Франчайзинг для МВА: Недооцененные возможности или запасной вариант

Дата публикации

Выпускники бизнес-школ, открывшие франчайзинговые предприятия, гордятся своим призванием.
Некоторые выпускники бизнес-школ работают во франчайзинговых компаниях низкотехнологического профиля вроде ресторанов быстрого питания или заправочных станций. Такой формат позволяет им "раскрыть крылья" как полностью состоявшимся предпринимателям, а корпоративный бренд обеспечивает дополнительную поддержку.
Но есть в этом один досадный момент. Руководство рестораном Subway или магазином 7-Eleven не несет в себе никакой индивидуальности, ничего выдающегося или запоминающегося. А в некоторых деловых кругах термин franchising считается почти что непристойным.
"Я уверен, что желающим построить собственный бизнес в 95% случаях следует идти по пути франшизы", - говорит Роб Бонд (Rob Bond), издатель нескольких посвященных франчайзингу книг. И все же, продолжает он, согласно сформировавшемуся в обществе мнению, руководство франчайзи иногда считается зазорным.
Некоторым покинувшим корпоративный мир руководителям, которые натолкнулись на негативное отношение к франчайзингу, иногда приходится в буквальном смысле скрывать сферу своей занятости от друзей и близких. Другие же с радостью берутся за дело, пусть иногда с помощью профессиональных тренеров, как бы бросая всем вызов и одновременно испытывая радость избавления от корпоративных ограничений.
Джим Янг (Jim Yang), выпускник MBA школы Stanford 1997 года, руководит рестораном международной сети Cold Stone Creamery. "Никто из моих родственников, включая жену и маму, не был в восторге от этой затеи. Им по-настоящему было за меня стыдно, - говорил он на встрече со студентами Stanford в прошлом году. – А когда их спрашивают, чем я зарабатываю на жизнь, они стараются придумать что-нибудь, но не говорить правду. Я же могу с гордостью заявить, что у меня есть собственное дело!"
Собравшиеся в аудитории слушатели рассмеялись, приняв это признание за удачную шутку. Затем пришла очередь выступить другому представителю приглашенного экспертного совета. Джон Зоглин (John Zoglin) получил степень Stanford МВА в 1984 году, а через несколько лет оставил работу в Hewlett-Packard, чтобы открыть отделение Sylvan Learning Center. "Мои родители точно такие же, - сказал он, обращаясь к Янгу. – Им нравилось, когда я работал в HP. И они не хотели, чтобы я продолжил свою карьеру в качестве тьютора". И все же, добавил он, "иметь собственное дело для меня гораздо важнее".
Чтобы понять, нравится ли ему заниматься юриспруденцией или банковскими инвестициями, Линдсей Хелд (Lindsay Held) потратил десять лет. И в конце концов он бросил обе элитные профессии, чтобы встать за кассу в баре низкокалорийных закусок. После окончания Columbia Law School он в течение восьми лет работал корпоративным юристом, затем окончил бизнес-школу Wharton и провел два года в инвестиционном банке. Теперь вообразите себе удивление его бывших сокурсников, которые заглянули как-то в один из ресторанов Tasti D-Lite в Нью-Йорке, где их официантом оказался Хелд. По словам самого Хелда, сначала они его просто не узнали, но потом было "Да, да, точно, это он!" и "Хм, а ты, собственно, что тут делаешь?".
Через два года после того, как Хелд оставил Wall Street, он открыл сначала один, а затем и второй ресторанчик Tasti D-Lite. По его словам, ему все еще нравится лично обслуживать посетителей. Его родители поначалу были очень удивлены: "Но почему? С тремя дипломами Лиги плюща?" Но позже нашлось и объяснение: "Помнишь, в первом классе ты говорил, что хочешь стать мороженщиком?"
"Мысли о престиже, естественно, приходили мне в голову очень часто, - говорит Хелд. – Но я поставил перед собой четкие цели. Несмотря ни на что, я по-настоящему хотел иметь свой собственный бизнес".
В такой ситуации оказываются большинство из тех, кто решается бросить свой отдельный офис с видом на парк и отказаться от шестизначной зарплаты, сменив их на беспокойный мир франчайзинга.
Консультанты по вопросам карьеры из агентства Entrepreneur's Source, являющегося, кстати, франчайзинговым предприятием, советуют владельцам бизнеса концентрироваться на стиле жизни, личных целях и не забывать планировать будущее своей карьеры. "Мы рекомендуем оставить в стороне эмоциональную составляющую и обратиться к фактам, - говорит Брайан Миллер (Brian Miller), исполнительный вице-президент Entrepreneur's Source. – Новые двери не станут открываться, если закрыт ваш разум".
Ведущие бизнес-школы вводят в содержание своих программ курсы по выбору, связанные с созданием франчайзинговых предприятий. Часто они становятся темой для встреч и конференций по предпринимательству. В Kellogg School of Management курс по франчайзингу был введен три года назад, и теперь число желающих посещать занятия превышает установленный лимит. "Мы не смотрим на франчайзинг свысока, - говорит Стивен Роджерс (Steven Rogers), директор программ в области предпринимательства Kellogg. – Для предпринимателя это жизнеспособный и имеющий большое значение путь. Мы просто обязаны были ввести его в программу обучения".
Но если откровенно, то число франчайзинговых предприятий, открытых выпускниками МВА, сравнительно невелико.
"Я считаю, что этот профиль переживает период трансформации, - говорит Бонд. – Сегодня франчайзиговыми предприятиями занимается много умных людей с большим опытом работы в бизнесе".
Во время встречи в школе Stanford один из слушателей задал Янгу вопрос о том, не боялся ли он "увязнуть" в повседневной рутине и "запачкать руки" тяжелой физической работой. Янг ответил, что знал об этом заранее. И рассказал, как в первое время после открытия первого ресторана Cold Stone Creamery ему приходилось самостоятельно по ночам вычищать раковины и натирать полы.
При перепечатке данного материала ссылка на проект Begin.ru обязательна

Комментарии Фейсбук Вконтакте