Где учатся миллионеры

Дата публикации

Трудно представить себе президента крупного банка или председателя совета директоров международной компании прилежно конспектирующими лекцию. Тем не менее каждый год тысячи топ-менеджеров, управляющих миллионами долларов, проходят обучение в западных бизнес-школах на так называемых открытых программах -- Open Enrollment Programmes. Неделя учебы обходится в $5-10 тыс. Значит, есть чему учиться.

 

"В учебе мы используем танцы"

 

Недавно газета Financial Times назвала открытые программы London Business School (LBS) лучшими в Европе. О том, чем они хороши, рассказывают Иан Харди, директор программ для менеджеров, и Гай Сондерс, руководитель открытых программ LBS.

 

Секрет фирмы: Нужно ли менеджерам-практикам чему-то учиться?

 

Гай Сондерс: Обычно люди приходят к нам, чтобы найти решение возникших проблем. Например, сейчас основная часть аудитории -- представители телекоммуникационной и финансовой сфер. А вот нефтяной бизнес, например, сейчас не испытывает трудностей, однако люди из этой сферы ищут способы поддержания успеха. Кроме того, студенты могут узнать, как работают организации в других странах. Около 30% участников программы по общему менеджменту -- из Великобритании, остальные -- из Австралии, Америки, Азии и Европы.

 

СФ: Появляются ли у вас новые программы?

 

Иан Харди: Вообще у нас три вида программ. Первый -- общий менеджмент. Такие программы рассчитаны на руководителей, которые не могут надолго оторваться от работы. Вторая разновидность -- "короткие курсы" -- одно- или двухнедельные программы, специализированные в определенной области. Например, слияние и поглощение, развитие лидерских навыков и пр. И, наконец, у нас есть одно- или двухдневные "мастер-классы", в основе которых лежат собственные исследования наших преподавателей. Что касается новых программ, то сейчас компании начинают развивать молодых менеджеров -- для них мы запустили программу Young Professionals Programme. С другой стороны, топ-менеджеры тоже интересуются повышением своего профессионального уровня. Так появилась программа и для них -- Senior Executive Programme.

 

СФ: Есть ли проблемы с профессорами? Ведь чтобы учить, преподаватель должен знать больше своего студента.

 

Г. С.: Мы не пересказываем чужих учебников, все наши материалы основаны на работах собственных профессоров. Все лекторы получали свою квалификацию в ведущих учебных заведениях мира. А поскольку профессора обязаны быть не только учеными, но и блестящими преподавателями, мы используем мнение студентов при оценке их программ. Эти данные важны для определения зарплат профессоров.

 

СФ: Интересно, у кого слушатели учатся больше: у преподавателей или друг у друга?

 

Г. С.: Процесс обучения больше напоминает дискуссии по заданной теме, нежели обсуждение "кейсов" -- реальных примеров из практики компаний. Студенты занимаются управленческой работой уже сейчас, а не готовятся стать менеджерами. В этом отличие нашей программы, например, от МВА (Master of Business Administration -- программ, после прохождения которых слушатели получают степень магистра в сфере управления бизнесом.-- "СФ"), где людей "ведут" профессора. Слушатели открытых программ получают 50% знаний от преподавателей и 50% -- друг от друга. У них есть уникальная возможность сравнить свои знания и методы работы со способностями и методами студентов из других стран.

 

СФ: Это правда, что при обучении вы используете, например, музыку?

 

И. Х.: Да, в LBS иногда используются нетрадиционные методы. В классах мы изучаем скульптуру, используем музыку, танцы и даже даем участникам возможность продемонстрировать свои драматические способности. Так нам удается совместить опыт, накопленный всеми студентами, и академическую программу бизнес-школы. Многие курсы проходят вне стен школы. Например, 11-недельный "Стратегический маркетинг" предполагает только три недели обучения в школе, остальное -- самостоятельные исследования и практические работы.

 

СФ: Программа MBA вашей школы славится обучением в области финансов. Каковы сильные стороны открытых программ?

 

И. Х.: Поскольку наши участники -- топ-менеджеры, их не надо обучать основам финансов или элементарного стратегического анализа. Главное -- углубить навыки общего руководства, бизнес-стратегии и лидерства.

 

СФ: Существует ли "рекорд" по затратам компаний на обучение своих топ-менеджеров?

 

И. Х. В среднем программа стоит 5 тыс. фунтов в неделю, четырехнедельная -- 15 тыс. Называть клиентов-"рекордсменов" мы не имеем права. Но, например, два представителя крупной фармацевтической компании ежегодно посещают одну из программ для высшего менеджмента. Это обходится их фирме примерно в $100 тыс. в год. Но затраты окупаются сторицей. Мне известен случай, когда один из высших руководителей одной международной компании, вернувшись в свою организацию, сумел разрешить критическую ситуацию, сложившуюся на работе. Его коллега, занимавший ключевой пост, собрался увольняться, но наш выпускник, применив некоторые техники, которым он обучился в ходе курса, смог убедить его остаться. Экономия для компании была огромна, так как стоимость найма руководителя такого ранга намного превышает стоимость любой из наших программ. Ежегодно компании тратят сотни тысяч долларов на подобные программы для своих руководителей. Эти люди распоряжаются бюджетами в сотни миллионов долларов, и если им удается повысить эффективность производства хотя бы на 1%, инвестиции в образование оказываются вполне оправданными.

 

"Вы встретитесь с правильными людьми"

 

Французская бизнес-школа INSEAD известна во всем мире в первую очередь своей программой MBA. Но по словам Жерома Кутюрье, директора департамента повышения квалификации в области менеджмента INSEAD, открытые программы этой школы тоже пользуются большим спросом у топ-менеджеров.

 

СФ: Какие программы для менеджеров есть в INSEAD?

 

Жером Кутюрье: Мы предлагаем два типа программ: открытые и программы "на заказ". Открытые программы предназначены для слушателей из различных компаний, программы же на заказ -- для представителей одной компании, разработанные с учетом ее специфики. У нас примерно 60% составляют программы на заказ, а остальное отведено открытым программам. Они посвящены топ-менеджменту, финансам и банковскому управлению, маркетингу и пр. Особый упор делается на обучение общему корпоративному управлению.

 

СФ: Что сейчас особенно интересует менеджеров?

 

Ж. К.: Самые популярные курсы -- "Программа для молодых лидеров" и "Международная программа". Слушателем последней может быть, например, директор по маркетингу с международным опытом, который хочет повысить свою квалификацию в области финансов. Эта шестинедельная программа стоит $20 тыс. Но настоящий бриллиант в портфеле открытых программ INSEAD -- это "Продвинутая программа для менеджеров". Данный четырехнедельный курс рассчитан на президентов корпораций, исполнительных вице-президентов, членов совета директоров и пр. Цель программы -- дать возможность людям такого высокого уровня обменяться идеями и ознакомиться с последними тенденциями в бизнесе.

 

СФ: Вы используете в основном кейс-метод?

 

Ж. К.: У нас есть и лекции, и кейсы, и групповая работа. Наша изюминка -- компьютерные симуляции. Если Harvard разработал кейс-метод, то INSEAD -- один из пионеров компьютерных симуляций в области бизнеса. Они помогают применить полученные знания прямо в классах.

 

СФ: А слушателей из России у вас много?

 

Ж. К.: В прошлом году на открытых программах училось 14 российских студентов. Я рад был бы видеть в школе больше русских, но видимо, барьером является относительно высокая стоимость наших программ.

 

СФ: "Относительно высокая" -- это мягко сказано.

 

Ж. К.: Все наши программы забиты до отказа и нередко нам приходится отказывать людям с подходящими резюме. К тому же, чтобы поддерживать высокий уровень образования, мы должны привлекать к работе лучших профессоров -- их базовая зарплата превышает $100 тыс. в год. Мы поощряем связь с реальным бизнесом и разрешаем преподавателям 20% времени работать вне INSEAD. Многие из них -- консультанты, заведуют корпоративными исследовательскими центрами и занимают места в советах директоров различных компаний. А если говорить о программах на заказ (их стоимость составляет приблизительно $182 тыс. в неделю за группу из 30-35 человек), то они очень трудоемки. На подготовку такой программы уходит от четырех до шести месяцев. Ведь мы должны проводить многочисленные интервью с менеджментом компании, чтобы понять ее проблемы, и затем уже разработать саму программу.

 

СФ: Правда ли, что документы на ваши открытые программы нужно подавать чуть ли не за год?

 

Ж. К.: Это нужно делать за шесть-восемь месяцев до начала программы. Приемная комиссия рассматривает каждое заявление, которое должно включать детальное описание профессионального опыта и ожиданий от программы. Если кто-то приходит к нам, то знает, что встретится здесь с "правильными" людьми. Именно поэтому мы уделяем огромное внимание отбору слушателей.

 

СФ: Кто ваш конкурент в обучении менеджеров?

 

Ж. К.: В Штатах это Harvard, Columbia, Michigan, Kellogg, в Европе -- LBS (Англия) и IMD (Швейцария). Раньше мы конкурировали с Wharton, но после недавно заключенного стратегического союза рассматриваем эту школу как партнера. Мы начали предлагать программы для менеджеров в 1968 году, а американские школы стали серьезно заниматься ими всего лет пять назад. Сейчас INSEAD одна из самых больших школ в мире по обучению менеджеров -- 6 тыс. слушателей в год.

 

СФ: Что нового сейчас на этом рынке?

 

Ж. К.: В последнее время прослеживаются две наиболее заметные тенденции. Во-первых, мы все чаще начинаем сталкиваться с новым поколением топ-менеджеров, получивших степень МВА. Поэтому необходимо разрабатывать гораздо более глубокие пост-МВА программы. Во-вторых, компании хотят получать качественное обучение в более сжатые сроки и поближе к "дому". Именно поэтому INSEAD открыл обучающий центр в Сингапуре и заключил стратегическое партнерство с Wharton.

 

Эффект попутчика в поезде

 

В прошлом году президент компании "Руст Инк." Рустам Тарико учился на открытой программе для топ-менеджеров во французской бизнес-школе INSEAD. Вот его "студенческий" опыт.

 

Около года назад ко мне в офис в Москву приехал профессор INSEAD Манфред Кетс де Врис с одним из своих студентов. Профессор оказался создателем и ведущим программы "Вызов лидерам". Самому попасть на такую программу нельзя -- тебя на нее выбирают. Рассчитана она на топ-менеджеров, в жизни которых происходит серьезный перелом или даже кризис -- как профессиональный, так и личный. Обычно это успешные управленцы в возрасте 40-45 лет. Это время совпадает еще и с возрастным кризисом, когда ты начинаешь копаться в себе.

 

Программа построена очень интересно. Сначала ты проходишь три-четыре психологических теста, по результатам которых узнаешь, иногда с немалым удивлением, о своих слабых сторонах. Затем производится тестирование твоей компании -- интервьюируются сотрудники, руководители и даже друзья. И наконец, в самой школе наступает этап "монологов". Каждый из слушателей программы рассказывает о себе. Поскольку люди приехали со всего мира и ты их никогда прежде не видел, получается "эффект попутчика в поезде" -- ты полностью открываешься и разрешаешь другим бродить по закоулкам твоего внутреннего мира. Профессор комментирует твою историю и объясняет, насколько она применима к ситуациям других людей. Слушатели после этого очень сплачиваются и даже дружат.

 

Самый главный вывод, который я сделал после проигрывания сорока таких монологов: неважно, в какой стране ты живешь и в каком бизнесе работаешь -- проблемы других людей твоего уровня очень похожи на твои. Поняв такую простую вещь, становишься намного мудрее как руководитель. После курса у большинства слушателей происходит полный переворот в жизни и в карьере. Из нашей группы четыре человека вообще ушли с работы, кто-то женился, а один управляющий банка все бросил и стал инструктором по горным лыжам.

 

У меня тоже произошли радикальные изменения. В моей компании не осталось ни одного топ-менеджера из старой волны. Да и в личном плане я гораздо лучше стал понимать себя. Например, раньше я считал, что надо много работать и мало спать. Теперь я так не думаю.

Вообще же INSEAD -- очень профессиональная школа с необыкновенной атмосферой. Я собираюсь взять там еще курсы по маркетингу. Было бы здорово, если бы больше российских управленцев проходили через подобные программы на Западе. То, что предлагается в этой области в России, пока еще на весьма примитивном уровне, а спрос на такие услуги просто гигантский.

 

Михаил Родионов, Вадим Григ

sf-online.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте