Исследование GMAC 2005

Дата публикации

Тенденция снижения числа желающих получить степень МВА на программах дневного обучения сложилась три года назад. Все больше слушателей отдают предпочтение другим форматам обучения.
Компания GMAC, занимающаяся администрированием тестов GMAT, опубликовала данные своих последних исследований, по результатам которых число заявлений на программы МВА full-time в США снижается уже третий год подряд.
В 2005 году лишь 19% дневных программ full-time получили больше заявлений. В 2004 году эта цифра составляла 21%. Пик роста пришелся на 2002 год, когда о росте числа аппликантов заявили представители 81% программ full-time MBA. Однако текущий спад не такой резкий по сравнению с тем, как это было в 2003 году. Многое свидетельствует о том, что дальнейшее падение будет крайне незначительным. 
"Без сомнений"
Президент GMAC Дэвид Уилсон (David A. Wilson) на пресс-конференции 9 августа сообщил, что общее число желающих сдать тестирование GMAT в 2005 году выросло на 4%. Это определенно говорит о том, что в ближайшие годы число поступающих в бизнес-школы снова начнет расти.
"Без сомнений, в последнее время мы наблюдали спад, - говорит Уилсон. – Но теперь ситуация восстанавливается. Рынок вновь набирает обороты".
Причины длительного снижения популярности обучения в бизнес-школах неоднозначны. Представители GMAT называют несколько из них.

Сдержанная реакция

Все больше слушателей отдают предпочтение программам part-time и executive, чтобы иметь возможность продолжать работать на прежнем месте одновременно с учебой. Текущая ситуация на американском рынке труда также способствует тому, чтобы те, кто рассматривает в перспективе получение степени МВА, отложили на время свое последипломное образование. Кроме того, рост популярности неамериканских программ не может не сказаться на снижении числа заявлений в школах США.
Исследователи считают, что современные аппликанты склонны подавать заявления в бизнес-школы на несколько лет позже, чем это было принято ранее. Поскольку некоторые школы становятся менее избирательными, число школ, в которые кандидаты подают заявления, также снижается. Все это отражается на общей статистике.
Реакция представителей бизнес-школ на результаты исследования была весьма сдержанной. Некоторые из деканов утверждают, что данные о снижении числа заявлений нельзя объяснять несоответствием содержания программ МВА реальным потребностям современных специалистов или тем, что ценность диплома МВА снижается.

"Не настолько серьезно"

"Я не думаю, что незначительное снижение в этом году можно объяснить чем-либо, кроме демографических изменений и снижения числа иностранных кандидатов, - говорит Моника Грей (Monica Gray), помощник декана и директор приемной комиссии школы McDonough при Business at Georgetown University. – Ситуация не настолько серьезна, как некоторые склонны думать".
По словам Роберта Дж. Свиринга (Robert J. Swieringa), декана S.C. Johnson Graduate School of Management при Cornell University, хотя сегодня на покрытие всех расходов по кредитам после выпуска уходит немного больше времени, чем раньше, "программы МВА сегодня лучше чем когда бы то ни было, в особенности благодаря технологиям и обновленному содержанию".
Иссер Галлогли (Isser Gallogly), директор приемной комиссии программ МВА New York University Stern School оf Business, считает, что "рынок бизнес-образования укрепляется". С ним согласна и Мелинда Аллен (Melinda Allen), помощник декана школы Owen при Vanderbilt University. "С МВА все в порядке. Программы пользуются спросом", - говорит она.

Желаемое за действительное?

В ближайшие несколько лет, считают представители GMAC, число заявлений на программы full-time МВА будет расти. Это подтверждается демографическими исследованиями, которые свидетельствуют об увеличении возрастной группы, традиционно ориентированной на дневное обучение в бизнес-школах.
Однако есть мнение, что этого может и не произойти, ведь число заявлений падало на протяжении последних трех лет, в то время как процент жителей США в возрасте 20-30 лет продолжал расти. Поэтому некоторые эксперты утверждают, то для повышения числа заявлений американским школам необходимо открывать программы за рубежом, в особенности в странах с активным ростом экономики.

Зарубежная деятельность

По словам Хенвика Хасса (Fenwick Huss), декана Mack Robinson College of Business при Georgia State University, число молодых людей в возрасте 25-29 лет в Индии и Китае растет невероятными темпами. "Экономика этих стран продолжает свое развитие, поэтому нам следует активизировать свою деятельность по привлечению кандидатов на программы МВА, - говорит он. – Рост числа аппликантов должен иметь международный характер".
В то же время многие программы формата part-time сообщили о росте числа заявлений. В этом году рост составил 46%, а в прошлом году – 25%. Причем на каждой десятой программе показатели роста составили в 2005 году как минимум 21%. Это свидетельствует о сложившейся тенденции в стремлении специалистов получать диплом МВА без отрыва от работы.
Количество полученных заявлений на программы формата executive MBA, рассчитанных на менеджеров в середине своей карьеры, практически не изменилось. В этом году о росте числа заявлений сообщили 38% программ executives. В 2004 году их доля равнялась 53%.

Мудрые аппликанты

В целом же все больше представителей программ ЕМВА говорят о том, что они получают "значительно больше заявлений". В борьбе за иностранных слушателей американские программы ЕМВА определенно проигрывают своим зарубежным конкурентам. Доля иностранных слушателей на американских программах ЕМВА составляет 2%, в то время как за пределами США эта цифра достигает 29%.
Если смотреть на данные последних исследований GMAC с оптимистической точки зрения, то можно предположить, что аппликанты научились совмещать работу с семьей и учебой, а также стали лучше понимать, когда, как и куда им подавать заявления о поступлении. Но есть и другая точка зрения, которая имеет отношение к насыщению мирового рынка, который пусть и огромен, но все же ограничен.

Комментарии Фейсбук Вконтакте