Бизнес и этика: взаимозависимые силы

Дата публикации

В условиях современной экономики, когда биржевые скандалы и дело Enron покачнули весь мировой бизнес, многие западные бизнес-школы стараются уделить как можно больше внимания вопросам корпоративной этики. University of Wisconsin-Madison School of Business, например, подходит к этой проблеме со всей серьезностью, поскольку многие из слушателей программ МВА, прошедшие подготовку в ее стенах, становятся впоследствии теми, кто вершит судьбы бизнеса на самом высоком уровне.

Бизнес-школа University of Wisconsin (UW), которая уже предлагает для своих слушателей несколько курсов по этике на уровне первого высшего образования, проводит в жизнь политику расширения этой сферы и вводит еще один курс по этике, который будут вести приглашенные профессора.

"Каждая бизнес-школа сегодня ощущает на себе большой груз ответственности, после того что произошло с корпоративной Америкой. Это немыслимо. Это плохо. Бизнес-школы должны приложить все усилия для того, чтобы заставить людей осознать, что следование этическим законам является для хорошего лидера одной из наиболее важных аксиом поведения", - говорит Йаш Гапта (Yash Gupta), декан бизнес-школы UW.

Рост коррупции и противоречий привел к тому, что перед руководством школы встал вопрос: достаточно ли мы делаем для того, чтобы научить студентов принимать решения, отвечающие этическим нормам?

"Мы являемся одной из немногих школ, которые включили курсы этики не только в магистерские программы, но и в программы без получения степени. Более того, в рамках наших программ МВА курсы этики являются обязательными", - говорит Скотт Рейнольдз (Scott Reynolds), помощник профессора, ответственного за курсы деловой этики.

Поскольку преподавание курсов этики проводилось в этой бизнес-школе всегда, корпоративные скандалы не послужили причиной коренных изменений в содержании ее учебного процесса.

От своих студентов, получающих первое высшее образование, университет требует обязательного прохождения курса "Бизнес, правительство, общество". Один из компонентов этого курса имеет этическую направленность. Именно этот раздел и является основным.

Своим студентам университет также предлагает курс по выбору под названием "Бизнес-этика и корпоративная ответственность", популярность которого, по словам Викки Хааг Дэй (Vikki Haag Day), директора программ додипломного образования бизнес-школы, не претерпела кардинальных изменений.

Тем не менее многие профессора в содержании своих занятий и тренингов сделали акцент на вопросах, касающихся этики.

"Не имеет значения, сколько времени прошло с тех пор - два года или двадцать лет. Мы всегда поднимали эти вопросы, поскольку они представляют необычайную важность. Эти вопросы являются неотъемлемой частью многих курсов. Они вплетены в содержание различных программ. Сегодня я не представляю прохождения курса бухгалтерского учета без упоминания об этических сторонах деятельности специалиста такого профиля, - говорит Йаш Гапта. - Я не представляю ни одной дисциплины без рассмотрения ее этической стороны".

По словам Дэй, многие профессора их бизнес-школы прошли предварительные тренинги по этике, а затем получали практический опыт по соответствующим вопросам.

"Многие из наших преподавателей имели опыт или все еще продолжают работать в сфере консалтинга, поэтому они не понаслышке знают о важности этих сторон корпоративного мира", - говорит Дэй.

Если в требованиях по додипломному образованию не было проведено никаких существенных преобразований, то на магистерском уровне минимальное количество баллов по курсам этики было увеличено.

"Мы взяли обязательный курс по этике для слушателей программ МВА и удвоили количество требуемых баллов, - говорит Рейнольдс. - И если раньше можно было спорить, достаточно ли высокие требования мы предъявляем нашим слушателям, теперь, я полагаю, наша заинтересованность в достижении поставленных целей по вопросам воспитания будущих лидеров бизнеса в духе этических норм очевидна для всех".

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте