MBA в Европе

Дата публикации

Время, когда любая более-менее приличная компания с большим удовольствием посылала своих сотрудников на дорогостоящие образовательные курсы, закончилось; сегодня преобладает рационализация. Тем не менее, столкнувшись с сокращением кадров в Германии, большое число молодых профессионалов здесь думают о получении степени магистра управления бизнесом (MBA), для того чтобы как-то пережить бурю. Благодаря открытию некоторого числа новых бизнес-школ профессионалы, работающие в Германии, могут получить степень MBA, не выезжая из страны и не прерывая свою профессиональную деятельность.

Отклик большого бизнеса

Германия уже давно была местом, куда ехали учиться лучшие музыканты и инженеры со всего мира. Тем не менее желающие изучать менеджмент предпочитали Британию или США. Изменения в системе немецкого образования, которые произошли в 1998 году и которые позволили учебным заведениям давать степень магистра, стали основой образования в сфере управления. Были открыты частные бизнес-школы; колледжи заключили договора со школами управления, признанными во всем мире. В это время торговые и промышленные предприятия начали менять положение дел в сфере бизнес-образования, предоставляя средства и поддержку для учреждения частных бизнес-школ.

Например, The German International Graduate School of Management and Administration (GISMA) в Гановере была основана в 1999 году правительством Нижней Саксонии и несколькими компаниями, активно работающими на международном рынке, с надеждой получить пользу от прошедших обучение сотрудников. Они работают вместе со школой Krannert Graduate School of Management при университете Purdue.

Поскольку Германия во многом зависит от продаж именно за рубежом, немецкие бизнес-школы открывают двери для студентов из других стран. Класс GISMA 2003 состоит из 47 человек, 70% которых приехали из зарубежа. Процент иностранных студентов, обучающихся по программам управления full-time в Stuttgart Institute of Management and Technology (SIMT), еще больше. Иностранные студенты, которые знакомы с немецкой культурой ведения бизнеса, являются самыми востребованными в компаниях, которые хотят занять место на рынке других стран, особенно стран Азии. "SIMT ориентирует будущих бизнес-менеджеров на глобальное производство - нам нужны именно такие управляющие", - объясняет Бертхольд Лейбингер, директор немецкой компании Triumpf, один из спонсоров школы.

SIMT, основанный при содействии немецкой промышленности и трех университетов страны, тесно сотрудничает с компаниями, находящимися в районе Штутгарта, родины Daimler Chrysler и Porsche, а также других производителей автомобилей и некоторых электротехнических компаний. Студенты получают помощь от ряда компаний, готовых предоставить им возможность стажировки. Практический опыт, обретенный в подобных компаниях, по окончании института позволяет студентам легко найти работу.

Поддержка корпорациями послевузовского образования также достигла финансового и банковского центра Германии - Франкфурта. The Institute for Law and Finance, практически полностью поддерживаемый спонсорами, предлагает годичный курс обучения на степень магистра закона, которая становится чрезвычайно популярной среди студентов из-за границы, особенно из Восточной Европы. "Нас обучают не только профессора, но также финансовые эксперты, которые работают в нашей сфере", - говорит Якуб Кубицки, студент из Польши.

На данный момент наиболее привлекательными оказались курсы о валютной политике и законе Европейского союза. "Люди, работающие в сфере закона и обладающие таким знанием, очень востребованы в моей стране, Польше, которая вскоре присоединится к ЕС", - говорит Кубицки.

Рима Дапо признает, что, несмотря на поддержку торговых предприятий, банков и международных юридических фирм, предоставить каждому из 35 студентов, участвующих в программе, место для прохождения интернатуры не всегда просто. А с открытием программы Frankfurt Evening MBA конкурс на места в интернатуру увеличится еще больше. Начиная с сентября 2003 Hochschule fur Bankwirtschaft, частный университет банковского дела, учрежденный ведущими банками Германии, вместе с британским Henley Management College предлагает краткосрочную part-time программу управления.

Рынок MBA в Германии сейчас наводнен как местными, так и иностранными школами, которые вышли на рынок благодаря образовательным учреждениям Германии. Во Франкфурте открылась школа Duke University's Fuqua School of Business, в которой представлена новая MBA-программа Duke MBA - Cross Continent, которая совмещает очное обучение с обучением через Интернет. Программа предназначена для менеджеров из США и Европы с опытом работы от 2 до 8 лет, которые хотят получить степень MBA, продолжая работать. Гибкость двадцатимесячной программы позволяет студентам во время их обучения жить и работать в любом месте земного шара. За весь курс обучения от студентов требуется присутствие всего лишь на одном очном занятии. Хорошо известные американские бизнес-школы смогли быстро проникнуть на немецкий рынок, поскольку частные немецкие школы ищут проверенные и аккредитованные программы, которые предлагают признаваемую по всему миру степень, чтобы привлекать большее число студентов.

гда школа Otto Beisheim Graduate School of Management в Фаллендаре близ Кобленца решила расширить свои программы по подготовке менеджеров, она установила связи с уже укоренившимися школами. Она разработала программу MBA вместе с Kellogg School of Management при Northwestern University. Самым большим плюсом подобных программ является то, что студент может получить степень MBA лучшей школы США, не переезжая туда, пусть и на время, и не прерывая своей профессиональной деятельности. И на немецкий рынок бизнес-образования хотят проникнуть не только американские бизнес-школы. Многие европейские бизнес-школы предлагают стажировки в Германии в течение семестра как часть образовательной программы.

Почему Европа?

Хотя никакой немецкий институт еще не достиг положения Wharton или Harvard Business School в Америке, есть несколько причин, по которым для получения MBA лучше остаться дома. Наиболее существенной из них является время. Европейские программы MBA короче соответствующих программ в США. Годичное full-time обучение вместо двухгодичного экономит деньги студентов, которые обычно тратятся на оплату обучения и проживания, а также экономит время. Поскольку немецкие студенты обычно приходят на рынок труда позже других, для них это очень важно. Студенты, которые планируют работать в Европе, могут предпочесть получение степени на месте, если это позволит им установить связи и прочную профессиональную поддержку. Отличные связи в США не всегда полезны для открытия дверей в мир европейского бизнеса. Поскольку школы предлагают семестровые стажировки за границей и в международных компаниях, у студентов все равно есть возможность получить опыт работы в интернациональной среде.

Прежде чем зарегистрироваться на участие в программе обучения, студент должен определиться с профессиональной целью, длиной курса и подходящей ему программой. В частности, немецкие студенты должны понимать, что бизнес-школы в Германии работают не так, как немецкие университеты. Конкуренция в более престижных школах велика, и студентов не принимают туда, просто посмотрев на их дипломы о среднем и высшем образовании.

Хотя курсы, предлагаемые в немецких бизнес-школах не сильно отличаются от их американских аналогов, они уже не так доступны и вовсе не гарантируют прямого пути к успеху. Экономический спад заставил компании менее охотно спонсировать своих сотрудников для прохождения программ part-time MBA. Поскольку от выпускника ожидают, что по завершении курса он останется в компании еще на некоторое число лет, он должен понимать, что это своеобразный фаустовский договор.

Резкий скачок в карьере - это одна из наиболее распространенных причин, которую указывают студенты, желающие получить степень MBA. "По окончании курса вы, скорее всего, поменяете работу или по крайней мере подумаете об этом", - говорит Томас Куш, выпускник NIMBAS.

Оценка программ

Поскольку многие немецкие программы MBA новы, их очень трудно оценить. Нет данных о среднем возмещении платы за обучение, о разнице в расходах, а также о качестве школ - все эти критерии используют Financial Times и другие издания при подготовке рейтингов. Студентам крайне необходимо присмотреться к соответствующим планам занятий, чтобы решить для себя, стоит ли программа их денег и времени. В конечном итоге студенты должны понимать, что в Германии к степени MBA все-таки еще не привыкли.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте