Этапы большого пути

Дата публикации

Этой статьей мы открываем цикл публикаций о том, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы поступить в западную бизнес-школу. Мы подробно, шаг за шагом, расскажем о том, что происходит на всех стадиях этого процесса. В первой статье сжато описываются все ступени, которые вам предстоит пройти.

Мы уже писали о том, что такое MBA и что дает поступление в бизнес-школу (см. №1(2), 1999). Попасть туда сегодня хотят очень многие. Однако если вы уже близки к переходу от простого любопытства к принятию решения, необходимо начать с ответов на несколько вопросов.

Первый - зачем это нужно именно вам. Помните, что MBA не является панацеей и не в состоянии изменить в лучшую сторону судьбу каждого. Это, скорее, инструмент, который хорош для достижения определенных целей. Например, если вы желаете перейти из одной отрасли в другую, особенно в популярный сейчас investment banking или в консалтинг. Кроме того, подходящими резонами для получения степени MBA являются также переход с позиции специалиста на позицию менеджера, планы организации собственного бизнеса, потребности в карьерном росте, большей зарплате, новых связях и опыте. Хотя бы несколько из них должны относиться к вам.

Второй - готовы ли вы к этому. Во-первых, у вас должно быть высшее образование. Во-вторых, у вас должны иметься способности к бизнесу и опыт хотя бы 2-3 лет работы в нем. Наконец, вы должны отлично знать английский. Прибавьте к этому возможность оставить работу, на 1-2 года уехать из страны и наличие некоторой суммы денег (даже если вы получите кредит на обучение, расходы на жизнь придется полностью или частично оплачивать самому).

Далее необходимо четко уяснить, какие бывают бизнес-школы и какой тип подходит для вас. Программы обучения на степень MBA делятся на full-time (очные), part-time (вечерние) и distance learning (заочные). Несколько обособленно стоят программы Executive MBA для топ-менеджеров, предусматривающие вечернее или разбитое на короткие сессии обучение без отрыва от производства.

С точки зрения времени есть одно- и двухгодичные программы. Первые, иногда даже более короткие (до 10 месяцев), распространены в Европе, вторые - в США. Грубо говоря, первые хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы, вторые подходят для гуманитариев или людей с небольшим опытом, поскольку позволяют основательнее изучить предметы и попрактиковаться, используя время каникул (internship).

С точки зрения учебного процесса существуют программы с акцентом на лекции, семинары и на "кейсы" (case study), то есть разбор ситуаций из бизнес-практики. Есть бизнес-школы с очень гибким учебным планом (как в Chicago GSB, где всего один обязательный для изучения курс) или более традиционным, где первый год в основном посвящен обязательным предметам (core courses) типа маркетинга, бухучета и пр., а второй - предметам по выбору (electives). Оцените, что более приемлемо для вас.

Для выбора школ, куда вы пошлете свои документы, используют рейтинги. Наиболее известные из них - ежегодные рейтинги изданий Business Week, US News & World Report, Financial Times и The MBA Advantage. Ознакомьтесь с ними, обращая особое внимание на такие пункты, как методики обучения, местоположение, учебный план, качество жизни, профессорско-преподавательский состав, учебная нагрузка, состав будущих сокурсников, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также перспективы получения работы.

Делая выбор, учтите, что рекомендуется послать свои данные в 8-10 школ одновременно. Обычно в рассылку включают 2-4 очень престижных школы, вероятность поступить в которые у вас очень низка, 2-3 менее престижные, но куда легче поступить, и ещё 2-3 школы "про запас", в которые вы поступите наверняка. Когда выбор сделан, настает черед заказа подробных каталогов и документов для поступления. Делается это, как правило, одним из двух способов - либо отправкой почтового запроса в приемную комиссию, либо заполнением специальной формы на сервере школы в Интернете. После этого необходимо ждать прихода пакета документов. Обычно на это уходит от двух недель до трех месяцев.

Параллельно необходимо начать подготовку к прохождению тех тестов, без которых поступление невозможно. Первым рекомендуется сдавать TOEFL - Test of English as Foreign Language (см. №8(9), 1999), который проверяет уровень ваших знаний устного и письменного английского языка. Количество баллов, которое можно в нем набрать, колеблется от 40 до 300 (по "новой" шкале), но в хороших школах обычно требуют не менее 250 баллов.

Тест GMAT (Graduate Management Admission Test) проверяет уровень интеллекта и знание математики в объёме восьми классов средней школы. Естественно, все задания в нем даются на английском языке. Тест длится четыре с половиной часа и является очень серьезным испытанием. Количество баллов, которое можно в нем набрать, колеблется от 200 до 800. Престижные школы обычно берут людей с результатом порядка 700 баллов.

Следующий этап - это подготовка документов о полученном образовании на двух языках - русском и английском. Вам придется сделать перевод диплома, транскрипты (роспись прослушанных курсов с указанием количества часов) и заверить их соответствующим образом. Вместе с тем каждая школа требует предоставления рекомендаций от ваших преподавателей и работодателей (как правило, в количестве двух-трех штук). При этом более важно не то, кто вас рекомендует в смысле его должности и общественной известности, а насколько рекомендующий давно и близко знаком с вами и насколько его рекомендация согласуется с фактами из других документов, предоставляющих информацию о вас.

Наконец, пожалуй, самый важный этап подготовки документов - написание эссе. Это сочинение на заданную бизнес-школой тему. Темы могут быть самыми разными - от прагматичных "Чего вы добились в своей карьере?" или "Почему поступаете в нашу бизнес-школу?" до таких необычных, как "Где и с кем вы хотели бы провести лучший отпуск в своей жизни?" или "Как вы потратили бы 10 миллионов долларов?". По оценке специалистов и директоров приемных комиссий, это - самый важный элемент вашего пакета документов, оказывающий наибольшее влияние на шансы быть принятым.

Последний этап - заполнение документов и отправка их в бизнес-школу. Сами понимаете, лучше воспользоваться для этого курьерской почтой. Но даже в этом случае томительный период ожидания ответа длиной от одного до трех месяцев неизбежен.

Таков вкратце план действий. Учтите, что процесс подготовки рекомендуется начинать минимум за 18 месяцев до поступления. Подробный рассказ об этапах - в следующих номерах. 

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте