввести уже этой осенью пять новых курсов по устойчивому бизнесу, один из которых имеет отношение к выбросам продуктов сгорания в атмосферу, а другой – к социальной ответственности корпораций. В LBS занятия по этике и социальной ответственности бизнеса остаются обязательными для слушателей МВА и EMBA на протяжении вот уже десяти лет.

Польза очевидна

Впервые занятия по экологии были введены в программу МВА в Yale School of Management (SOM). Руководство этой школы и сегодня остается активным сторонником продвижения вопросов экологического менеджмента. Совместная программа со Школой экологии и лесоводства (School of Forestry & Environmental Studies) была запущена в Yale в 1982 году. С тех пор ее окончили более ста выпускников. 
Гари Брюэр (Garry Brewer) разработал программу для SOM, а после в течение 10 лет преподавал аналогичный курс в University of Michigan. По его признанию, поначалу убедить будущих специалистов МВА в пользе программы было непросто. Но сегодня все больше школ, следуя желаниям рекрутеров, ставят экологию в число главных своих приоритетов не просто потому, что это правильно, но и потому, что это становится выгодно с экономической точки зрения.

Больше устойчивости

Корпорация General Electric входит в список Dow Jones Sustainability Index, цель которого – отслеживание финансовой эффективности компаний устойчивого бизнеса по всему миру. Не так давно General Electric запустила программу Ecomagination. В рамках этой инициативы корпорация привлекает и поощряет бизнес-идеи, способные принести пользу обществу и одновременно заработать деньги для компании. 
"Процесс улучшения мира для наших детей может быть не просто увлекательным, но и прибыльным, - говорит Джули Тейлор (Julie Taylor), менеджер по программам коммерческого развития. – Компания заинтересована в подборе специалистов, разбирающихся в вопросах устойчивого бизнеса".
Профессор стратегического менеджмента Марк Старик (Mark Starik) из George Washington University не сомневается, что объем материала по устойчивому бизнесу на программах МВА вырастет в течение ближайших пяти лет как минимум в два раза.
Большинство руководителей бизнес-школ уверены, что работодатели будут все больше интересоваться кандидатами, способными разбираться в вопросах устойчивого развития и экологии. Слушатели, в свою очередь, стремятся сочетать свои карьерные стремления с личными убеждениями, не теряя при этом возможности зарабатывать деньги. Зеленый цвет, таким образом, становится символом достатка и долгосрочного процветания.

Комментарии Фейсбук Вконтакте