Экзамен с открытой книгой

Дата публикации

Поступая в Институт международного бизнеса Государственного университета управления, я уже знала, что окажусь в английской бизнес-школе. Пятилетняя программа моего платного отделения автоматически включала учебу в Великобритании. И вот после года усиленной зубрежки английского в Москве я оказалась в Ньюкасле, где мне предстояло провести два с половиной года (включая четыре месяца практики в английской компании) и в случае успеха получить диплом бакалавра (BA Hons, т.е. с отличием) по специальности "Международный бизнес".
Оказалось, что моя Newcastle Business School при университете Нортумбрии (The University of Northumbria at Newcastle upon Tyne) находится в самом центре города. Он, кстати, является столицей Северо-Восточной Англии и по праву считается городом студентов. 40 тысяч из 300 тысяч его жителей грызут гранит науки в двух университетах — University of Northumbria и Newcastle University.
Университет Нортумбрии получил университетский статус в результате реформы британской системы образования в 1992 году. Государственный комитет по образованию присудил ему три отличительные степени — за качество преподавания менеджмента, юриспруденции и иностранных языков. Сегодня здесь обучается около 22 тыс. студентов, что делает Northtumbria одним из крупнейших высших учебных заведений Великобритании. Он включает в себя четыре факультета — искусств и дизайна; инженерного дела, науки и технологии; социальных наук; здравоохранения, социальной работы и образования — которые размещаются в четырех кампусах.

ЛЕКЦИИ

Мы прибыли в Ньюкасл за десять дней до начала занятий (открытие учебного года в английских университетах обычно приходится на первые числа октября). По традиции последняя неделя сентября — это Freshers Week, "Неделя новичков". Под руководством специального сотрудника бизнес-школы мы получали студенческие билеты, записывались в библиотеку и участвовали в прочих мероприятиях. Неделя закончилась грандиозной дискотекой в Student Union, на которой познакомились многие студенческие пары.
Моя первая лекция была по экономике. В аудитории, построенной в виде амфитеатра, оказалось 250 человек, говорящих на самых разных языках, и девушка-лектор с очень тихим голосом. Все пятьдесят минут я тщетно пыталась вникнуть в суть ее речей. Особенно угнетающе действовал тот факт, что, похоже, все вокруг все понимали, а некоторые даже бойко записывали что-то в тетради...
После лекции мне захотелось утопиться. Голова с непривычки просто раскалывалась. Я была подавлена — весь предыдущий год по восемь часов в неделю я учила английский, он мне начал даже сниться, и на тебе — приехала в Англию и полный "ноль". Спасибо старшекурсникам из нашего вуза, которые убедили меня, что к Рождеству я буду щебетать. Примерно так оно и вышло.
По мере овладения языком учеба давалась все легче. Недельная нагрузка у английских студентов составляет максимум 16 часов, что по сравнению с российскими перегрузками до смешного мало. Мой день мог быть таким: подъем без четверти девять, в девять — уже на лекции (благо от общежития две минуты пешком), в десять она заканчивается, а следующая — в три часа. Сначала я купилась на свободу расписания и ходила в спортзал, гуляла, смотрела журналы, лазила в Интернет — в общем, чем бы дитя ни тешилось. Как только не завалила первую сессию — сама удивляюсь. Потом пришло понимание, что свобода эта кажущаяся.
Очень демократичный подход к посещаемости — еще один крючок, на который лучше не попадаться. В принципе, вы можете ходить на уроки через раз или даже через два. Но, во-первых, лекционных часов и так слишком мало, а семинаров и подавно. Во-вторых, наверстать упущенное трудно. Один раз дошло даже до того, что когда на один из семинаров преподаватель не пришел (справедливости ради скажу, что такое случается очень редко), студенты через полчаса пошли к декану и стали требовать возврата урока.
На английских лекциях дают минимум материала — только наброски, так называемые guidelines. К ним в придачу дается список литературы из трех книг, которые надо прочитать и законспектировать. И так по всем семи предметам, которые значились в нашем списке: макроэкономика, навыки бизнес-общения, введение в английское право, бизнес-английский и письменный английский, введение в международные финансы и организация бизнеса.
Как ни странно, некоторые предметы преподавались слабее, чем в России, например, письменный английский. Лектор по международным финансам запомнился своим жутким акцентом. Вместо "мани" (money) он говорил "муни", а "баджет" (budget) у него всегда был "буджетом".
С этим предметом вышла история. Ближе к концу семестра я и моя подруга подошли к нашему тьютору, и он очень подивился, узнав о существовании такого предмета в нашем расписании. Как оказалось, мы должны были изучать бухгалтерский учет, но кто-то в администрации напутал и поставил нам введение в международные финансы. Последствия не заставили себя долго ждать. Во втором семестре мы изучали Accounting for Management Decisions ("Принятие решений на основе анализа бухгалтерской отчетности") — дисциплину, которая по сложности тянула уже на вторую ступень. То есть прежде чем ее изучать, мы должны были обладать базовыми знаниями, которыми нас обделили в результате ошибки.
Но где наша не пропадала. Оправившись от шока, бедный лектор быстро раздал нам распечатки упущенного и посоветовал полазить в компьютере, чтобы ознакомиться с тем, как выглядят баланс и отчет о прибылях и убытках. В результате скоро мы уже лихо анализировали такие документы.
Особенно "теплых" слов заслуживал предмет "Теория организации и анализ" (Organisation Theory and Analysis). Именно на семинаре по этому предмету случился казус, когда учитель в середине семестра задал вопрос, на который никто из 30 присутствующих не смог ответить. Этот случай отнюдь не свидетельствовал о тупости аудитории, он скорее говорил о качестве преподавания. Кстати, именно по этому предмету бизнес-школа выдала нам толстый сборник распечаток из разных учебников на удивительном языке, смысл отдельных фраз которого я не могла понять, даже обратившись к солидному оксфордскому словарю. Хорошо еще, что этот предмет мы проходили во втором семестре. В результате огромного числа "завалов" в первом семестре форма экзамена была немного изменена, но все равно его сдала только половина группы.

