Учимся играя, играем обучаясь

Дата публикации

Газета Financial Times посвятила одну из своих статей необычным методикам преподавания, используемым в бизнес-школах. Среди них – моделирование ситуации и деловая игра.

В процессе игрового тренинга будущие менеджеры получают навыки управления людьми, учатся контролировать ситуацию, одновременно неся полную ответственность за свои действия и решения. Смоделированные сценарии служат связующим звеном между школьной теорией и практическим управлением.

Во многих случаях ситуация, смоделированная в аудитории, дополняется компьютерным программным обеспечением, специально разработанным для этого. В одной из французских бизнес-школ Audencia Nantes School of Management участники программы МВА используют в процессе обучения игру Jessie.

Эта игра основана на маркетинговой стратегии и впервые была использована в системе Grandes Ecoles, а теперь получила широкое распространение на начальных этапах обучения МВА.

По правилам игры ее участники должны вести бизнес в условиях виртуального рынка. Обычно сфера деятельности – продукты потребления: напитки, hi-fi, автомобильные покрышки или косметика. Все участники делятся на "компании" (группы по три-пять человек) и "банки" (две команды), которые, используя автоматически обновляющуюся систему биржевых котировок, играют центральную роль в симуляции.

Все компании начинают игру в одинаковых условиях без предварительного корпоративного опыта и с определенной суммой, которую можно потратить на немедленное внедрение продукции на рынок. Задача – заработать как можно больше денег за определенный промежуток времени. Участники совещаются, каждый высказывает свое мнение, после чего принимается решение. Виртуальный промежуток времени – один год. В реальном времени игра проводится в течение двух дней.

С помощью этой игры мы можем провести оценку способностей наших студентов на самом раннем этапе обучения, – говорит Эммануэль Дион, профессор по маркетингу бизнес-школы Audencia и создатель Jessie. – Это также позволяет нам ближе познакомиться со спецификой их профессиональной деятельности".

"Наблюдая за процессом управления виртуальной компанией, за тем, как они справляются с возможными разногласиями в команде и конкурируют со своими соперниками, мы можем получить всю необходимую информацию об участниках программы в самом ее начале", – отмечает Асс Дермуш, декан школы Audencia.

В конце года проводится еще одна игра, в результате которой становятся видны результаты обучения на программе.

Jessie и другие деловые игры, предусмотренные академическим планом программы, влияют на итоговый балл степени МВА. Максимум "игровых" баллов – 6 (общий максимум – 48).

В бизнес-школах Smurfit Business School и University College Dublin также практикуется использование деловых игр на начальном и на заключительном этапах двенадцатимесячной программы. Результат заносится в диплом (модуль стратегического менеджмента) и в значительной степени влияет на итоговый балл. В Smurfit он составляет 10% от общего максимума. Для сравнения: за все кейсы можно заработать 30% итоговых баллов.

Игроки имеют доступ к игре со всех компьютерных терминалов. Одновременно компьютерная программа ведет наблюдение за ходом игры и проводит обновление сценария.

В миланской бизнес-школе SDA участники программ МВА конкурируют в условиях, построенных с учетом единого экономического пространства Европы. В игре The Eurosim учтены все основные аспекты, касающиеся стран - участниц Европейского союза. Игрокам предоставляется выбор: строить в своей компании стратегию развития лишь в пределах своей страны или на международном уровне.

Игра, которая ведется в течение пяти дней (по восемь часов), включает в себя модели основных институтов Европейского союза. Это означает, что в ходе игры участвуют финансовые учреждения, системы контроля качества продукции компаний и коммерческие агенты, устанавливающие торговые связи между разными странами.

В школе Bocconi используется симуляция информационной системы EIS, разработанной в INSEAD в 1996 году. Здесь основная цель заключается в построении стратегии изменений. Во время игры командам нужно разработать и принять тактику стратегических реформ в компании. Игроки должны высказать свои предложения по этим вопросам перед руководителем компании и аргументировать свою позицию. Побеждает команда, набравшая больше голосов топ-менеджеров в свою поддержку.

Деловые игры и моделирование ситуаций в европейских бизнес-школах занимают в среднем 10% от общего учебного времени.

В американской Tuck School of Business in Dartmouth, где программа МВА длится в течение двух лет, деловые игры – в расписании второго семестра. Преподавательский состав тоже посвящает довольно много времени участию в мероприятиях подобного рода. Современные технологии, так же как и в Европе, играют важную роль в игровом процессе.

Участники программ МВА бизнес-школы Tuck развивают свои навыки управления с помощью игры Littlefield Technologies. Она длится неделю (24 часа в сутки) в режиме онлайн. Цель игры – развитие бизнеса компании в период с 50-го по 218-й день ее существования. Как только игра окончена, компьютер, учитывая все принятые игроком стратегические решения, проводит моделирование ситуации еще на сто дней вперед.

Дэвид Пайк, заместитель декана программ МВА бизнес-школы Tuck, считает: "Существует масса эффективных методик преподавания, используемых во время обучения на программах МВА. Я не стану утверждать, что они являются единственным действенным способом преподавания материала, но они работают, они интересны и обеспечивают смену ритма учебного курса".

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте