Глобальная доска почета

Дата публикации

Опыт десятков средних и мелких бизнесменов со всего мира показывает: если не сдерживать предпринимательский дух людей, они могут успешно решить самые невероятные задачи.

 

В последние выходные мая в курортном Монте-Карло прошел небольшой слет предпринимателей из 31 страны мира. Может, он выглядел не столь значительно, как многолюдный Всемирный экономический форум, но значимость его никак не меньше. Ведь участвовали в нем люди, на которых, по большому счету, и держатся экономики многих стран: в Монте-Карло собрались средние предприниматели. Их роль зачастую недооценивается, не они герои обложек ведущих деловых еженедельников, их не встретишь в нелюбимом антиглобалистами Давосе, но их влияние на экономическое развитие в последние годы лишь растет, и не замечать этого уже невозможно.

 

Согласно исследованию группы Global Entrepreneurship Monitor Лондонской школы бизнеса, с 1990 по 2003 год число предпринимателей - тех людей, которые создают новые компании, - выросло с 5,5 до 9% экономически активного населения. Для сорока крупнейших экономик мира, в которых проводилось исследование, это означает, что из 2,4 млрд экономически активного населения 300 млн предпринимателей пытаются создать 192 млн новых компаний. Практически все эти компании - это компании малого и среднего бизнеса. Именно они и обеспечивают львиную долю экономического роста в крупнейших экономиках.

 

Вот как объяснил "Эксперту" причину создания этого конкурса директор глобального конкурса "Предприниматель года", который проводится под эгидой аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, Грегори Эриксен: "Работая в различных странах мира, мы обнаружили очень много интересных предпринимателей, которые добились большого успеха. Их успехи часто оказывались в тени крупных компаний или государства и были мало заметны для общества. Поэтому мы еще в 1986 году решили создать конкурс, в котором мог участвовать и победить абсолютно любой предприниматель, независимо от сектора, в котором он работает, и от размера его бизнеса".

 

McDonald`s, подвинься!

 

Конкурс "Предприниматель года" проводится в два этапа. Сначала определяются победители на национальном уровне (по одному в каждой стране), а затем из них отбирается уже победитель конкурса глобального. Жюри состоит из независимых экспертов, в него не входят сотрудники компании Ernst & Young. В 2004 году жюри возглавлял Ховард Стивенсон, заместитель декана Гарвардской школы бизнеса. На нынешний конкурс было подано 9 тыс. заявок из 31 страны. В следующем году заявок будет больше - в конкурсе-2005 будут участвовать уже 49 стран.

 

Формально критериев отбора лучшего предпринимателя всего шесть. Это - предпринимательский дух, финансовый успех компании, стратегическая направленность бизнеса, степень вовлеченности в глобальную экономику, инновации и личные качества. Применить их все для оценки успеха людей, работающих в разных отраслях, разных странах, в компаниях разного размера, было непросто. Ведь на конкурсе были представлены компании, задействованные в самых разных сферах - от бизнес-образования и информационных технологий до производства медицинской техники и торговли вином. Не менее обширна и география конкурса - от Бразилии и Канады до Японии и Новой Зеландии. Да и размер представленных фирм весьма разнился: в общей сложности компании-конкурсанты создали 1 млн 300 тыс. рабочих мест, правда, из них 800 тыс. было создано австралийской компаний Opportunity International Australia - она была основана еще в 1975 году Дэвидом Буссау (а сейчас эта компания каждые 35 секунд создает новое рабочее место).

 

Победителем конкурса в этом году стал Тони Тан-Кактионг - президент и основать филиппинской фаст-фуд-компании Jollibee Foods. Жюри сочло, что этой компании на одном отдельно взятом рынке удалось на голову разбить глобального лидера отрасли - американский McDonald`s. Jollibee Foods была основана в 1975 году и поначалу состояла из двух киосков по продаже мороженого. С течением времени ассортимент расширялся: появились горячие бутерброды, а потом и другие блюда. В 1993 году Jollibee стала первой компанией фаст-фуда, разместившей акции на Филиппинской фондовой бирже, что позволило ей привлечь капитал для дальнейшей экспансии. Сегодня компания занимает 65% рынка фаст-фуда на Филиппинах, у нее 988 закусочных, причем не только на родине, но и в Гонконге, США и других странах.

 

Нет ничего невозможного

 

Истории других предпринимателей - участников конкурса не менее впечатляющи. Физик по образованию, Кшиштоф Павловски в 1992 году основал в своем родном городе Новы-Сонч на юге Польши одну из первых бизнес-школ. "Тогда я активно участвовал в политике, был членом сената и полагал, что для закрепления политических изменений в Польше понадобится динамичный бизнес и, следовательно, бизнес-школы. Школа была основана с нуля, было всего тридцать пять студентов и две тысячи долларов стартового капитала. Так мой политический проект превратился в предприятие", - рассказал Кшиштоф Павловски, ныне президент Высшей школы бизнеса Новы-Сонч. Сегодня в ней учится 4 тыс. студентов из разных стран мира, у нее партнерское соглашение с университетом National Louis в Чикаго, она считается лучшим частным вузом в Польше.

 

Веса Кескинен из Финляндии ничего не создавал. Семейный бизнес - довольно успешный магазин Veljekset Keskinen ("Братья Кескинен") в деревне Туури на юго-западе Финляндии - достался ему по наследству от отца десять лет назад. Но за прошедшее десятилетие деревенский магазин превратился не просто во второй по обороту универмаг страны (почти 140 млн EURO), но и в туристическую достопримечательность. В 2003 году здесь сделали покупки 5,5 млн человек, а это больше, чем все население Финляндии.

 

Таких результатов г-ну Кескинену удалось достичь благодаря агрессивному маркетингу и оригинальным идеям по привлечению посетителей. Так, центральный ряд универмага имитирует деревенскую дорогу - с заборами, колодцами, дорожными знаками и даже скамейками. Посетителей со всей Финляндии привлекают в магазин и самые разные мероприятия. Так, Веса Кескинен внесен в Книгу рекордов Гиннесса за организацию крупнейшей рыбалки, в которой приняли участие 26 тыс. человек. Как г-н Кескинен рассказал, что, когда он стал владельцем магазина, перед ним был выбор: либо продолжать работать как раньше и просто плыть по течению, либо действительно попробовать чего-нибудь добиться. "В торговом бизнесе самое важное - это маркетинг. Рост продаж можно получить, только если придумать что-то действительно новое", - считает Кескинен.

 

Канадец Дональд Триггз в 1989 году выкупил винодельческую компанию Vincor, которую прежние владельцы выставили на продажу. Триггз сильно рисковал: в 80-е годы канадские виноделы славились лишь тем, что производили вина низкого качества. А спустя несколько лет после того, как Триггз купил Vincor, правительство Канады в соответствии с соглашением по НАФТА отменило субсидии канадским виноделам. И все же риск окупился: Vincor произвел революцию в канадском виноделии, выпустив на рынок дорогое Icewine ("Ледяное вино"). Технология его производства заключается в том, что кисти винограда собирают лишь после того, как температура воздуха опустится ниже 10 градусов по Цельсию. У этого вина совершенно специфический вкус. Благодаря эффективному маркетингу Icewine успешно закрепилось в нише вин стоимостью свыше $100 за бутылку. "Канада не может конкурировать в производстве дешевых вин с южными странами, поэтому единственный шанс остаться на плаву - создать нишевый продукт и маркетинг для него. Нам это удалось", - сказал Дональд Триггз.

 

Россию на международном конкурсе представлял президент IBS Group Анатолий Карачинский. Инженер-системотехник по специальности, он с 1981 по 1986 год работал программистом в советском МПС. В 1992 году Карачинский создал компанию IBS - "Информационные бизнес-системы", со временем она стала крупнейшей компанией российского сектора информационных услуг и во многом лицом этого сектора на Западе. В кулуарах конкурса в Монте-Карло Карачинского называли не иначе как "российским Биллом Гейтсом". Самого Карачинского не удивило, что российским "предпринимателем года" был выбран именно он, а не представитель компании, скажем, сырьевого сектора. "Российский сектор информационных технологий имеет отличный потенциал, и Россия сможет эффективно конкурировать и с Индией, нынешним лидером IT-аутсорсинга, и с Китаем", - утверждает г-н Карачинский. Хотя стоимость труда программистов, аналитиков и консультантов в Индии ниже, у России есть свои конкурентные преимущества. Это и близкая к европейской бизнес-культура, и креативность программистов, и более эффективный менеджмент, и, наконец, географическая близость к потенциальным клиентам для аутсорсинга.

 

Впрочем, по мнению Карачинского, российский высокотехнологический сектор нуждается не только в предпринимателях, но и в разумной политике государства, что позволило бы создать центры IT-аутсорсинга, подобные индийскому Бангалору или Хайдарабаду. В отсутствие госполитики этим вынуждены заниматься сами компании. Так, IBS строит крупный центр в подмосковной Дубне, куда надеется привлечь молодых специалистов со всей России.

 

Монте-Карло - Лондон

 

Александр Кокшаров

expert.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте