Углубленный подход

Дата публикации

SDA Bocconi

Основанная в 1971 году в Милане, SDA Bocconi доросла до уровня школы, предлагающей самые престижные в Европе и, безусловно, лучшие в Италии программы MBA. Однако почить на лаврах школа не собирается. Отчасти благодаря новой программе предоставления грантов женщинам-студентам, а также действиям, направленным на совершенствование правил приема абитуриентов, школа увеличила процент студентов женского пола на программах full-time c 18 до 40%.
До сегодняшнего момента у итальянских студентов, составляющих почти половину каждого класса, не было другого выбора, кроме как выполнять все задания на итальянском языке, из-за чего они и были по-своему “отделены” от остальных учащихся, объясняет Вальтер Лацари (Valter Lazzari), директор программы MBA.

ESADE

Основанная в 1958 году каталонскими предпринимателями, школа ESADE является иезуитским учреждением, где получают ученые степени до и после бакалавриата по таким специальностям, как управление и право, в университетских городках Барселоны, Мадрида и Буэнос-Айреса. На главном кампусе в Барселоне школа предлагает 2 full-time-программы MBA: одна из них – это 18-месячный курс обучения для студентов, имеющих любое первое высшее образование и по меньшей мере 2 года опыта работы, и вторая – однолетний курс для более зрелых студентов, имеющих образование по специальностям “Экономика”, “Инженерное дело” либо “Деловое администрирование”.
Чтобы убедиться в том, что и студенты, и работодатели получат именно то, что им нужно, каждые 3-4 года школа пересматривает учебную программу, говорит Олайя Гарсия (Olaya Garcia), директор full-time-программ MBA школы ESADE. В следующем году в школе планируется ввести интенсивные однонедельные курсы по таким дисциплинам, как уменьшение размеров предприятия в целях экономии, разработка предложений-сделок, новации и вступление во владение. Также в школах будут проходить совместные уроки, проводимые преподавателями права, экономики и финансов, позволяющие показать, как переплетаются эти дисциплины в реальном бизнесе.
Школа ESADE предоставляет 65 дисциплин по выбору, включая курсы по маркетингу в странах с развивающимися экономиками, предпринимательству и корпоративному гражданству. На каждый 18-месячный курс отбирается только по 120 студентов, которых распределяют в 2 класса, а на каждый одногодичный – лишь 30, что незаменимо для студентов, предпочитающих индивидуальный подход как со стороны профессоров, так и работодателей. Около 20% студентов – выходцы из США. Отчасти их привлекают размеры классов (для сравнения, в Гарвардскую школу принимают около 900 студентов ежегодно), а также международные перспективы, способствующие продвижению по карьерной лестнице.
На территории обширного кампуса в Жуи-ан-Жоза (Jouy-en-Josas), что в 11 милях к юго-западу от Парижа, находится Школа управления HEC (HEC School of Management), в которой ежегодно по full-time-программе MBA обучаются около 200 студентов из 50 разных стран. Только 14% из них – выходцы из Франции, несмотря на то что 5 лет назад их было 30%; 40% составляют студенты из Азии, а 15% – из Северной Америки. Это одна из самых разнородных школ из всех grandes ecoles Франции.
16-месячная программа (это длиннее других европейских MBA программ на 4 месяца) предлагает широкий ряд обменов различного типа между школой HEC и ее 45 партнерами по всему миру. Многие студенты обучаются по программам двойного диплома. Это либо вторая степень MBA, либо дополнительная степень магистра в таких учебных заведениях, как Лондонская школа экономики, Stern School of Business при Университете Нью-Йорка или школа при Tsinghua University в Пекине. К дисциплинам по выбору здесь относятся такие, как выкуп контрольного пакета акций корпорации ее персоналом, риск неплатежа по кредиту, а также бизнес-возможности  в период экономического кризиса.
В 2005 году HEC заключила партнерство с компанией Apple в целях предоставления носителей iPod каждому из студентов, обучающихся по программе MBA. Сегодня их используют почти на каждом из курсов для повторения пройденного материала, публикаций презентаций студентов и предоставления учащимся ответов от профессоров при первой необходимости. Иностранные языки также являются неотъемлемой чертой обучения на программе. Уроки французского языка входят в перечень обязательных предметов в течение первых 4 месяцев обучения, а студенты, обладающие наиболее высоким уровнем французского, могут брать курсы языка для ведения бизнеса. Студенты, уже свободно владеющие французским языком, должны начать изучение еще одного языка, если, конечно, они уже не владеют любыми тремя, включая французский.

IESE

18-месячная программа MBA в школе IESE длительнее (а следовательно, и дороже), чем большинство в Европе, но при этом она предлагает то, за чем в барселонский кампус ежегодно приезжают около 216 студентов. Более короткие программы не оставляют времени для чего-либо другого, помимо процесса приобретения знаний, тогда как школа IESE предлагает эволюционный опыт, объясняет Луис Паленсия, заместитель декана программы full-time MBA. Подобный опыт включает в себя программу погружения студентов в испанскую среду в целях подготовки студентов к ведению бизнеса и испано-говорящих странах. Треть студентов начинает обучение на 2 языках, а потому половину своего обучения они проходят на немецком. Остальные же студенты, испанский язык которых отвечает желаемым стандартам, могут брать бизнес-курсы испанского на втором году обучения. Студенты, получившие минимум оценку “B” (эквивалент русской ”четверки”) по обоим курсам испанского языка, получат двуязычный диплом MBA.
Как правило, IESE привлекает много выходцев из Латинской Америки, которые составляют 14% учащихся в классе. 20% – выходцы из Испании, 15 – из Азии, 12 – из Северной Америки, хотя их число растет с неимоверной скоростью. Недавно школа открыла офис в Нью-Йорке для повышения статуса узнаваемости школы среди работодателей США и потенциальных студентов. За последний год количество поданных заявлений из США увеличилось на 32%, вследствие чего в следующем году в школе будут обучаться 35 студентов, что будет на 60% больше, чем в этом году.

IMD

Основанная в 1990 году в Лозанне вследствие объединения двух швейцарских бизнес-программ, IMD прославилась насыщенными программами обучения управленческим навыкам. Каждый год группа из 90 студентов регистрируется на full-time-программу MBA, которая подразумевает 11 месяцев интенсивной работы на школьном кампусе, расположенном на берегах Женевского озера, а также программы консультаций в реальных условиях работы международных компаний.
С 2002 года студенты MBA ежегодно проводят в июне “экспедиции изобретателей” – 10-дневные поездки в страны по всему миру в целях обнаружения того, каким образом уязвимые в экономическом плане страны могут при помощи бизнеса встать на правильный путь и начать свое развитие. В этом году студенты встретятся с представителями правительственных органов и лидерами в деловой сфере в Танзании. Ранние исследования включали в себя такие страны, как Босния и Герцеговина, Аргентина, а последней страной была ЮАР. По окончании прошлогодней поездки студенты собрали около $50 тыс. благотворительных средств на финансирование проекта для консультирования класса 2008 года выпуска в целях работы с некоммерческой организацией, предоставляющей приют и уход за брошенными и смертельно больными детьми.
Школа также предлагает 20 сессий в присутствии психолога для того, чтобы помочь студентам определиться и стать более эмпатическими управленцами. Большинство студентов регистрируются на прохождение данных сессий и зачастую удивляются той проницательности, которую они получают по окончании курса, говорит Дженет Шейнер (Janet Shaner), школьный директор по маркетинговым вопросам программы MBA. Учебная программа также предусматривает курсы по организационному поведению, управлению участниками проекта и этике, а также предпринимательству. Во время “недели этики” студенты разбиваются на группы в целях разрешения разнообразных этических затруднительных ситуаций, исходя из их национальных либо религиозных ценностей.
В этом году контингент студентов состоит из представителей 44 национальностей, говорящих в среднем на 4 языках. Около 33% студентов являются выходцами из западной и южной частей Европы, 22% – из Азии, 15% – из Африки и Ближнего Востока и 10% – из Северной Америки. Подавляющее большинство студентов до поступления на программу жили либо работали в течение как минимум 6 месяцев за границей. Из класса выпускников прошлого года 70% приняли приглашения по трудоустройству в европейских странах.
Располагая кампусами в Сингапуре и Фонтебло (Франция), что в 40 милях к юго-востоку от Парижа, школа INSEAD привлекает разнородный контингент студентов, желающих обучаться по программе MBA. Ежегодно в сентябре и январе около 450 студентов из более чем 60 стран регистрируются для поступления в школу INSEAD, по окончании 10 месяцев обучения в которой их, как правило, приглашают на работу в более чем 60 стран.
Третья часть всех студентов начинают обучение в Сингапуре, а 70% проходят обучение в обоих университетских городках. Некоторые также проходят обучение по выборочным дисциплинам в бизнес-школе Wharton (Пенсильвания, США).
Предпринимательство является самой обширной академической областью школы INSEAD - по данному направлению школа предлагает 15 элективов, что больше, чем в любой другой области.
Декан школы Франк Браун (Frank Brown) отмечает, что ключом к успеху является понимание того, что ведение бизнеса заключается не просто в том, чтобы “делать хорошее, но и в том, чтобы делать это хорошо”. Учитывая то, что выпускники школы INSEAD занимают высшие позиции в международных компаниях, таких как GOOGLE и McKinsey, декан уверен, что именно так все и будет происходить.
Бизнес-школа Instituto de Empresa, иначе известная как IE, расположенная на одном из мадридских кампусов, ежегодно выпускает около 280 студентов MBA программы full-time. Конкурс для обучения по этой 13-месячной программе получения двойного диплома, совместно с Университетом Tufts и Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology), при наличии совместных проектов со студентами школы Wharton, а также таких факультативных дисциплин, как бизнес-курс испанского языка, спортивный маркетинг, экологически ответственный менеджмент, составляет 6 заявлений на место. Девяносто процентов обучающихся – выходцы из Испании, 40% - из Латинской Америки, 35% - из Европы, и 8% - из США. Студенты этого года представляют 57 стран.
Интенсивные курс обучения предпринимательскому делу, а также Предпринимательский центр школы, в котором проводятся различные семинары и тренинги, сделали IE меккой тех людей, которые хотели бы работать сами на себя. Около 10% выпускников открывают свое дело сразу же по окончанию обучения, а 25% - по прошествии некоторого времени.
За последние году студенты проявляют все больший интерес к карьерным направлениям с выраженным социальным оттенком либо связаных с охраной окружающей среды, говорит Девид Бах (David Bach), заместитель декана программ MBA в школе IE. В 2004 году школа основала Центр экологически ответственного менеджмента в целях разработки дружелюбных по отношению к окружающему миру бизнес-практик.

Judge Business School, Кембридж

Judge Business School при Кембриджском университете гордится нестандартной программой MBA. Будучи расположенной в центре одного из самых древних университетов Великобритании, школы была названа в честь английского бизнесмена Сэра Пола Джаджа (Sir Paul Judge) и является относительно недавним дополнением к Кембриджскому кампусу. Открытая в 1995 году, программа MBA совмещает в себе небольшой размер - поток насчитывает всего 150 студентов (по прогнозам 2007 года) с культурной разнородностью. В этом году в школе учатся представители 47 различных национальностей, а студенты говорят в среднем на трех языках.
“Нам нравится осознавать то, что мы – новая бизнес-школа при учебном заведении, которому уже 800 лет”, отмечает Карен Зигфрид (Karen Siegfried), исполнительный директор Judge MBA. “Ни одна национальность не составляет более 10-15% от всего класса, что делает его действительно интернациональным”.
Свободный от национальных предрассудков взгляд заключен в самом сердце этой однолетней программы. Принимая студентов из таких различных областей, как медицина, финансовое обслуживание и телекоммуникации, программа MBA заключает в себе классический бизнес-курс по таким дисциплинам, как маркетинг и финансы с практическим обучением на рабочем месте. Во время осенних и весенних семестров студенты работают над двумя различными проектами совместно с кембриджскими и международными компаниями и получают возможность применить знания на практике.
Преподавательский состав школы Judge помогает студентам оттачивать предпринимательские навыки для того, чтобы быть уверенным в том, что студенты откроют для себя больше карьерных путей, помимо уже показавших свою надежность на практике сфер финансов и консалтинга. По словам Кэти Батлер (Cathy Butler), в то время как эти две области все еще являются объектом мечтаний выпускников, некоторые из студентов все же начинают рассматривать другие возможные варианты. “Даже в области финансов мы не подготавливаем менеджеров инвестиционных банков. Студенты точно так же идут работать в коммерческие банки, фонды хеджирования, фонды частных акционерных капиталов”,  - поясняет она.
Поиск альтернативных карьерных путей, безусловно, окупается. По статистике Кембриджского университета, зарплаты студентов MBA по получению степени повышаются почти на 70%, что в среднем составляет доход в размере ? 55 029 ($110 000). Также, благодаря национальной разнородности программы, 44% получили возможность по окончанию обучения сменить страну проживания, а 60% - сферы деятельности. И вовсе неудивительно, почему Judge Business School привлекает студентов из такого количества стран. По результатам исследований прошедшего года, на 2008 учебный год ожидается увеличение числа подающих заявления американских абитуриентов на 70%, подтверждая то, насколько эта MBA программа при одном из самых почитаемых университетов Великобритании заслуживает своего призвания.

London Business School

Находясь в самом сердце ведущего мирового финансового центра, Лондонская бизнес-школа предлагает студентам MBA первоклассные возможности расширения деловых связей. Школьный кампус, расположенный прямо напротив Ридженс-парка в сочетании с лучшим, что может предложить международная британская столица, представляет собой прекрасную компенсацию жесткому режиму бизнес-обучения.
Но в этой ведущей бизнес-школе играм и развлечениям отведено не так уж и много места. Около 2000 подавших заявления абитуриентов из 60 стран в 2007 году состязались за 315 свободных мест, присваивая Лондонской бизнес-школе статус самой конкурентной в Европе. По словам одного из представителей, процесс поступления не связан особенностями личности студента. Сможет абитуриент удержаться за место, зависит от того, насколько оригинальны его взгляды на деловой мир.
Подобная разнородность, безусловно, повышает спрос на выпускников LBS. Исходя из школьной статистики, 97% выпускников получают работу на полный день в течение 3 месяцев со дня выпуска, а 99% студентов MBA первого года находят место для прохождения летней стажировки, либо разработки проекта. По словам представителя, размер средней заработной платы выпускников 2007 года составил £59982 ($119600).
Имея доступ к лондонским инвестиционным банкам и фондам хеджирования, студенты часто обращают внимание на финансовую сферу. И, все же, около 31% выпускников получили работу в крупнейших мировых технологических компаниях либо в сфере розничной торговли. К ним относятся такие компании, как Google, Johnson & Johnson, Royal Dutch Shell и др. Пять процентов выпускников обходят стороной манящий корпоративный мир, чтобы открыть собственный бизнес.
Совокупность изобилия перспектив трудоустройства и тенденции к культурному разнообразию лондонской школы, привлекла студентов из США, несмотря на постоянно увеличивающийся размер платы за обучение, вызванный ослаблением доллара по отношению к фунту стерлингов.
Обучение по гибкому графику, длящееся 12-21 месяца, стоит £44490 ($88700).

Бизнес-школа Said (Said Business School), Оксфорд

Оксфордский университет славится не только тем, что он является старейшим в корпоративном мире. Сегодня он может по праву гордиться международно-ориентированной программой MBA  которая стала особенно популярной среди студентов, желающих выстроить карьеру в сфере предоставления финансовых услуг. Основанная в 1996 году, бизнес-школа Said, получившая свое название в честь бизнесмена из Саудовской Аравии Вафика Саида (Wafic Saïd), имеет малочисленные классы (220 студентов в 2007 году), что меньше, чем в большинстве бизнес-школ США. При этом в одном классе насчитывается больше чем 40 представителей разных стран.
По словам Саймона Танкарда (Simon Tankard), главы карьерной службы, 94% обучающихся в 2007 году были представителями разных стран, при этом выходцев из Северной Америки оказалось 26%. “Многие из студентов остаются жить в Соединенном Королевстве”, - говорит он.
Более, чем 90% выпускников MBA, находящихся в поисках работы, получают, по меньшей мере, одно приглашение в течение 3 месяцев после окончания обучения. Студенты стремятся, прежде всего, получить работу в сфере финансовых услуг (38% выпускников 2007 года), а 12% связывают свою карьеру с консалтингом. На сегодняшний день средняя заработная плата выпускников MBA составляет около £65000 ($130000). Сорок восемь процентов выпускников переезжают работать в другие страны.

 


 

Комментарии Фейсбук Вконтакте