Иностранные языки

Дата публикации 27.04.2010

Ольга Ким, вице-президент по HR OEInvestments, Директор по работе с персоналом компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП):

Специалист, владеющий иностранным языком, желающий его использовать в своей работе и получать за это более высокую заработную плату, будет искать работодателя, способного предоставить ему такую возможность. Ведь работодатель готов повышать уровень заработной платы специалистам, владеющим английским или любым другим иностранным языком, только в том случае, если этот навык необходим для работы. Тогда это экономически целесообразно. Если уже в процессе работы возникнет такая необходимость, то компания, как правило, оплачивает обучение своему сотруднику, при условии, что он имеет требуемый опыт и полностью подходит по остальным параметрам.

Главным индикатором стоимости любого специалиста является, прежде всего, опыт, который удалось накопить за годы работы в различных сферах деятельности, на разных стадиях развития компании-работателя (старт-ап, реорганизация предприятия, экономический бум, спад производства и т. д.) и в разных сегментах рынка. Соответственно, чем более обширен и разнообразен этот опыт, тем выше стоимость специалиста. Что же касается повышения квалификации, то я соглашусь, что в период сложных экономических ситуаций это очень актуально. Всегда при прочих равных выбирая из двух подходящих соискателей, скорее всего, примут положительное решение в пользу того, кто уделяет большее внимание своим навыкам и знаниям.

Все исследования, изучающие факторы, влияющие на профессиональное развитие и карьерный рост, сходятся к единому выводу:

· 10% - это обучение (базовое образование, курсы повышения квалификации и т. д.);
· 20%
- это наличие наставника, то есть опытного коллеги, который может передать свой опыт, научить и помочь;
· 70%
- это опыт, навыки, практика.

Для того чтобы стать успешным специалистом, необходимо, чтобы профессия подходила по складу характера, темпераменту и даже манерам поведения. Ведь не секрет, что любая специализация подразумевает специфический ряд «поведенческих» и психологических требований. И дальнейший карьерный рост напрямую зависит от степени совпадения этих критериев и личности специалиста. Например, успешный бухгалтер просто обязан быть аккуратным, пунктуальным, усидчивым, иметь самообладание и даже в критических ситуациях оставаться с «холодной» головой. Сотрудники коммерческих департаментов, напротив, должны быть очень активными, готовыми к «движению» и постоянному решению нестандартных задач.


Мария Рожкова, руководитель отдела маркетинга ВКС-International House:

В нынешней ситуации многие работодатели отдают предпочтение наиболее эффективным и компетентным сотрудникам, готовым качественно выполнять довольно большой объем работы. Если раньше большинство компаний было готово самостоятельно растить специалистов и обучать их, то сейчас более охотно на работу примут уже «состоявшегося» специалиста, а при принятии решения о сокращении у такого сотрудника гораздо больше шансов остаться на работе.

Все больше компаний выставляют в качестве обязательного требования к кандидатам знание одного, а лучше нескольких иностранных языков. Наиболее дальновидные специалисты начали изучать иностранный язык еще до кризиса, многие компании организовывали корпоративное обучение английскому языку для своих сотрудников. Многие же, кто по каким-то причинам откладывал свое обучение, сейчас в срочном порядке подбирают подходящие курсы. Не стали исключением и сокращенные сотрудники, которые часто используют выходное пособие и освободившееся время для интенсивного повышения своей квалификации, в том числе и в области иностранных языков. И как показывает практика, устроиться на работу после этого гораздо проще, при этом вполне можно рассчитывать и на более привлекательную зарплату. А уж если у кандидата имеется какой-либо международный сертификат (IELTS, FCE, BEC), то, думаю, пополнять ряды безработных такой специалист вряд ли будет долго.

Конечно, говорить о том, что знания иностранного языка нужны абсолютно всем, нельзя. В одной и той же сфере деятельности иностранный язык может быть необходим, а может и не использоваться вовсе, в зависимости от должности. Например, работникам на производстве иностранный язык не нужен, а работодатель с большей готовностью доплатит сотруднику за навыки, относящиеся непосредственно к процессу создания продукции. Менеджеру по региональным продажам выпускаемого товара может потребоваться знание, например, английского на среднем уровне, чтобы оперировать профессиональными терминами и суметь поддержать разговор с зарубежными клиентами. А вот менеджеру по работе с международными клиентами этой же самой компании необходимо свободное владение языком для эффективных продаж и проведения переговоров с иностранными партнерами. Такие примеры, думаю, можно найти почти в любой отрасли. Но не стоит также забывать и о том, что если сейчас иностранный язык специалисту не нужен, то это вовсе не значит, что он не понадобится ему через полгода. Согласитесь, обидно потерять перспективную хорошо оплачиваемую должность только из-за того, что полгода назад вы решили подождать с изучением языка.

На мой взгляд, стоимость специалиста можно разделить на 2 основные составляющие

- профессиональные навыки;
- личные качества.

В этих двух направлениях и нужно работать. Необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, как бы долго вы ни работали в какой-либо сфере. В нашем динамичном мире постоянно что-то меняется, знания устаревают, забываются, поэтому очень важно постоянно поддерживать их «в тонусе». Нужно выделить время на самоанализ. Действительно сесть и подумать, что у вас есть сейчас, чего вы хотите добиться в будущем и что вам для этого нужно. Разложить по полочкам свои сильные и слабые стороны, как профессиональные, так и личные. Но самая большая проблема здесь - быть объективным и выявить свои слабые стороны: кому-то нужно поработать над усидчивостью, кому-то над пунктуальностью и т.п. Например, вы начинающий руководитель подразделения, а подобного опыта у вас пока еще нет, значит стоит пройти тренинг для молодых руководителей. Вы работаете в продажах уже 2 года, но так случилось, что вы не прочли ни одной специализированной книги, тогда приобретите специализированную литературу, запишитесь на курсы по эффективным продажам. Вы работаете в международной компании, но английский у вас на школьном уровне, значит - добро пожаловать на курсы иностранных языков! Тем, кто не готов проходить дорогостоящие тренинги, подойдет формат самообразования - изучение специализированной литературы, периодики и так далее. Если не надеетесь на самоорганизацию, то лучше подобрать специализированный тренинг. Таким образом, все сводится к тому, что нужно постараться обратить все свои «-» в «+». А сделать это зачастую почти так же просто, как и перечислить все свои недостатки на бумаге.


Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:

Чем крупнее компания и выше должность, тем чаще в требованиях к работнику встречается «обязательное знание иностранного языка», обычно английского.

В некоторых западных компаниях большая часть переписки ведется на иностранном языке. Однако, сегодня довольно распространена ситуация, когда знание английского языка является обязательным условием при приеме на работу, но в процессе работы язык никак не применяется. Знание «экзотического» языка, (например, корейского) обычно не приносит дивидендов его обладателю, поскольку компаний, где данный язык востребован, не так много на российском рынке, и порой кандидат считает удачей, если может применить свои знания на практике. Уровень владения иностранным языком обычно проверяется на собеседовании тестом или в процессе беседы с носителем языка, поскольку сертификат об окончании курсов в языковом центре или школе мало что говорит работодателю об уровне владения. Так как, во-первых, сегодня нет единых государственных программ и стандартов в области дополнительного образования, поэтому все языковые школы работают по разным программам, разным методикам и, соответственно, обеспечивают разные условия обучения, привлекая совершенно разных по квалификации преподавателей. Исходя из этого, различные сертификаты предполагают разное качество и уровень владения иностранным языком.


Ольга Ежевских, руководитель отдела по работе с персоналом Группы e-port:

Если специалист стремится претендовать на позиции, которые предполагают владение иностранными языками, например, в крупных международных компаниях, где уровень заработной платы, как правило, выше среднерыночного, то, несомненно, ему необходимо подтянуть знание иностранного языка до необходимого уровня. При этом стоит учитывать, что в том случае, если в требования работодателя входит свободное владение любым иностранным языком, то достижение этого уровня знаний зачастую требует от соискателя серьезных финансовых и временных вложений. А если деятельность компании не связана с общением с иностранными партнерами, клиентами, переводом текстов, то ее руководству нет никакой необходимости «доплачивать» своим сотрудникам за знание иностранных языков, ведь они просто не будут востребованы.

К методам увеличения своей стоимости на рынке труда можно отнести:

· получение профильного дополнительного образования (престижность учебного заведения также имеет большое значение);
· наличие рекомендаций от коллег, партнеров по бизнесу;
· опыт работы в схожих сферах бизнеса и на схожих позициях.

Для правильного выбора направления профессионального развития нужно, прежде всего, ориентироваться на свои интересы, стараться верно оценивать свои реальные возможности, особенности характера, даже привычки. Ведь все это имеет огромное значение. Очень важно предварительно изучить круг обязанностей, требований и особенностей профессии, ведь зачастую оказывается, что работа на желаемой должности в действительности имеет мало общего с тем, как человек ее себе представлял, возможно, даже в какой-то степени идеализировал. Поэтому перед тем, как принять решение о профессиональном и карьерном развитии в какой-либо сфере, стоит получить хотя бы небольшой опыт работы по выбранной специализации. Это нужно для того, чтобы точно определить, подходит ли человеку эта область, и в дальнейшем избежать разочарований и бесполезной траты времени.


Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса Lyte Recruitment Services:

Сегодня знание английского языка - это часть бизнес-этикета. Такая же неотъемлемая, как и тот факт, что на встрече с клиентом нужно обязательно быть в деловой одежде и с визитками. Язык можно знать не на самом высоком уровне, но на таком, чтобы можно было внятно объясниться с деловыми партнерами. Никакой секретарь или переводчик никогда не заменит личной переписки и общения тет-а-тет. Современному менеджеру без английского языка никак не обойтись.

Техническому специалисту необходимо читать документацию и информацию о зарубежных новинках. Маркетологу нужны актуальные новости в индустрии не только в России, но и за рубежом. Понятно, что если вы бухгалтер на определенном участке и собираетесь всю жизнь на нем проработать, то можно обойтись и без знания английского языка. А если вы планируете развиваться, выстраивать свою карьеру, то язык все равно учить придется. Конечно, «доплачивать» за знание иностранного языка никто из работодателей не собирается. Но у вас появляется больше возможностей при выборе работы.

Второе высшее и МВА, как правило, не способствуют увеличению стоимости специалиста. Но наличие диплома о втором высшем образовании демонстрирует работодателю тот факт, что вы согласны пожертвовать своим свободным временем для повышения квалификации и склонны к упорному труду. Дополнительное образование по специальности - это подтверждение того, что опыт специалиста основан еще и на теоретических знаниях. Стоимость специалиста в большинстве случаев определяется практическим опытом и реальными достижениями на прошлых местах работы, а дополнительные знания помогают увеличить его конкурентоспособность на рынке труда.


Юлия Христова, старший менеджер по рекрутингу компании Ventra Employment:

Только на днях общаясь со своим знакомым, который сегодня является студентом 5 курса, я сказала ему следующее: «Учи английский, пока время позволяет». И сейчас рада, что у меня есть возможность посредством этой публикации дать точно такой же совет всем тем, кто её прочтёт.

На мой взгляд, нельзя говорить, что работодатель будет «доплачивать» за знание иностранных языков, так как это не так. Но тот факт, что большинство описаний сегодняшних вакансий включают в себя в качестве обязательного требования "знание английского языка не ниже уровня upper-intermediate", бесспорен. Знание иностранного языка сегодня является если не пропуском в компанию, то, по крайней мере, допуском к участию в «конкурсном отборе». Сколько раз я сталкивалась с ситуацией, когда кандидат обладал всеми профессиональными качествами и необходимым опытом, но незнание английского или недостаточное владение им закрывало перед ним двери. Итак, хорошее знание английского языка значительно расширяет возможности при поиске нового места работы.

Что же касается других иностранных языков, то, безусловно, это дополнительный плюс к профессиональному опыту. Но плюс, как правило, в том случае, если, зная, например, немецкий язык, вы рассматриваете вакансии в немецких компаниях. Лишь в редких случаях знание второго иностранного языка является обязательным требованием.


Дарья Судакова, менеджер по персоналу агентства Fleishman-Hillard Vanguard:

Знание иностранных языков дает человеку много преимуществ, которые не ограничиваются только карьерными перспективами. Это и

· больше источников информации;
· свободное общение с представителями других стран;
· более широкий взгляд на мир, основанный на знании разных культур и т. п.

Если все эти факторы для человека, размышляющего над необходимостью изучения иностранного языка, не слишком важны, то стоит всерьез задуматься, а имеет ли смысл тратить достаточно много сил и денег на подобные занятия?! Если решение об изучении языков принимается с карьерными целями, то необходимо четко осознавать, какого уровня в той или иной профессии будет достаточно.

Например, использование английского любыми сотрудниками поддерживающих подразделений международных компаний практически всегда ограничивается только лишь перепиской. Так зачем им «продвинутые курсы разговорной практики»? В то же время руководителям подобных департаментов требуется «разговорный язык» для общения с зарубежными коллегами на разнообразных встречах руководства. Если иностранным языком не пользоваться, то, к сожалению, знания очень быстро «выветриваются», а это значит, что ваши деньги на обучение будут потрачены впустую.

Можно добавить, что требования некоторых работодателей порой бывают достаточно курьезными, например, когда международная клининговая компания ищет рекрутера на подбор рядовых сотрудников (то есть уборщиц) и при этом требует от кандидатов свободного английского. Никаких международных тренингов в этой компании нет, руководитель у рекрутера русский. Тогда возникает справедливый вопрос: зачем такому специалисту свободный английский?

В международных компаниях, как правило, на стартовых позициях требования к знанию языка не столь высоки. Но, если сотрудник стремится к дальнейшему карьерному росту, то он должен продемонстрировать определенный уровень владения английским, так как без этого, даже если сотрудник с профессиональной точки зрения превосходный специалист, он не сможет получить новую должность.

На мой взгляд, формулировка «доплата за знание иностранного языка» некорректна в принципе. Если для результативного выполнения функциональных обязанностей иностранный язык необходим, то при любых других условиях специалист просто не сможет качественно выполнять свою работу. Так за что же тут тогда доплачивать?

Комментарии Фейсбук Вконтакте