Европейские школы тоже любят своих выпускников

Дата публикации

Слушатель программы МВА – статус временный, на год или два, а вот выпускник – это навсегда. Для американских университетов такая истина уже долгое время является основой для построения отношений со своими слушателями. Европейские школы тоже пришли к осознанию этого факта и теперь стараются скорректировать свою политику
В связи с сокращением поддержки со стороны государства европейские школы все чаще с завистью смотрят на своих американских коллег, где пожертвования составляют ощутимую часть доходов образовательных учреждений. Большая часть всех пожертвований приходится на долю благодарных и успешных выпускников прошлых лет.
Согласно официальным данным, фонды пожертвований двух самых "американизированных" школ в Европе, французской INSEAD и британской LBS, составляют соответственно $57 млн и $22 млн. Для сравнения, в школе Harvard аналогичные фонды доходят до $1,4 млрд, в Stanford University – до $704 млн, а в Wharton – до $444 млн.

Отстаем от США…

По мнению профессора Майка Пейджа (Mike Page), декана и директора голландской Rotterdam School of Management, в успешном "культивировании" своих выпускников Европа отстает от США на пять лет, а может, и намного больше. "В США не слишком крупная школа может ежегодно тратить на фандрайзинг до $20 млн", - замечает он. Важно понять, что в условиях государственного финансирования образовательной системы вовлечь в этот процесс людей достаточно сложно. В Нидерландах, к примеру, университеты обязаны принимать всех кандидатов, отвечающих требованиям поступления, а это, понятно, не оставляет шансов на какое-либо глубокое чувство особой признательности.
Играет свою роль и системный фактор. Пауло Гомез (Paulo Gomes) работает менеджером по связям с выпускниками бизнес-школы Tanaka при лондонском Imperial College. В 2000 году его школа получила пожертвование в размере $51 млн от одного из своих выпускников, доктора Гари Танака (Dr Gary Tanaka). По европейским меркам случай исключительный. Как считает Гомез, школа Tanaka сравнительно новая (17 лет), поэтому и выпускники ее "относительно молоды и еще не доросли до тех позиций, которые позволят им распоряжаться крупными денежными суммами". Фактор молодости – общий для большинства европейских школ, которым явно не достает зрелости, как у их американских коллег.
Представители европейских бизнес-школ уверены, что в ближайшем будущем им не стоит и надеяться на привлечение средств, сравнимых по объемам с американскими пожертвованиями в фонды развития программ МВА. По их мнению, главная задача на сегодняшний день – постараться задействовать как можно больше выпускников в процессе своего развития.
"Европейским университетам, и в особенности бизнес-школам, нужно вкладывать средства в развитие своих выпускников, - говорит профессор Пейдж. - В долгосрочной перспективе мы можем надеяться на пожертвования, но, прежде чем собрать урожай, нужно посеять семена".
Многие школы уже идут по этому пути, предлагая своим выпускникам все больше разнообразных услуг, помогая им в организации клубов-сообществ в других странах мира, поддерживая работу онлайн-служб, а также предоставляя возможности для дальнейшего повышения образования и получения помощи в развитии карьеры.
Выпускники европейских школ, в свою очередь, также помогают своим альма-матер. В школе Tanaka, к примеру, выпускники прошлых лет проводят собеседования с аппликантами, участвуют в днях карьеры и других рекрутинговых мероприятиях. Выпускники LBS выступают в качестве консультантов и тренеров, проводя в университетском центре управления карьерой семинары, мастер-классы и тренировочные собеседования.

…и вряд ли сможем догнать

Все вышесказанное вовсе не означает, что европейские школы в отчаянии от ничтожности пожертвований своих выпускников.
По словам профессора Пейджа, пожертвования европейских выпускников не так заметны и часто представляют собой опосредованную помощь, а не прямые денежные переводы. Большинство выпускников с готовностью отзываются, если, к примеру, с просьбой об учреждении стипендии к ним обращается сама школа или, что лучше, ассоциация выпускников.
В другой ведущей школе Европы, испанской IESE, сложилась аналогичная ситуация. По словам Марии Пуиг (Maria Puig), благодаря выпускникам прошлых лет им удалось "собрать 2,5 млн ЕURO, но большая часть этих денег поступает не напрямую, а от корпоративных партнеров".
В школе Tanaka практика обращения напрямую к выпускникам еще не применялась, но в ближайшем будущем такая программа должна начать работать.
"Мы ограничены правилами Imperial College и не можем делать то, что захотим, - говорит Гомез. - Но в будущем мы планируем проводить что-то вроде фандрайзинговых кампаний".
Такой подход уже принес свои плоды школе INSEAD, где роль посредника между выпускниками и школой играет директор по внешним связям Джоэль Дюлак (Joelle Dulac). По ее словам, в рамках своих фандрайзинговых программ они совсем недавно стали обращаться напрямую к выпускникам. До этого школу поддерживали в основном компании, причем это тоже требовало немалых усилий со стороны выпускников. 
Свою первую крупную фандрайзинговую кампанию школа провела в 1995 году, запланировав в течение пяти лет собрать 100 млн ЕURO. Кампания была завершена в августе 2000 года с результатом в 120 млн ЕURO. Около 70% этой суммы составили корпоративные пожертвования, а остальное – пожертвования от частных лиц. 
В октябре 2004 года INSEAD запустила еще одну пятилетнюю кампанию. На этот раз запланированная сумма составляет 200 млн ЕURO и в большей степени ориентирована на выпускников, хотя корпоративные пожертвования составили 60 млн ЕURO еще до официального начала программы.
В любом случае фандрайзинг европейских школ, нацеленный на выпускников прошлых лет, определенно набирает обороты. За 2002-2003 год INSEAD получила от своих выпускников рекордную сумму в 2,1 млн ЕURO.
"Я считаю, что выпускники проявляют щедрость, потому что они любят свою школу, - говорит миз Дюлак. - Не хочу показаться слишком сентиментальной, но определенная эмоциональная привязанность действительно существует. Кроме того, они уверены, что то, чем мы здесь занимаемся, очень важно".

Европейский образ мышления

Сообщество выпускников LBS насчитывает 23000 человек в более чем 100 странах мира, что дает этой школе одно из самых прочных в Европе оснований для проведения фандрайзинговых кампаний. Заместитель директора по связям с выпускниками Сара Сидзман (Sarah Seedsman) считает, что в LBS подобные начинания имеют самую долгую историю в Европе, а "в последнее время им уделяется все большее внимание".
Большое значение придается и ежегодным пожертвованиям, в том числе и от выпускников, только что получивших свои дипломы. За последние шесть лет выпускники пообещали школе более миллиона фунтов стерлингов. Выпускники класса 2004 года планируют собрать около 200000 фунтов стерлингов ($378000).
Эти цифры, несомненно, впечатляют, но они не могут даже сравниться с американскими показателями. Потребуется еще немало времени, чтобы показатели Европы вышли на уровень Америки.
Как сказал профессор Пейдж из школы Rotterdam, "европейцы привыкли думать, что университетское образование финансируется государством, а граждане платят налоги – это и есть их пожертвования".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте