Новые форматы вытесняют традиционный full-time

Дата публикации

Со Юн Марин (So Yun Maryn) на протяжении последних трех лет готовилась к тому, чтобы поступить в бизнес-школу на программу full-time. В этом году она все же приняла окончательное решение, но планы ее несколько изменились, и она поступает на программу part-time Smith School of Business при University of Maryland, где будет учиться, не прерывая своей работы на должности менеджера по развитию одного из подразделений British Telecommunication.    
По словам 27-летней миз Марин, она отказалась от своей идеи учиться full-time после "всех этих ужасных историй" про то, как выпускники МВА сталкиваются со сложностями в поиске работы, имея серьезные задолженности по кредитам. "Я совершенно не хотела оказаться в подобной ситуации, - говорит она. - Моей целью было получить степень МВА в серьезной школе и не потерять свою постоянную работу".
Многие разделяют такие опасения и решают либо отложить обучение в бизнес-школе, либо сохранить свою работу и учиться по вечерам или по выходным. В действительности подобные решения получили такое широкое распространение, что во многих ведущих школах количество поданных заявлений на программы full-time упало в этом году на 20-35%. Для сравнения, число заявлений на программы part-time либо снизилось лишь незначительно, либо даже увеличилось. Что же касается программ executive MBA, то в большинстве школ они на подъеме.
Когда Graduate Management Admission Council проводил свое исследование в 2003 году, о снижении числа заявлений на программы full-time сообщили 78% участников опроса, о снижении числа аппликантов на программы part-time - 48%, а на executive МВА - 26%. В то же время о росте числа заявлений сообщили 53% программ executive, 27% программ part-time и всего 16% full-time.

Долгосрочные изменения?

Деканы школ задают себе один очень важный вопрос: является ли этот спад временной тенденцией или свидетельством долгосрочной перспективы?
Определенную роль здесь, конечно же, играет стабилизирующаяся экономика. Работодатели предлагают своим сотрудникам продвижение по службе и повышают им зарплаты, а те отказываются от своих планов по обучению full-time. Но для большинства потенциальных слушателей первостепенную роль играет цена, которая в крупнейших школах продолжает расти довольно быстрыми темпами (в среднем 5-8% в год), в то время как обстановка на рынке труда для специалистов МВА остается напряженной, а уровень их зарплат не вырос совсем.
"Мы должны помнить о том, что многие слушатели потратили на обучение по $60000, а после окончания школы не смогли найти себе работу даже аналогичную той, которую они оставили, чтобы получить степень МВА", - говорит Роберт Долан (Robert Dolan), декан Ross School of Business при University of Michigan.
Следовательно, многие теперь считают, что не могут позволить себе лишиться достойной работы в обмен на долги в тысячи долларов. И программы формата part-time и executive представляются им более привлекательными не только потому, что они смогут продолжать работать и у них есть шанс получить финансовую поддержку своего работодателя.
Например, когда миз Марин взвесила все "за" и "против" обучения part-time, решающим фактором для нее оказалась принятая в ее компании система компенсации затрат на обучение. Она также считает, что обучение part-time с практической точки зрения лучше традиционного full-time, когда слушатели оказываются на два года оторванными от реальной работы. "На программах part-time слушатели приходят на занятия со своим опытом повседневной работы, а затем вновь идут на работу уже с новыми знаниями, которые они могут тут же применить на практике. Меня это особенно волнует, поскольку с недавнего времени мне приходится работать в команде, и мне хочется стать хорошим командным игроком, менеджером и лидером".

Эффект погружения

Тем не менее многие администраторы и студенты бизнес-школ сходятся во мнении, что программы формата part-time и executive никогда не смогут сравниться с full-time, которые дают более глубокий опыт, причем дело скорее не в самой учебной программе, а в тех дополнительных клубах, лекциях приглашенных спикеров, в тесном общении с сокурсниками, профессорами и выпускниками прошлых лет.
Мэниш Гарг (Manish Garg), 30-летний слушатель программы part-time MBA в калифорнийском Santa Clara University, говорит, что больше всего ему нравится "немедленно применять знания" в своей работе разработчика программного обеспечения. Но он также говорит о том, что "возможности общения с сокурсниками и преподавателями почти нет, потому что в 21.30 все спешат домой после рабочего дня и трех часов занятий".
Те, кто собирается сменить область профессиональной деятельности, также предпочитают программы full-time, где для слушателей есть больше возможностей пользоваться услугами службы по карьере в том, что касается летней практики и трудоустройства после получения диплома. Хотя в последнее время многие школы, например New York University, решили расширить свои службы по карьере, чтобы они работами и со слушателями программ part-time.
Большинство деканов утверждают, что теперь еще рано говорить о том, миновал л <!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} a:link, span.MsoHyperlink {color:blue; text-decoration:underline; text-underline:single;} a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {color:purple; text-decoration:underline; text-underline:single;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --> MBAи исторический пик full-time. Более откровенным оказался декан Cox School of Business в Далласе Альберт У. Ниеми-младший (Albert W. Niemi Jr.). Он уверен в том, что в ближайшее время интенсивный рост предстоит пережить как программам МВА формата part-time и executive, так и специальным программам для компаний. "Баланс смещается в сторону снижения затрат за возможность обучения в бизнес-школе", - говорит он.
Он старается сделать так, чтобы опыт слушателей программ full-time был максимально приближен к опыту слушателей, обучающихся в условиях full-time, понимая, что на школьные мероприятия у них времени почти не остается. "Мы создаем атмосферу товарищеского сообщества, объединяя их в учебные команды и предоставляя им возможность учиться за рубежом во время отпуска".  
Руководители многих школ приходят к выводу, что им нужно проявлять большую изобретательность для выработки дополнительных образовательных опций. Columbia University, к примеру, разработала совместно с University of California программу bicoastal executive MBA и международную программу executive вместе с London Business School. Кроме того, она сократила время обучения до 16 месяцев.

Смешанные программы

Kelley School of Business при Indiana University пошла еще дальше, выработав некий гибридный вариант обучения, подразумевающий восемь месяцев обучения с пребыванием на кампусе, после которого следует практика и обучение в режиме онлайн. Слушатели могут вернуться к своими старым работодателям или остаться в тех компаниях, которые предложили им интерн. "Мы полагаем, что такие смешанные программы получат в будущем широкое распространение, - говорит исполняющий обязанности Kelley School Даниэл К. Смит (Daniel C. Smith). - Очень многие компании хотели бы, чтобы их топ-менеджеры получили образование МВА, но не хотят терять их на два года".
Graduate Management Admission Council смотрит в будущее с оптимизмом, указывая на более благоприятную демографическую ситуацию во многих странах мира, которая сложится к 2010 году. В США и Азии ожидается рост населения в возрасте 25-29 лет. В Западной Европе, напротив, число жителей в этом возрасте снизится.
До того момента, когда демографические изменения действительно произойдут, перед бизнес-школами возникает соблазн снижения академических стандартов ради сохранения количества поступающих и поддержания уровня доходов.
О своих опасениях говорит Дэвид Уилсон (David Wilson), президент Graduate Management Admission Council: "Больше всего меня пугает возможное обесценивание МВА из-за снижения требований для поступления. Для слушателей учиться друг у друга так же важно, как учиться у профессоров, поэтому они не хотят, чтобы рядом с ними на занятиях сидел полный кретин. Как только качество начнет падать, - добавляет он, - школы потеряют поддержку своих выпускников и рекрутеры не станут приезжать на кампусы. Это очень неприятный сценарий".
Оживленные споры относительно ценности традиционного образования МВА, особенно если программа представлена не одной из самых престижных школ, ведутся уже давно. Даже профессора таких школ, как Stanford, ставят под сомнение принципы традиционной степени МВА, что отнюдь не лучшим образом сказывается на ее имидже. В этом году управляющий профессор школы McGill University Генри Минцберг (Henry Mintzberg) в своей книге  "Managers Not MBAs" подверг бизнес-образование full-time жесточайшей критике, утверждая, что, применяя на практике полученное во время обучения ложное представление о менеджменте, выпускники таких программ подрывают свои организации и наше общество.

Комментарии Фейсбук Вконтакте