Гендиректор-психоаналитик

Дата публикации

Он не такой, как все

 

Председатель и гендиректор швейцарской фармацевтической компании Novartis Дэниел Васелла отличается жестким отношением к своим конкурентам. Под его руководством Novartis ведет агрессивную политику, поглощая другие компании. Стиль работы Васеллы многих удивляет. Они не понимают, как бывший врач-психоаналитик смог превратиться в настоящую акулу бизнеса. Сам же Васелла глубоко убежден: именно психоанализ помогает ему развивать бизнес.

 

Васелла редко обсуждает с коллегами свою бывшую профессию. "Я не хочу беспокоить людей", — признается он и добавляет, что окружающие начинают нервничать, когда видят перед собой психоаналитика. Они боятся, что он начнет анализировать их душевное состояние.

 

Гендиректор Novartis получил медицинское образование еще в 80-х гг., но проработал врачом совсем недолго. Уже в 1988 г. он занялся бизнесом. "Теперь я никого не лечу и не хочу быть чьим-либо врачом", — говорит он. Однако он не отрицает того, что профессия психоаналитика отразилась на его поведении в бизнесе. "Прошлый опыт всегда влияет на то, как мы ведем себя сегодня", — заявляет он. И особенно это подчеркивает, когда речь заходит о недавней попытке купить франко-германскую фармацевтическую компанию Aventis и о столкновении с французским правительством. Конфликт произошел в апреле этого года, когда Novartis решила выступить "белым рыцарем" своего конкурента Aventis, которому грозило поглощение со стороны французской компании Sanofi-Synthelabo. Но в сделку вмешалось французское правительство. Премьер-министр Жан-Пьер Раффарен заявил, что Франция должна иметь гарантированный доступ к вакцинам, разрабатываемым французскими фармацевтами. А министр здравоохранения Филип Дуст-Блази в интервью французской газете Journal du Dimanche добавил к сказанному: "Защитим французскую промышленность. Если у нас есть возможность создать в нашей стране одну из крупнейших фармацевтических компаний, необходимо этим воспользоваться". После продолжительной борьбы Novartis отказалась от поглощения и уступила компанию Aventis своему французскому конкуренту Sanofi. Несмотря на поражение, Васелла до сих пор считает, что попытка купить Aventis была правильным шагом со стороны его компании. Принимая решение по поводу поглощения, бизнесмен-психоаналитик руководствовался не только доводами разума, но и своими чувствами. Даже когда французское правительство выступило против слияния его компании с Aventis, чутье подсказывало

 ему, что он действует правильно. Правда, он начал злиться. И чем больше он злился, тем лучше понимал: надо прекратить переговоры о сделке. Принимая решения, я всегда прислушиваюсь к своим чувствам, говорит Васелла. Поэтому он и отказался от слияния с Aventis.

 

Будучи психоаналитиком, Васелла по нескольку раз на неделе общался с больными. Используя врачебные приемы, он вынуждал пациентов раскрывать ему тайны их подсознания. Он видел, что люди часто оказываются совсем не такими, какими они себя представляют. "Это дало мне чувство свободы. Я стал вести себя в соответствии с тем, какой я есть на самом деле, а не каким себя представляю. Я решил, что не стоит сообразовывать свое поведение с представлением обо мне других людей", — рассказывает Васелла. По его мнению, психоанализ сегодня вышел из моды. От многих психологических проблем люди избавляются с помощью антидепрессантов и транквилизаторов. Однако лекарства не позволяют познать свой внутренний мир. "Я же хотел знать о себе как можно больше", — делится Васелла. Психоанализ изменил будущего бизнесмена. Он дал ему веру в себя и убежденность в своей правоте — качества, столь необходимые в бизнесе.

 

Врачебную практику Васелла оставил в возрасте 34 лет и поступил на работу в Sandoz Pharma, фармацевтическое отделение швейцарской компании Sandoz. Он возглавил представительство компании в Нью-Джерси. С первого же дня он показал себя настоящим лидером, сплотив сильную команду из исследователей, производителей и менеджеров по продвижению на рынок лекарств. Вскоре продажи лекарств в его отделении стали расти.

 

Новая профессия пришлась Васелле по вкусу. Именно здесь он мог быть самим собой, более жестким и агрессивным в достижении целей.

 

Встав в 1996 г. во главе Novartis, которая образовалась после слияния Sandoz и Ciba-Geiby, он тут же закрыл несколько ненужных ему предприятий и уволил 12 500 сотрудников. "В бизнесе нужно быть агрессивным, — убежден Васелла. — Первый вопрос, который задает себе любой бизнес, звучит так: как мы победим наших конкурентов? Так рождается агрессия".

 

Васелла часто использует навыки психоаналитика, беседуя с перспективными менеджерами. "Я спрашиваю себя, чувствую ли я заинтересованность в человеке, расслаблен ли я с ним или напряжен. А может быть, мне с ним скучно. Я пытаюсь понять, что делает человек, чтобы пробудить во мне те или иные эмоции. Если я напряжен, то спрашиваю себя, пытается ли менеджер перескочить с одного предмета на другой. Если скучаю, то начинаю предполагать, что он что-то от меня скрывает", — делится опытом Васелла. Он также считает, что люди переносят в бизнес модель отношений, привитых в семье. "Иерархия в бизнесе отражает распределение ролей в семье, — утверждает он. — Поэтому некоторые ведут себя как властные родители, другие — как малые дети, забывая, что они такие же взрослые, как и их коллеги".

 

Васелла считает, что в бизнесе не должны работать люди, склонные к рефлексии. Сам он страдает этим недостатком, но другим его не прощает. "Мне нужны люди, которые сосредоточены на результате. Мы бы ничего не достигли, если бы все были такими, как я", — говорит он. Правда, это совсем не означает, что Васелле нужны люди-винтики, которые выполняют приказы по чужой команде. Ему нравятся сильные личности, готовые всегда высказать свое мнение. "Я хочу видеть рядом с собой людей, которые говорят: "Я думаю так" или "Я думаю иначе". А потом мы начинаем обсуждать проблему", — объясняет он.

 

По словам Васеллы, навыки психоаналитика очень помогают ему в бизнесе, но напрямую он использовал их всего несколько раз. Его коллеги обращались к нему с просьбами помочь им справиться с трудными душевными переживаниями и пагубными привычками. В эти моменты бизнесмен снова превращался во врача. Однако он говорит, что это были единичные случаи. Ведь подчиненные редко приходят к гендиректору со своими проблемами. (WSJ, 15.06.2004, Мария Подцероб)

 

Кэрол Хаймовитц

vedomosti.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте