"Формула 1" в мире бизнес-образования

Дата публикации

Прикладные исследования, которые проводятся в центрах передовых технологий при бизнес-школах, помогают использовать новые идеи для решения практических вопросов реального мира.

Когда-то бизнес-школы занимались практически исключительно обучением в сфере общего менеджмента, а для получения специализации выпускникам приходилось получать дополнительное образование. Теперь все больше бизнес-школ создают для своих слушателей центры подготовки высококвалифицированных специалистов (так называемые Centres of Excellence), что одновременно служит дополнительным стимулом для привлечения новых кандидатов. Lancaster University Management School, к примеру, инвестировала в свой новый центр высококвалифицированных специалистов 9,5 млн фунтов стерлингов, у оксфордской Saïd Business School есть три таких центра и еще один находится в процессе разработки, у школы Cranfield есть Centre for Business Performance и т.д.

Сам факт такого изобилия центров передовых идей не может не вызвать скептического вопроса о том, насколько реальна их польза для слушателей МВА.

Профессор Иэн Тернер (Ian Turner), директор последипломного образования Henley Management College, новый центр которого (HR Centre of Excellence) начнет работу в ближайшее время, говорит: "Центры подготовки высококлассных специалистов для бизнес-школ - то же самое, что гонки Formula 1 для производителей автомобилей. Они не только хороши для поддержания имиджа, но и служат средством привлечения и удержания лучших экспертов и профессионалов. Однако их роль для основного бизнеса в лучшем случае косвенная. К тому времени, когда новые идеи становятся тенденцией, они превращаются в достояние общественности и на них нельзя предъявлять права собственности. Другое дело – прикладные исследования, которые могут показать, как новые идеи могут помочь решить реальные задачи".

Связь между программами МВА и центрами подготовки специалистов может строиться по-разному. Идеальный вариант, если центры обеспечивают прямой доступ к практическому опыту.

В Cranfield один из курсов по выбору посвящен оценке качества работы, и его содержание базируется на данных Centre for Business Performance, собранных в ходе десяти лет исследований. В семинарах и мастер-классах, организованных центром, принимают участие представители таких компаний, как DHL, Shell, Sodexho, а также государственных организаций, например National Blood Service и Inland Revenue. Четыре раза в год эксперты встречаются, для того чтобы обсудить текущие вопросы и тенденции в измерении производительности и менеджмента.

"Для того чтобы идти в ногу с последними достижениями практики, требуется довольно много времени и усилий, - говорит доктор Майк Борн (Mike Bourne), директор центра. - Слушатели программ МВА получают знания, основанные на реальном бизнесе, и это дает им дополнительные преимущества в поиске работы, поскольку работодатели ценят опыт, полученный в ходе работы над проектом по оценке производительности и качества работы персонала. Многие из таких проектов приносят реальный результат в компаниях еще до получения их авторами дипломов".

едавно реорганизованная программа МВА Ashridge Centre for Business and Society во многом полагается на работу своих исследовательских центров, ведущих работу в области стратегического менеджмента, лидерства, консалтинга, а также взаимодействия бизнеса и общества. Тема общества на программе, к примеру, включает изучение данных исследований центра по таким направлениям, как социальная ответственность компаний, этика бизнеса и корпоративное управление.

В оксфордской Saïd Business School центры передовых идей и технологий являются одной из основных составляющих развития. За последние полтора года были открыты Skoll Centre for Social Entrepreneurship, Clifford Chance Centre for the Management of Professional Service Firms и James Martin Institute for Science and Civilisation.

Стив Райнер (Steve Rayner), директор James Martin Institute, специализирующегося на исследовании роли технологий в развитии общества, заметил: "Наша задача – наладить глобальную сеть связей с ведущими экспертами в этой области. Мы не просто группа научных работников, зацикленная на своем исследовании. Мы хотим сотрудничать с главными институтами по всему миру, чтобы объединить потоки знаний в один. Это поможет добиваться лучших результатов".

В настоящее время Saïd Business School планирует открыть центр медиакоммуникаций, который будет заниматься изучением управления медиакомпаниями в разных странах мира. Джонатан Блэк (Jonathan Black), директор школы по корпоративным связям, говорит о том, что только в Великобритании в этой сфере занято более полутора миллионов человек. Для кандидатов МВА эта область представляет большой интерес.

"Идея создания нашего центра возникла в процессе исследования развивающихся и перспективных отраслей бизнеса. Сегодня существует потребность в изучении управления компаниями медиакоммуникаций. Ранее в мире бизнес-образования этим никто не занимался. С точки зрения слушателей программ МВА, карьера в медиаиндустрии стабильнее, чем в сфере банковских инвестиций или консалтинга. Кроме того, получить работу в этой сфере проще".

Центры высококвалифицированных специалистов служат хорошим аргументом для привлечения академического таланта. Кейт Гринт (Keith Grint) в прошлом году ушел из Оксфорда, чтобы получить должность профессора лидерства и директора нового центра лидерства школы Lancaster. Представители этой школы утверждают, что их команда по изучению лидерства – крупнейшая в Великобритании.

По словам Гринта, слушатели программ МВА школы Lancaster теперь могут познакомиться с примерами успешного лидерства из реальной жизни. "Это сделает их привлекательнее в глазах будущих работодателей".  

Комментарии Фейсбук Вконтакте