Гарвардская бизнес-школа, являясь одной из самых дорогих и оперируя эндаумент-фондом в $2,8 млрд, еще раз доказывает свою лидирующую позицию

Дата публикации

Представители ряда ведущих школ бизнеса Северной Америки собрались в прошлом месяце в университетском городке Гарвардской бизнес-школы (Harvard Business Schools), чтобы обсудить будущее бизнес-образования и определить, какие еще новвовведения можно принять в лучших учебных заведениях, обучающих искусству управления, и как обратить эти нововведения на пользу дальнейшему развитию школ.

Гарвардская бизнес-школа оказалась местом встречи не случайно. Будучи одной из самых дорогих школ в мире и оперируя эндаумент-фондом в размере $2,8 млрд (1,4 млрд фунтов стерлингов, 1,8 млрд EURO), эта школа предоставляет больше возможностей, чем любая другая, все еще являясь примером, на который равняются другие бизнес-школы.

Несколько представителей преподавательского состава Гарвардской школы взяли на вооружение тактику, применяемую, как правило, для исследования компаний, и направили ее на изучение числа передовых бизнес-школ, начав писать кейсы для таких школ, как Stanford, Yale и INSEAD. Они также написали один из кейсов для самой Гарвардской школы, рассматривая ее связи с другими школами при университете, такими как, к примеру, медицинский факультет.

Декан школы Джей Лайт (Jay Light) непреклонен в отношении путей развития Гарвардской школы: “Наша миссия заключается в том, чтобы выпускать менеджеров, владеющими общими навыками ведения бизнеса. Мы считаем, что подготовка управленцев заключается именно в этом”. Эта политика работала на школу в течение многих лет и обеспечивала ей неограниченный доступ к ресурсам многих компаний, что достигалось благодаря сети из 70 тыс. выпускников учебного заведения. Джеф Иммелт (Jeff Immelt) из компании General Electric, Алан Лэфли (Alan Lafley) из Procter&Gamble, Джеймс Даймон (James Dimon) из JPMorgan Chase, Джон Тэйн (John Thain) из Merrill Lynch – каждый из них получал степень MBA в Гарварде. (В том же списке иногда упоминаются и те выпускники, о которых Гарварду не хотелось бы вспоминать. К ним, например, относится Джефф Скиллинг (Jeff Skilling), выпускник MBA 1979 года, виновный в уголовном преступлении по делу Enron).

Но Гарвардская школа продолжает сталкиваться с ужесточающейся конкуренцией со стороны других передовых бизнес-школ США и Европы. Данные по зарплате, отображенные в рейтинге Financial Times MBA Rankings, за последние годы указали на то, что первое место по заработным платам, которое занимали выпускники Гарвардской школы около 10 лет назад, теперь достается менеджерам, окончившими другие лидирующие бизнес-школы США. К ним относятся Stanford, Wharton и Columbia, а также такие лучшие европейские образовательные учреждения, как Лондонская бизнес-школа (London Business School) и INSEAD.   

Профессор Лайт неохотно говорит об этом: “Я скептически отношусь к такого рода данным. Компаниям не так легко нанять на работу выпускника Гарварда – у наших слушателей чересчур много возможностей”. Профессор Лайт настоящим мерилом успеха считает имеющуюся возможность школы привлекать наиболее одаренных студентов и лучших профессоров. В 2007 году 89% студентов, которым было предложено место в Гарвардской школе, воспользовались этой возможностью, и соотношение принятых студентов к зачисленным оказалось самым высоким в мире. Прошлый год оказался изобилующим в отношении преподавательского состава - число преподавателей увеличилось на 39 человек, и в итоге составило 225 преподавателей. 

Наиболее активные компании-работодатели, такие как Goldman Sachs, продолжают обращаться в первую очередь к выпускникам Гарвардской школы, по словам Джонатана Джоунса (Jonathan Jones), главы отдела рекрутмента этого инвестиционного банка. “Обращаясь к выпускникам Гарвардской бизнес-школы, мы имеем дело с опытными специалистами, обладающими первоклассными навыками руководства на высшем уровне и управления в целом, – утверждает он. – Многие из наших высокопоставленных руководителей являются выпускниками этого заведения, и это одна из первых бизнес-школ, с которых мы начинали отбор специалистов в 1920-е гг. Гарвардская бизнес-школа продолжает являться одной из первоочередных инстанций, куда мы обращаемся в поиске кадров”.

Помимо развивающихся отношений между школой бизнеса и другими отделениями Гарвардского университета, такими как, например, отделение медицины, школа начинает набор студентов более молодого возраста – от 20 лет, в противовес установленной возрастной категории от 27, при котором менеджеры уже обладают определенным опытом работы. Сантьяго Инигвез, декан Бизнес-школы IE в Мадриде считает, что “метод обучения при помощи кейсов утрачивает силу в том случае, если начать нанимать студентов более молодого возраста. Опыт в ведении бизнеса всегда являлся неотъемлемой частью отборочного критерия. Если опустить этот опыт, появляется вероятность утраты очень важного компонента обучения при помощи кейсов”.

Гарвардская бизнес-школа также постепенно переводит свои исследования и преподавательские методы на международный уровень. Первоначально в школе было принято считать, что менеджеры должны были приезжать в Бостон в целях обучения у профессоров Гарварда. На сегодняшний день число профессоров, преподающих за пределами США, стремительно растет. В этом году Гарвардская бизнес-школа запустила программу в Хайдарабаде (Индия). Профессор Лайт говорит, что через 2 года школа введет 12-недельный учебный курс на территории Китая.

Методические материалы также приобретают все больше международных черт, учитывая то, что половина кейсов ежегодно пишется в Гарварде (на которые и опирается школа в 80% методов обучения), а вторая половина – в исследовательских центрах за рубежом, говорит профессор Лайт. Всего несколько лет назад 75% кейсов Гарвардской бизнес-школы составлялись исключительно на территории США.

Учитывая то, что школа занимала доминирующую позицию в обучении управлению в течение последних 100 лет, следующие несколько лет могут оказаться критическими для будущего Гарварда. И все же, по словам одного из непревзойденных деканов, “для того  чтобы Гарвард утратил свою лидирующую позицию, потребуется систематическое решение студентов поступать в какое-либо другое заведение”. И далеко не многие в этой сфере станут спорить против возможности школы выдерживать подобные ситуации.

Комментарии Фейсбук Вконтакте