Менеджеры "играют" в лиге. Выпускники ведущих бизнес-школ объединились в новую структуру

Дата публикации

Вместе с образованием МВА руководитель приобретает некую страховку от ошибок. И еще многие выпускники считают, что они стали лучше ориентироваться в бизнесе, хотя и признаются, что учиться было трудно...
 Российская лига МВА учреждена выпускниками трех ведущих российских школ бизнеса и Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО). Цель созданной структуры, как заявил на презентации лиги в горнолыжном парке "Волен" ее президент Юрий Тазов, прозрачна и ясна – способствовать развитию бизнес-образования в России. А главными своими задачами лига считает улучшение имиджа выпускников российских программ МВА, улучшение качества образования школ бизнеса, укрепление связей бизнеса с образованием.
Эти задачи наиболее важны, потому что страна нуждается в квалифицированных управленцах, которые сочетают в себе знания современного российского бизнеса со знанием основных дисциплин в сфере маркетинга, менеджмента и управления финансами. Между тем статус российского выпускника МВА в нашем обществе, по мнению Юрия Тазова, недооценен.
"Ситуация несколько напоминает положение с искусственными елками перед Новым годом, – образно заметил президент лиги, – все знают, что искусственная елка позволяет сберечь экологию, функциональна и экономит средства. Тем не менее люди часто пользуются природным ресурсом с кривым стволом, редкой хвоей и достаточно дорогим. Так, многие работодатели знают, что менеджер со степенью МВА наиболее подготовлен к работе в современном бизнесе и может повысить эффективность компании, однако подбирают кадры по старинке". Такая ситуация не устраивает выпускников МВА, и они считают, что ее нужно поправлять. Этим целям и послужит новая организация.
Хотя, казалось бы, зачем еще одно объединение на рынке бизнес-образования. Ведь уже есть РАБО. В чем смысл нового объединения? "А смысл состоит в том, – отметил на презентации лиги президент РАБО Леонид Евенко, – чтобы поднять значение МВА на уровень "национального звучания". Я в своем лице объединяю две роли: я президент Российской ассоциации бизнес-образования, один из ее основателей, а с другой стороны, принадлежу как бы к "полевым командирам" – тем, кто разрабатывает эти программы, продает их на рынке, кто преподает в аудиториях. Я был работником Института США и Канады с 1968 по 1990 год, поэтому первые программы МВА я держал в руках в 1969 году как профессор-исследователь. И уже тогда была мечта, что это нужно нам. И постепенно мы изучали эти программы, знакомились с деканами и профессорами многих американских школ бизнеса. В мире по большому счету США – это одна страна, где карьера руководителя в крупной корпорации без МВА почти невозможна или очень затруднена".
Примерно такую систему намерены создать участники РАБО и лиги в России. Хотя споры о сомнительной необходимости МВА возникают периодически и в самих США и в Европе. Вот недавно на Западе кто-то из влиятельных людей опять обронил фразу, что Биллы Гейтсы не нуждаются в МВА. "Может быть, оно так и есть, – соглашается Леонид Евенко, – даже социологи считают, что где-то 10% людей вообще не нуждаются в бизнес-образовании, потому что они менеджеры от Бога. В то же время человек, который не получает бизнес-образования, уменьшает вероятность успеха. С МВА он получает некую страховку от ошибок…" Человек не образованный в сфере менеджмента и бизнеса, по мнению Евенко, с большей вероятностью сделает ошибки. В России тем более этого не избежать. Да и в Европе МВА стала разворачиваться сравнительно недавно, где-то с 60-х годов. Ускорение этого процесса произошло во второй половине в 90-х годов, когда были созданы европейские органы, вырабатывающие стандарты европейского бизнес-образования и проводящие аккредитацию школ бизнеса.
"Мы должны учитывать, что мы пока еще в стороне от европейской интеграции, – говорит Евенко, – у нас пока не преподают на английском, что является и плюсом, и минусом. Плюс в том, что мы некоторым образом защищены от какой бы то ни было интервенции второразрядных зарубежных школ бизнеса. А минус состоит в том, что нам многие проблемы приходится решать самостоятельно. Самое главное – у нас большая страна, огромная потребность в управленческих кадрах, которые, с одной стороны, – люди хорошо образованные, а с другой стороны – люди подчас очень наивные и уж очень не осведомленные о главных бизнес-понятиях. И поэтому наше бизнес-образование развивается очень быстро. По количеству выпускников МВА мы вышли на уровень Германии – около 4 тысяч. Для сравнения, в США 104 тысячи, в Китае уже 15 тысяч. С 1999 года рынок МВА в России стал легитимным и очень быстро развивается. В 2003 году Минобрнауки создал Совет по МВА, и это резко повысило роль профессионального сообщества, которое совместно с бизнесменами-работодателями и чиновниками из госструктур воздействует на развитие МВА. Теперь к ним более активно присоединяются выпускники МВА.
Презентация – мероприятие светское и чаще носит развлекательный характер. Презентация лиги стала приятным исключением, на ней попробовали обсудить проблемы. Ведь, для того чтобы двигаться вперед, нужно для начала понять, что мешает. Так что же мешает отечественным МВА в их поступательном движении вперед?

Михаил Саков, заместитель директора ЗАО "Унихимтек", выпускник ВШМБ:

- С одним из руководителей крупного предприятия (кстати, он в настоящее время сам учится на МВА) мы беседовали на тему МВА, и он сказал мне буквально следующее: "Степень МВА сейчас нужна москвичам, чтобы потребовать себе более высокую зарплату. А у меня сейчас работают люди из регионов, они делают то, что мне надо, я сам учу их тому, что надо, и плачу им меньше – столько, сколько считаю нужным. Как правило, из компании на МВА идут учиться 1–2 человека, а остальные люди остаются теми же самыми, с тем же уровнем знаний, с той же базой. Менеджер, получив МВА, приходит, пытается что-то подтянуть, но у него это не получается, и он вынужден уходить из компании".
Это мнение определенной части работодателей, которая стремится привлекать выпускников МВА. К слову, ни один из работодателей, который выражает негативную позицию по отношению к МВА, не откликнулся на приглашение лиги принять участие в дискуссии. О том полезном, что дало им обучение на программах МВА, говорили выпускники разных школ.

Александр Харченко, директор по логистике компании "Корос", выпускник ВШМБ:

- В российских компаниях много хороших руководителей, которые не имеют степени MBA, это умнейшие, талантливые люди, которые сумели раскрутить бизнес и занять лидирующие позиции в своей области. Но незнание современных бизнес-технологий часто приводит к тому, что компания начинает буксовать, расходовать свои ресурсы впустую, не на увеличение прибыли.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте