Почему школ Германии нет в международных рейтингах МВА

Дата публикации

Мало кто ставит под сомнение мощь германской экономической системы. Хотя в настоящее время эта крупнейшая на европейском континенте экономика переживает болезненные реформы, ее компании сохраняют за собой репутацию надежных и качественных, составляя костяк одного из ведущих экспортеров мира. Однако, если речь заходит об управленческом образовании, здесь Германия едва ли может похвастать выдающимися достижениями мирового масштаба. Лишь немногие из бизнес-школ Германии способны конкурировать со своими европейскими и тем более американскими собратьями.

В рейтинге сорока лучших европейских программ МВА, опубликованном газетой Financial Times осенью 2004 года, Германия представлена лишь одной бизнес-школой - WHU: Beisheim. Такой результат – не просто досадное недоразумение. Международные рейтинги регулярно ставят школы из Испании, Бельгии, Швейцарии и Финляндии выше германских колледжей.

Хулио Ургел (Julio Urgel), руководитель программы аккредитации Equis (European Quality Improvement System) в рамках брюссельского Европейского фонда развития менеджмента (European Foundation for Management Development), говорит, что этот факт его "очень волнует".

"В Великобритании есть 14 школ, аккредитованных Equis. Во Франции – 13. Мы ожидали, что примерно такое же число школ пройдет аккредитацию в Германии, но знаете, сколько мы в результате аккредитовали? Всего лишь две -  WHU и Mannheim".

Обеспокоенность руководителя Equis разделяют и представители германского бизнеса, поднявшие вопрос о том, почему Германия отстает от других стран и что для исправления этой досадной тенденции могут сделать бизнес-школы, компании, и другие участники рынка.

Аналитики говорят о том, что ситуация должна улучшиться, однако потребуется время, чтобы школы Германии и их квалификации в области менеджмента стали известными во всем мире наравне с представителями других стран.

Феликс Мюллер (Felix Mueller), директор программ последипломного обучения франкфуртской школы HfB School of Finance and Management, говорит: "Сейчас идет разработка принципиально нового интенсивного учебного процесса, в котором задействованы как колледжи, так и компании".

"Обучение на программах МВА, к примеру, не являлось частью традиционной модели образования в Германии, хотя теперь компании понимают, что элементы этой квалификации эффективны к применению вне зависимости от культуры".

Это осознание подогрело ажиотаж, возникший недавно вокруг курсов МВА. По данным вышедшего недавно в Германии справочника (Der MBA-Guide 2004, H.-J. Brackmann, D. Kran, Luchterhand Verlag), сегодня в этой стране есть более 100 колледжей, предлагающих эту квалификацию.

Тем не менее компании жалуются на отсутствие единых стандартов, поскольку требования в разных учебных заведениях могут в значительной степени варьироваться.

"Иногда качество действительно хромает, поэтому компании зачастую обращаются к зарубежным программам обучения", - говорит Кристоф Антц (Christoph Anz), руководитель отдела образования ассоциации работодателей BDA.

Ситуация на рынке образования Германии явно нестабильна. Недавно, к примеру, было объявлено о скором запуске совместной программы Advanced Management Programme испанской Iese Business School. Эта новость прозвучала на фоне страшных историй о школах, оказавшихся на грани разорения. Stuttgart Institute of Management and Technology, к примеру, столкнулась с большими финансовыми проблемами и едва сумела выжить.

Эксперты уверены, что единственным объяснением сложившейся в Германии ситуации служит приверженность этой страны своей традиционной системе дипломов BWL.

По мнению декана WHU Клауса Брокхофа (Klaus Brockhoff), этот курс все еще находит высокую оценку у работодателей.

"Система BWL имеет ряд преимуществ", - говорит Брокхов, школа которого предлагает как дипломы BWL, так и МВА.

"Обучение BWL затрагивает множество вопросов, например, в сфере экономики и права. Чтобы получить диплом BWL, вы должны иметь две-три специализации. Это дает возможность выпускникам быть более гибкими на рынке занятости. Доля безработных среди выпускников BWL составляет не более 3%", - добавляет он.  

Побочный эффект такой системы, однако, в том, что лишь немногие выпускники рассматривают возможность продолжения своего образования после окончания программ BWL, средняя длительность которых – пять лет. Как результат, в Германии недостаточно программ Executive Education. 

Есть и проблемы иного рода. "За пределами Германии многие люди просто не понимают, что такое наш diploma или вкладывают в это слово совершенно иное понятие", - замечает профессор Брокхоф.

Профессор Ургел считает, что проблема заключается в организации университетов Германии: "Деканы бизнес-школ Германии имеют недостаточно влияния на профессоров, поэтому принятие решений занимает слишком много времени. На философском факультете, возможно, это может быть плюсом, но не в стремительно изменяющемся мире бизнес-образования".

Но и здесь наблюдаются перемены. Mannheim University в настоящее время занят учреждением бизнес-школы, юридический статус которой был бы не зависим от государственного финансирования, что дало бы деканам больше власти и повысило эффективность их работы.

В 2002 году ведущие компании Германии поддержали основание в Берлине школы European School of Management and Technology, которая стала для них фабрикой по производству талантливых кандидатов, не связанной летаргическими законами университетского образования страны. 

По словам Антца, основатели ESMT хотели получить возможность применять комплексный подход к обучению студентов и развитию у них вспомогательных навыков. Идея сработала. В прошлом году ESMT успешно запустила корпоративные курсы для руководителей Lufthansa.

Один из представителей промышленного гиганта - ThyssenKrupp заявил, что они поддержали ESMT потому, что "в Германии не было бизнес-школ с собственным преподавательским коллективом и открытыми программами для менеджеров".

Ранее компания пользовалась услугами "некоторых образовательных институтов Германии, однако они не вполне отвечали международным стандартам обучения формата executive development". При этом даже у ESMT в процессе учреждения возникли дополнительные трудности, а ее программы full-time станут доступны лишь к 2006 году, то есть позже, чем планировалось ранее.

Аналитики уверены, что Болонский процесс будет содействовать активизации внутренних реформ образования и вхождению Германии в международную систему бизнес-образования. По словам Антца, принятие дипломов BA и MA вместо традиционных пятилетних магистерских программ "поможет модернизировать университеты".

Потребуется еще кое-что. Как считает профессор Ургель, колледжам Германии следует предлагать больше образовательных программ для руководителей. "Это важно для укрепления связей между бизнес-школами и компаниями".

Он признает, что дух перемен уже витает в воздухе, а многие колледжи разрабатывают новые курсы. Тем не менее не стоит надеяться, что это позволит совершить мгновенный прорыв в развитии бизнес-образования. По его словам, нужно быть готовым к долгому пути пошаговых реформ.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте