Поддержка всех форматов. Службы по развитию карьеры в бизнес-школах расширяют свою деятельность на слушателей всех программ

Дата публикации

Слушатели программ МВА формата part-time зачастую ощущают себя людьми второго сорта, наблюдая за тем, как участники программ full-time принимают участие в различных мероприятиях, постоянно общаются со своими сокурсниками, профессорами и выпускниками прошлых лет, а также пользуются помощью служб по карьере.

Однако в последнее время все больше служб по карьере в ответ на просьбы со стороны корпоративных рекрутеров и слушателей программ МВА расширяют свою деятельность, стараясь затронуть и "вечерних" слушателей.

Несмотря на то что большинство слушателей программ part-time уже имеют постоянную работу, многие решили вернуться за парту именно для того, чтобы использовать новую степень МВА как пропуск в мир новых возможностей. Поэтому им явно недоставало интенсивного коучинга, доступного для слушателей дневного отделения, так же как и встреч с рекрутерами и общения с сообществом выпускников.

Сегодня во многих школах имеются специальные сотрудники, в чьи обязанности входит помогать "вечерникам" в решении вопросов трудоустройства, предоставление им консалтинговой помощи в написании резюме, налаживании деловых связей и подготовке к собеседованию с работодателями. Более того, подобного рода услуги стали теперь доступны для слушателей программ executive MBA и даже для тех, кто получил степень уже несколько лет назад.    

Такие тенденции основываются на растущем интересе к программам форматов part-time и executive. За 2004 год многие ведущие школы получили на 20-35% меньше заявлений на свои дневные программы МВА, в то время как число заявлений на программы part-time снизилось меньше или даже выросло. Число же заявлений на программы executive МВА выросло почти во всех школах.

Некоторые из крупнейших школ, в том числе Anderson School at the University of California at Los Angeles и the University of Chicago Graduate School of Business, уже позволили слушателям своих программ part-time встречаться с рекрутерами, приезжающими на кампус, что долгое время оставалось самым заветным желанием многих из них.

"Слушатели программ part-time всегда хотели этого, но толчком к принятию такого решения послужила просьба рекрутеров, выразивших свое желание провести интервью с любым из слушателей Chicago, - говорит Анита Брик (Anita Brick), директор программ по развитию карьеры МВА. - Рекрутеры рассматривают резюме всех наших слушателей в базе данных, и, если их заинтересует специалист, проходящей обучение по программе part-time, он получает приглашение для прохождения интервью. Мы также советуем нашим слушателям писать рекрутерам об их желании пройти с ними собеседование, когда они будут на кампусе".

Сразу после того как Эрик Моковер (Eric Mokover) в прошлом году был назначен помощником декана Anderson School, его засыпали просьбами слушатели программ executive MBA и part-time MBA. "Сегодня они все чаще оплачивают свое обучение самостоятельно, и многие собираются сменить карьеру, - говорит он. - Мы осознаем, что многое изменилось, поэтому нам тоже во многом  приходится меняться". 

Слушатели Executive MBA Anderson теперь имеют доступ к советникам по карьере и к ресурсам центра занятости школы. Однако, к их великому огорчению, к собеседованиям на кампусе они не допускаются. Причина: они на 10-15 лет старше слушателей дневных программ МВА и чаще всего ищут более высокие руководящие позиции.

Слушатели же формата part-time могут посещать специальные семинары по подготовке к интервью, а затем постараться договориться с рекрутерами о проведении собеседований на кампусе.

В этом месяце UCLA провела All-Anderson Networking Event, первое событие такого масштаба, собравшее вместе слушателей всех программ МВА, обсудивших актуальные вопросы трудоустройства. "Мы прилагаем все усилия, чтобы оставаться единым, а не разрозненным на несколько групп сообществом, где слушатели full-time противопоставлены слушателям part-time и слушателям формата executive ", - говорит Моковер.

А ведь в некоторых других школах, например в New York University's Stern School of Business, дело обстоит именно так. В прошлом году в школе Stern был создан центр по карьере работающих профессионалов, в котором по субботам проходили консультации по вопросам карьеры, была создана база объявлений, организовывались мероприятия, проводились пробные и тренировочные собеседования и семинары. Это хорошая новость.

Теперь новость плохая: решением администрации слушателям part-time не разрешалось участвовать в работе с рекрутерами на кампусе, поскольку последние нацелены в основном на поиск выпускников программ full-time. Не удивительно, что некоторые из слушателей part-time вдруг ощутили себя обделенными. Они слали гневные письма, в которых писали, что поступили в Stern, потому что были уверены, что смогут принимать участие в мероприятиях по карьере на кампусе и участвовать в интервью с рекрутерами. Они хотели сохранить анонимность, поскольку опасаются, что рекрутеры будут воспринимать их как нарушителей спокойствия. 

"Когда мы с несколькими моими сокурсниками решили начать поиски работы и пришли на интервью с рекрутерами на кумпусе, нас буквально не пропустили дальше регистрации, - пишет один из part-time слушателей Stern. - Было так обидно, что одна из моих сокурсниц просто не смогла сдержать слез".

Гари Фрейзер (Gary Fraser), помощник декана по делам студентов МВА школы Stern, выслушал жалобы и сказал, что понимает их настроения. Он сказал, что такая политика имеет свои основания, поскольку "в собеседованиях приняли участие сотни слушателей программ part-time и результы по трудоустройству были очень низкими". Он отметил, что изменения в правилах школы не должны восприниматься как "наказание для слушателей формата part-time".

Для большинства рекрутеров такие слушатели не подходят, потому что те ищут себе молодых и менее опытных сотрудников. "Некоторые из слушателей программ part-time подавали заявления на участие в собеседованиях на должность, требовавшую четырех лет опыта работы, в то время как их опыт работы равнялся семи годам. Их квалификация слишком высока", - говорит он.

Представители других школ, напротив, говорят об уменьшении различий между слушателями программ разных форматов. "Возраст и опыт наших слушателей на программах full-time и part-time за последнее время почти сравнялся, поэтому различий между ними мы не видим", - говорит Стэйси Рудник (Stacey Rudnick), директор службы по карьере McCombs School of Business at the University of Texas. 

Поскольку сегодняшние слушатели part-time все чаще ищут себе новую работу, администрация McCombs School решила нанять для них специального советника по карьере. То же самое они сделали и для слушателей программ executive. По словам Рудника, слушатели part-time должны быть не менее конкурентоспособными, чем их сокурсники дневного отделения, поэтому для них тоже необходимы мероприятия по вопросам карьеры, помощь в составлении резюме и сопроводительных писем, а также доступ к работающим на кампусе рекрутерам. Раньше им приходилось всего добиваться самостоятельно.

И тем не менее свободный доступ к рекрутерам для слушателей part-time может иметь обратную сторону медали. Все же многие из них проходят обучение в бизнес-школах благодаря своим работодателям, которые не обрадуются, если их сотрудники станут за их счет искать себе лучшую работу. "У нас была практика делать рассылку вакансий по базе наших слушателей part-time, но однажды один из работодателей, который проходил обучение со своими подчиненными, сказал , что не одобряет этого, - говорит один из сотрудников службы по карьере. - После этого мы перестали так активно продвигать свои услуги для слушателей формата part-time".

Некоторые школы пытаются скрыться от нежелательных последствий за вывеской "профессиональное развитие", избегая упоминаний о "трудоустройстве". Другие школы, не желая расстраивать отношения с компаниями, присылающими своих сотрудников для обучения, требуют от слушателей письменного согласия их работодателя на участие в собеседованиях.

"Несмотря на то что некоторые наши слушатели получают финансовую поддержку от своих работодателей, мы как школа знаем, как важно предоставить всем слушателям дополнительные возможности для развития их карьеры, - считает Джанет Ричерт (Janet Richert), директор службы по управлению карьерой Smith School of Business at the University of Maryland. - Наши слушатели программ part-time могут принимать участие в собеседованиях по рекрутингу на третьем или последнем году обучения, и очень многие пользуются этой возможностью".

Новая программа школы Maryland в партнерстве с консалтинговой HR-компанией DBM предлагает интернет-семинары, доступ к базам данных и виртуальный коучинг. "Реализовать программы по управлению карьерой со слушателями  part-time бывает особенно сложно, - говорит миз Ричерт. - Наша цель - предоставить им возможность получить помощь и консультации по Интернету вне зависимости от места и в удобное для них время".

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте