Бесплатно и коллективно

Дата публикации 10.02.2010

В конце прошлого года компании «Абсолют», «Росевродевелопмент», Alcon, «Миэль», Capital Group, УК «ДС холдинг», Mirax Group создали учебный центр Real Estate Management Institute (REMI). В январе к ним присоединилась компания Knight Frank. К началу года более 500 сотрудников этих компаний прошли менеджмент-курс, который ведут внешние и внутренние тренеры, или прослушали мастер-классы отраслевых специалистов рынка, рассказывает Елена Гнеушева, директор по персоналу «Росевродевелопмента». Все тренеры и специалисты работают на бесплатной основе. Слушатели и компании не тратятся на работу центра, занятия которого проходят в офисах членов REMI.

Международное коммуникационное агентство JWT в своем исследовании брендов и явлений, которые будут определять нашу жизнь, еще в 2008 г. выделило в том числе и такое явление, как «совместное использование». REMI использует его, считает Юлия Ужакина, управляющий партнер компании «Амплуа». Это явление будет распространяться на корпоративное обучение - не массово, но регулярно, уверена она.

Так, в разгар кризиса некоторые банки обсуждали идею обмена помещений для обучения, но «Ведомости» не смогли найти примеров ее реализации.

Проект коллективного учебного центра интересный, но вряд ли приживется на рынке FMCG, считает Наталия Рафейчик, корпоративный тренер компании UPECO. Руслан Тарусин, директор по персоналу автомобильного холдинга «Атлант-М», полагает, что совместное потребление образовательных услуг будет востребовано в первую очередь среди малых и средних компаний в отраслях, наиболее пострадавших от кризиса.

Если компании являются прямыми конкурентами на рынке, то делиться друг с другом конкурентными преимуществами (а обучение сотрудников относится к ним) неправильно, уверена Татьяна Кузьмина, HR-директор ГК «Автоспеццентр». «Отраслевой учебный центр, возможно, будет полезен для обучения новичков, но для профессионалов я бы порекомендовала создание профессиональных сообществ, клубов», - говорит она.

Идеи отраслевых встреч и клубов, реализуемые и до кризиса, стали еще популярнее. Агентство «Автокадр» с конца года организует клубы функциональных руководителей для предприятий авторынка. «Представители региональных дилеров расценивают их как настоящие обучающие семинары», - уверена Кузьмина.

«Русская школа управления» в прошлом году бесплатно предлагала похожий формат: круглые столы со спикерами и участниками платных семинаров. «Определенный интерес был. В этом году мы сосредоточились на бесплатном посещении части семинаров. Бесплатное не бывает хорошим», - говорит Елена Паскаренко, представитель компании.

Но бесплатное обучение пользуется спросом у клиентов и тренеров. Учебно-методический центр «Градиент альфа» с 2009 г. проводит бесплатные семинары по налоговой тематике. В 2009 г. их посетило 650 человек, или 21 человек в среднем - каждый, говорит руководитель центра «Градиент альфа» Ольга Васильева. «Платные собирали примерно 10-12 участников. Но нам важно общее количество посетителей, которые нас запомнят, поэтому в этом году запланировано 50-60 бесплатных семинаров», - добавляет она.

Владимир Морыженков, руководитель программы Executive МВА LWB ГУУ (она построена на обучении в профессиональных сообществах), уверен, что «бесплатные семинары - ужасная тенденция»: «За ними нет методологии и содержания, поэтому это сложно назвать образованием».

Тарусин советует проанализировать содержание бесплатных семинаров на соответствие целям обучения. Например, профессиональные навыки эффективнее повышать через наставничество, убежден он. К тому же это один из самых низкозатратных инструментов.

С этим согласно большинство компаний - наставничество и внутреннее обучение стали новым вектором развития рынка корпоративного обучения, считает Алексей Сизов из Pynes & Moerner. Около 60% клиентов компании в этом году существенно (более чем на 20%) не увеличили бюджет на тренинги, так что тенденция сохранится, полагает он.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте