Школьные друзья. Каждый второй идет в бизнес-школу за деловыми связями

Дата публикации

Бизнес-школы - не только кладезь управленческих знаний, но и источник весьма полезных связей. Случается, что попутно с освоением менеджмента однокурсники создают совместный бизнес, находят клиентов или сотрудников для своей компании.

Исследование компании Begin Group (опрошено 743 человека из 19 российских бизнес-школ) выявило, что одним из мотивов получения степени МВА является стремление приобрести полезные знакомства. В этом призналось 46% опрошенных студентов бизнес-школ. "И среди всех ожиданий это оправдалось в первую очередь, как признаются 68% участников нашего опроса", - поясняет Анна Рубальская, руководитель образовательного направления Begin Group.

Основатели компании Baikal-club Наталья Подогова и Арюна Дандарова познакомились и стали подругами в бизнес-школе. Эта встреча вдохновила их на создание агентства, которое специализируется на турах по озеру Байкал. Летом новоявленные предпринимательницы собираются защитить одну дипломную работу на двоих и получить степень MBA в Высшей школе бизнеса МГУ.

А управляющий компании "Веда-Пак" Евгений Теруков, окончив программу Executive MBA Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, рассказывает, что связи, приобретенные в бизнес-школе, очень помогли развитию его карьеры. Именно там он познакомился с Даниилом Матюхиным, который пригласил его на работу сначала на позицию директора по маркетингу в петербургское представительство компании "Руст", а потом - в "Веда-Пак". В промежутке Теруков успел поработать над консалтинговым проектом в Ямало-Ненецком округе: предложение тоже поступило от однокурсницы, владеющей консалтинговой компанией в Тюмени. Кстати, сейчас в "Веда-Пак" работает пять менеджеров, выпускников Стокгольмской школы экономики.

Многие его знакомые по той же бизнес-школе работают в компаниях, которые сотрудничают с "Веда-Пак", - это поставщики, клиенты, партнеры. Теруков говорит, что это тоже помогает ему в работе. С ними легко найти общий язык, считает он. Кроме того, школа расширила круг знакомых, работающих в других индустриях, - к ним Теруков нередко обращается за консультациями.

"Бизнес-школы сталкивают людей из разных индустрий и регионов, создавая нужную среду и заваривая тот питательный бульон, на котором бизнес растет гораздо быстрее", - считает Сергей Лихарев, руководитель Ассоциации русскоязычных выпускников ведущих бизнес-школ (CluМВА) и директор по проектам в СНГ Golden Telecom. Обычно приятельские отношения между однокурсниками завязываются довольно быстро, уже пару месяцев спустя после начала учебы. "У нас сейчас есть группа из 24 человек, которые познакомились осенью, а Новый год уже отмечали вместе", - говорит Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ.

Альянсы, выросшие в стенах бизнес-школ, бывают довольно гармоничными. "Мы сблизились после первого курса, стали встречаться не только в учебное время, вместе отмечать дни рождения", - рассказывает совладелица Baikal-club Наталья Подогова. Сейчас им в виде исключения разрешили написать и защитить одну дипломную работу на двоих. Эту судьбоносную встречу она считает не менее ценным приобретением, чем знания, полученные в бизнес-школе. До знакомства обе девушки-ровесницы с похожими взглядами и деловыми интересами работали в других сферах бизнеса. Арюна Дандарова управляла основным своим бизнесом, интернет-сервисом Biletik.ru. Наталья Подогова до недавних пор работала заместителем коммерческого директора компании "Мегатекстил", которая занимается оптовой торговлей текстилем. Предпринимательницы очень довольны таким поворотом судьбы: Baikal-club появился только этой зимой, а его услугами заинтересовались не только частные и корпоративные клиенты, но и профессиональные туроператоры, в том числе и западные.

На Западе компаний, созданных MBA-однокурсниками, не так уж много, убежден Лихарев. Там бизнес-образование нацелено скорее на корпоративных клиентов. Но зато студенты кроме схоластических знаний и их практического преломления получают еще одну весомую выгоду - связи, которые очень способствуют развитию бизнеса и карьеры. И шлейф этих полезных знакомств сохраняется надолго. Лихарев рассказал, что его однокурсники до сих пор помогают друг другу. К примеру, спустя несколько лет после окончания бизнес-школы он позвонил своему однокурснику, ныне менеджеру американской компании Analog devises. Будучи студентами бизнес-школы Корнеллского университета, они вместе снимали квартиру. "Мне нужна была консультация по рынку полупроводников, и он подробно ответил на все мои вопросы только потому, что знает меня и доверяет", - говорит Лихарев. Он признается, что, будучи коммерческим директором Golden Telecom, нашел двух клиентов среди членов своей ассоциации.

Преподаватель программы MBA-маркетинг института МИРБИС профессор Татьяна Гайдаенко говорит, что совместные бизнес-проекты их студентов, в том числе развитие новых направлений внутри компаний, - явление распространенное. Есть и свои стартапы, выросшие в стенах бизнес-школы. "У нас были случаи, когда однокурсники организовывали свою маркетинговую компанию", - уточняет Гайдаенко. По ее словам, нередко руководители разного уровня находят здесь единомышленников и переманивают их к себе на работу.

Для взрослых людей бизнес-школа - одна из немногих социально приемлемых возможностей вернуться во времена студенчества, когда человек обзаводится крепкими связями. "Один из наших студентов - вице-президент крупной торговой сети фактически превратил свою московскую квартиру в своеобразный клуб, где встречается его группа: все они работают в разных отраслях и регионах и пока не очень-то полезны друг другу в бизнесе, - рассказывает Виханский. - Но именно так складываются новые комьюнити".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте