Фабрика по производству денег

Дата публикации

Что же такого особенного есть в бизнес-школе Harvard, что каким-то образом заставляет доллары литься рекой в карманы студентов и профессоров?

 

В Harvard Business School особое внимание уделяется обучению по принципу так называемых кейсов (case-studies), где главное - обсуждение стратегических решений, которые принимают реально существующие корпорации. Давайте взглянем на все это с другой стороны и попробуем рассмотреть кейс, построенный на материале самой бизнес-школы, которая, в конце концов, и есть коммерческое предприятие. На момент окончания финансового года эффективность составляет $8 миллионов чистой прибыли по продажам на общую сумму $294 млн. Есть ли необходимость поднять цены? По этому вопросу будет обязательно проведено тщательное исследование. Можно ли выйти из положения, понизив заработную плату профессорам? В этом направлении тоже можно добиться результатов. Есть еще одна вещь, которую аналитики обязательно включили в свой список вопросов первостепенной важности: это бренд "Harvard B-school", который представляет несомненную ценность, и, вероятно, недостаточно используется. В таком свете эта бизнес-школа несколько напоминает компанию Disney до того, как двадцать лет назад за дело взялся Майкл Айзнер (Michael Eisner). Нематериальные ценности должны приносить больше прибыли.  

 

Harvard конечно же не совсем игнорирует очевидные преимущества своего бренда. Имя работает и делает доходными целое собрание изданий: собрание кейсов, копии которых продаются по $6.50 (за штуку) для компаний и по $3.70 для учащихся; книги; ежемесячный журнал, годовая подписка на который стоит $118, а цветная реклама для компаний - $34000 (до скидок) за страницу. Издательская сфера приносит ежегодную прибыль в $93 миллиона. Среди бестселлеров: "Geeks and Geezers", авторы - Warren G. Bennis and Robert J. Thomas, а также "How Customers Think", автор - Gerald Zaltman.

 

Еще один способ хорошего применения бренда - позволить компаниям использовать его для украшения резюме своих руководителей. Вот как работает эта технология: Спонсирующая компании посылает руководителя на девятинедельный курс обучения, который ведут те же известные профессора, преподаватели 27-летних студентов дневного отделения программ МВА. Компания платит $51000, а руководитель теперь может представляться как выпускник Гарварда.  

 

Harvard Business School, имеющая историю длиной в 95 лет, является примером для всех бизнес-школ в мире. Там впервые применили методику кейс-обучения на программах МВА, а в прошлом году тираж проданных печатных копий кейсов составил $6.7 млн. Там был разработан первый курс по предпринимательству в 1947 году. Именно эта школа сделала популярным аудитории - амфитеатры, и она знает, как держать свое имя у всех на виду.

 

На входные билеты в Гарвард распродаж не бывает. В прошлом году подавших заявление было примерно 8.500. Всего лишь 12% из них поступили. 90% поступивших пришли на занятия в первый же день - самый высокий показатель среди всех бизнес-школ. Программа Executive Education, предлагающая непродолжительные интенсивные курсы для идущих вверх по карьерной лестнице, не настолько избирательна (процент поступающих - 70). Если вы не хотите девять недель занятий, запишитесь на четырехдневные семинары, например, курс "Managing Brand Meaning". Это обойдется вам всего лишь в $6000.    

 

Существует такое понятие, как преданность бренду. Джеймс Деттур, основатель консалтинговой компании Brand Institute в Майами, так сильно желал обучаться на программе Owner/Presidents' Management (трехгодичная программа Executive Education), что подавал заявление семь лет подряд. После того, как он получил свой диплом в 1997 году, он помог Нью-Йоркской Ассоциации Выпускников собрать $4 млн для поддержания профессорского состава. Он также планирует прислать нескольких своих сотрудников для обучения на программах HBS.

 

Конечно же, даже безукоризненная репутация может испытывать на себе давление снижающихся темпов экономики. Выпускники находят работу не так быстро, как раньше. На протяжении многих лет 90%-95% выпускников HBS получали работу прямо в день выпуска. Для класса 2003 процент предложенных работ составил 88% с ожидаемыми 95% в течение ближайших трех месяцев.

 

Да, есть и увольнения. За последние два года издательский отдел уволил 10% своих сотрудников, теперь весь персонал - 240 сотрудников. Для увеличения продаж в прошлом году отдел принял на работу нового исполнительного директора - Дэвида Вана (David Wan), ветерана издательского бизнеса, ранее работавшего в издательствах Penguin и Simon & Schuster. Он занимается развитием продаж в таких странах как Китай, где кейс-метод понемногу приживается. Он также сменил дизайн веб-сайта школы для увеличения продаж кейс-изданий. Бизнес-школа все больше становится похожим на коммерческое предприятие. 

 

Как еще можно поднять уровень прибыли? Теория о том, что проблему можно решить с помощью понижения зарплат для двухсот профессоров, довольно спорная. Кроме того, вряд ли кто-либо из этих двухсот поддержал бы такое начинание. Стартовая зарплата для преподавателей Гарварда составляет $115,000 - $120,000. По всей видимости, она может доходить до $200,000. Но у Гарвардской профессуры, как у звезд баскетбола, зарплата - лишь часть общего дохода. Большинство из них  работают в сфере консалтинга и управления. Принадлежность к Гарварду - вещь необычайно ценная, в результате чего их прибыль от консалтинга выше, чем, скажем, у профессоров University of Michigan.

 

Если не можете снизить себестоимость, нужно поднять цены. Вопрос к классу: Следует ли HBS поддержать повышение оплаты стоимости обучения?

 

1800 студентов дневного отделения HBS, которые платят $33.650 в год, принимают эти условия. В Стэнфорде год обучения стоит $36252, а в Уортоне $37323. На данный момент сумма стоимости обучения покрывает лишь 40% общих расходов, в то время как эти цифр для Стэнфорда составляет 50%, а для Чикагского Университета - 66%.

 

"Я думаю, что руководство бизнес-школой отличается от управления компанией,"- говорит декан Дин Кларк. "Я забочусь о финансовой эффективности как способе выполнения нашей миссии, которая состоит в обучении, а не в получении прибыли."

 

Но весь вопрос в понятии прибыли. Кларк весьма доволен доходами, которые приносят школе выпускники уже после окончания программ. В прошлом году 30% выпускников Гарварда внесли свои пожертвования, что выглядит вяло по сравнению со Стэнфордом - 37% и школой Нотр-Дам - 41%.

 

 

Chana R. Schoenberger

Комментарии Фейсбук Вконтакте