Германия: новый адрес европейских МВА

Дата публикации 20.07.2009

В крупнейшей стране Европейского союза, Германии, программы МВА - еще более молодое явление, чем в России. Однако, в отличие от России, ведущие немецкие бизнес-школы предлагают обучение на английском языке, что дает им возможность принимать большое количество иностранных студентов и приглашать преподавателей из-за рубежа. Кроме того, немецкие компании, среди которых немало международных, принимают живое участие в развитии новых «кузниц кадров».

Так означает ли новизна немецких программ МВА их низкое качество? Или же, наоборот, МВА «сделано в Германии» - это удачная инвестиция? Попробуем разобраться.

Для начала - небольшой экскурс в немецкую систему образования.

Университеты трех сортов

Традиционное университетское образование в Германии с присвоением диплома специалиста длится 5-7 лет, в зависимости от того, какие курсы и в каком порядке хочет пройти студент. Помимо университетов (Universität) высшее образование дают также «университеты прикладных наук» (Fachhochschule, или, по-английски, University of Applied Sciences), в которых студенты учатся 4 года, причем упор делается на практику; и «профессиональные академии» (Berufsakademie), обучение в которых длится 3 года в режиме «3 месяца учимся - 3 месяца работаем». Как правило, два последних типа учебных заведений дают «суженное» образование для работы в конкретной сфере - например, в лесном хозяйстве или в текстильной отрасли.

Несмотря на то что все эти три типа вузов дают высшее образование, дипломы их ценятся работодателями по-разному. Выпускники обычных университетов могут рассчитывать на более высокую стартовую зарплату, чем их соперники из «прикладных» вузов. В некоторых отраслях, таких как консалтинг, выпускников Fachhochschule и Berufakademie на должность сотрудников не рассматривают вообще, несмотря на их практический опыт.

В 2000 году в Германии был официально объявлен переход на Болонскую систему обучения, после чего учебные заведения получили право открывать программы с присвоением степени бакалавра или мастера, будь то Master of Sciences - магистратура или Master of Business Administration - привычное нашему слуху МВА. Многие вузы этим правом воспользовались.

Однако на отучившихся 4 года в престижном университете бакалавров работодатели смотрят с непониманием: какую квалификацию они получили?  Пока Болонская система проходит «тестирование», бакалавры сразу после выпуска идут поступать в магистратуру, чтобы дополнить свое «непонятное» образование.

И на степень МВА, присваиваемую университетом прикладных наук, общество также смотрит с недоверием. Сложно судить о том, обусловлено ли это недоверие предрассудками или действительно качество МВА в «прикладном» университете хуже, но до сих пор ни одной Fachhochschule так и не удалось получить международную аккредитацию.

Ключевые игроки

Первая бизнес-школа, лейпцигская HHL (Leipzig Graduate School of Management), была основана в Германии еще в 1898 году. Но поражение Германии во Второй мировой войне надолго прервало развитие бизнес-образования в этой стране - вчерашние бизнес-школы стали экономическими факультетами более крупных университетов.

В начале 1990-х, после объединения Германии, университеты вернулись к преподаванию бизнеса, и сегодня бизнес-образование предлагают порядка 50 учебных заведений. Какие из них действительно заслуживают внимания?

Одним из критериев, по которым можно судить о качестве программы, является наличие международной аккредитации AACSB, EFMD или AMBA. Такими аккредитациями обладают лишь несколько немецких школ. Первой - в 2004 году - аккредитацию AACSB получила все та же HHL в Лейпциге. Затем барьеры престижных аккредитаций преодолели еще четыре немецких школы - ESMT, бизнес-школа Гете, бизнес-школа в Маннгейме и WHU в Валлендаре. Еще несколько школ - например, GISMA и ESCP - хотя и не имеют «собственной» аккредитации, предлагают программы МВА, аккредитованные благодаря сотрудничеству с признанными школами из других стран.

Еще один способ оценить репутацию школы, если Вы читаете по-немецки, - просмотреть ведущие немецкие бизнес-издания. В первую очередь это знаменитый Handelsblatt; затем идут Financial Times Deutschland, Die Welt и Frankfurter Allgemeine Zeitung. В деловых изданиях в благоприятном контексте чаще всего встречаются упоминания бизнес-школ Маннгейма, Мюнхена, WHU, бизнес-школы Гете и HHL. Так, например, в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung Детлев Кран, руководитель FIBAA - агентства, занимающегося аккредитацией учебных заведений в немецкоговорящих странах, отмечает: «Бизнес-школы в Германии я всегда сравниваю с автомобилями: почти все они среднего класса. И еще есть несколько новых марок представительского класса: к ним я причисляю бизнес-школу Гете во Франкфурте, Маннгейм, HHL в Лейпциге и WHU в Валлендаре. В произвольном порядке».

Рейтинги: международные и национальные

«Слишком маленькая, слишком новая, слишком мало аккредитаций. Причины того, почему немецкие школы практически отсутствуют в таких влиятельных международных рейтингах, как Financial Times, The Economist и Business Week, лежат не только в области качества предоставляемых программ. У рейтингов есть свои собственные правила, которые нужно знать тому, кто собирается поступать на МВА», - пишет обозреватель газеты Handelsblatt.

Действительно, для того чтобы попасть на рассмотрение к составителям перечисленных рейтингов, школа должна как минимум иметь солидное количество выпускников - а первые выпускники собственных программ МВА появились в Германии лет 5-7 назад.

В менее «придирчивых» - а следовательно, менее значимых международных рейтингах, таких как европейский QS Top MBA, латиноамериканский America Economia или основанный на онлайн-голосовании eduniversal, немецкие школы впервые появились в 2008 году.

Сегодня в Германии 8 бизнес-школ, когда-либо упоминавшихся в международных top-списках: Маннгейм, Лейпциг, школа Гете во Франкфурте, WHU, ESMT, Европейская бизнес-школа, GISMA, школы в Мюнстере и в Кельне.

А что на национальном уровне?

Немецкие рейтинги оценивают, как правило, не отдельные программы, а учебные заведения в целом, учитывая при этом сразу несколько параметров:

- Удовлетворенность студентов теми знаниями, которые они получают

- Уровень преподавательского состава

- Поддержку студентов и выпускников при трудоустройстве

- Условия, в которых учатся студенты: компьютерные классы, библиотеки и т.д.

- Количество кафедр и исследовательских центров при университетах, а также то, какое финансирование выделяется на исследования. Это особенно важно для поступающих на программы докторантуры.

Наиболее значимым рейтингом университетов в Германии является рейтинг CHE - Center for Higher Education Development (Центр развития высшего образования). Ранжирование университетов проводится раз в два года и основывается на подробнейшем опросе студентов, профессоров и администрации, а также анализе научных публикаций.

Кроме того, университеты ранжирует журнал Karriere («Карьера»). Рейтинг основан на трех видах данных: опросе представителей HR-отделов крупнейших немецких компаний; онлайн-опросе студентов и выпускников; и информации от самих университетов - какую поддержку в области трудоустройства предоставляют они своим выпускникам.

Своеобразный рейтинг немецких образовательных программ с присвоением степени мастера проводит Германская служба академических обменов DAAD. Эта международная организация раз в два года публикует список «10 лучших международных программ с присвоением степени Master, предлагаемых немецкими учебными заведениями». В последний список, опубликованный в 2008 году, попала только одна программа Master of Business Administration, остальные - Master of Science. При этом рассматривались только программы, преподаваемые на английском или любом другом языке кроме немецкого, получившие аккредитацию и включающие обязательную стажировку за рубежом.

За и против

Весомый недостаток немецких программ - то, что бизнес-школы Германии сегодня практически не представлены в таких рейтингах, как Financial Times и The Economist, и сложно предсказать, когда они там появятся. Поэтому тем, кому в МВА важен бренд, лучше выбрать более традиционный вариант.

К достоинствам немецких МВА, значимым для российских абитуриентов, можно отнести:

=> Сравнительно низкую стоимость. МВА в ведущих бизнес-школах Германии ненамного дороже, чем в российских. Кроме того, в Германии много стипендиальных программ для студентов МВА из Восточной Европы и России, и талантливый абитуриент вполне может покрыть если не все, то хотя бы часть своих расходов на образование.

=> Достойный уровень преподавания. Как и в США, в немецких бизнес-школах к преподаванию на МВА допускаются только профессора с солидным багажом проведенных исследований и выполненных консалтинговых проектов.

=> Высокую степень международности программ. Это обучение на английском языке, многонациональный состав студенческих групп, иностранные преподаватели и стажировки за пределами Германии.

=> «Правильное» образование для работы в немецких компаниях. Некоторые школы предоставляют возможность практики в компаниях в период учебы и помогают с трудоустройством по окончании программы; однако нужно помнить, что если учиться Вы можете на английском, то для работы в Германии хорошее владение немецким - необходимое условие. С другой стороны, за 1,5-2 года выучить язык вполне реально, тем более что некоторые школы организуют бесплатные занятия для иностранных студентов. И, разумеется, МВА, полученное в признанной немецкой школе, - хорошее подспорье для трудоустройства в немецкую компанию в России.

Вам решать, какие характеристики программ важны именно для вас. Намного более подробную информацию о значимых лично для вас параметрах можно легко получить, напрямую связавшись со школой, попавшей в ваш short-list, или поговорив с ее студентами (некоторые школы даже могут предоставить вам электронные адреса своих русских студентов или выпускников; в ряде случаев сервис «связаться со студентами» есть на сайте школы). Общая рекомендация, которую можно дать, - не ориентируйтесь на один конкретный рейтинг, внимательно изучайте содержание программы и попытайтесь понять, в чем особенности именно этой бизнес-школы.

Комментарии Фейсбук Вконтакте