ЭКЗАМЕНЫ

Сдать экзамен "автоматом" в Ньюкасле невозможно, эта эксклюзивная технология применяется только в России. По некоторым теоретическим предметам практикуется раздача заданий за неделю до экзамена. Иногда получается так, что на экзамене надо выполнить задания, возможности появления которых ты и не предполагал.
У англичан экзамен всегда проходит в письменной форме и в одном из трех вариантов — "с закрытой книгой" (close book examination), "с открытой книгой" (open book) или "с открытыми записями" (open notes). Последний предполагает, что учебники открывать нельзя, но можно пользоваться записями, и является хорошим стимулом к конспектированию лекций.
Есть и еще один путь: вместо экзамена написать курсовую работу (assignment). Курсовые там ваяют маленькие, на 2.000-3.000 слов, однако для их написания требуется перелопатить горы литературы. Мне, например, попалась модная в то время тема о "плюсах" и "минусах" вступления Великобритании в Европейский валютный союз, о которой постоянно писали все газеты. Но она была признана слишком легкой, так что пришлось все равно сдавать экзамен.
Но, как говорят сами учителя, на оценку в 40% (ниже — это уже "завал") сдать можно всегда. Самая высокая оценка — это, как правило, 80%. Начиная от 70% — "очень хорошо", от 40% до 60% — наша "тройка" в различных вариантах. В конце года подсчитывается средний бал. Если он не ниже 40%, вас переведут на следующий курс. Если не перевели, платите еще 5-7 тыс. фунтов и спокойно остаетесь... за свой счет.
Сам экзамен протекает весело. Около двух сотен студентов занимают места в просторных залах и, помолясь, пишут свои экзаменационные работы. Со временем все строго — если пишем два часа, то ровно два и ни минутой дольше. Во время экзамена между рядами ходят супервайзеры и смотрят, чтобы никто не списывал и не шептался. Заметят — выгонят с позором и с нулевой оценкой. Скажу откровенно, мы умудрялись и списывать, и перешептываться, но это особо не помогает, потому как времени в обрез и всем не до тебя.
Ждать результатов экзамена приходится очень долго. Только через два месяца, в середине марта, мы получили результаты первой, январской сессии. К тому времени вся нервотрепка осталась позади и даже подзабылись экзаменационные вопросы, уже в разгаре была вторая сессия. Она закончилась в июне, а результаты стали известны только в августе. Мне обещали их прислать почтой...
Существует система пересдачи экзамена, но она довольно сложная, поэтому в каждом конкретном случае решение принимается индивидуально. Скажу только, что если вы не добрали до 40% три или четыре балла, а остальные оценки хорошие — скорее всего пересдавать ничего не надо, отделаетесь легким испугом.
Друзьями-иностранцами я начала "обрастать" ближе к декабрю. Помогли вечеринки, совместные походы в ночные клубы и пабы. Socialising, как это называют там, а по-нашему просто "тусовка", очень помогла мне не только адаптироваться, но и значительно улучшить навыки разговорной речи.
Проведя год в Ньюкасле, я набралась впечатлений на несколько лет вперед. И сейчас могу с уверенностью сказать, что изучить самостоятельно можно очень многое и учителям совсем не обязательно (а иногда даже вредно) все разжевывать. Кредо английских преподавателей можно сформулировать примерно так: "Мы не можем вас научить, а можем только помочь научиться".

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте