В какую бы бизнес-школу вы ни поступали, от написания эссе вам не отвертеться. Надо уметь сочинить его так, чтобы не было мучительно больно

Дата публикации

Сейчас на Западе небывалый расцвет переживают фирмы, занимающиеся за деньги профессиональным написанием эссе для поступающих в бизнес-школы. Причина этого достаточно прозаична - нынешние студенты Harvard Business School и Stanford Business School достаточно часто говорят, что потратили на написание эссе три месяца. И все потому, что эссе - это если не самый важный, то, по крайней мере, один из ключевых моментов поступления в бизнес-школу. По важности с ним может сравниться только персональное интервью. Для русского человека это задачка не из легких, поскольку стандарты написания таких письменных работ на Западе совсем иные.

Эссе - это «сочинение на заданную бизнес-школой тему». Соответственно, основная цель такого текста - раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов). Они должны подкрепляться доказательствами, иллюстрироваться примерами и вообще смотреться весомо.

По этому тексту будут судить о вас как о личности - о том, насколько вы умны, образованны, хорошо знаете язык и вообще подходите школе. Темы определяются тем, какую информацию каждая конкретная бизнес-школа считает наиболее важной в плане определения «профпригодности» потенциального студента. Варианты бывают разные, но чаще всего тема формулируется просто: «Почему вы решили поступить в нашу бизнес-школу?» (читай : «Почему мы должны принять именно вас?»). На ней мы остановимся подробнее.

Самое главное в написании эссе - это правильное позиционирование. Вообразите, что поступление в избранную вами бизнес-школу никак не зависит от ваших реальных достижений на поприще наук и бизнеса. Хотя бы на минуту представьте себе, что представитель приемной комиссии, открывая папку с вашими документами, обнаружил бы там только ваше эссе, и решение о зачислении зависело бы от этих нескольких страниц.

Представили? Тогда вам понятно, что к написанию эссе следует подойти максимально собранно и с полным сознанием ответственности. Начиная работу над эссе, как ни тривиально это отметить, следует очень внимательно прочитать задание. Одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают многие несостоявшиеся студенты, - это неправильное толкование поставленного задания (вопроса) либо отсутствие ответа на него и уход в сторону от заданной темы. Широко известен пример с толкованием одной из бывших тем эссе Чикагской школы бизнеса. Она формулировалась так: Vacation of Your Lifetime. Очевидно, что при невнимательном прочтении эту тему очень часто трактовали как отпуск на всю жизнь, хотя на самом деле она просит ответить на вопрос о лучшем (наиболее запоминающемся) отпуске за всю жизнь.

Перед тем как приступить к написанию вашего творения, присядьте и, крепко призадумавшись, набросайте небольшой план. Для этого неплохо владеть информацией о том, что хотят от вас представители приемной комиссии конкретной школы, каких студентов они предпочитают видеть в своих стенах. Подумайте также над тем, какие детали из вашего опыта вам следовало бы упомянуть и какие сильные стороны характера осветить. Следует особое внимание уделить тому, что же вы можете противопоставить вашим конкурентам. Если задание эссе требует от вас описать ваши сильные стороны, то не нужно писать о вашей пунктуальности и трудолюбии, так как вряд ли кто-либо напишет, что он ленив и всегда опаздывает. Вместо того чтобы быть очередным удачливым финансовым аналитиком, лучше представить себя финансовым аналитиком, в свободное время добровольно работающим в приюте для бездомных собак. Ведь одна из главных задач бизнес-школы - обеспечить student body diversity, то есть разнообразие состава студентов. Поэтому значительно больший интерес вызовет ваш опыт участия в полярной экспедиции или запуске нового проекта, чем описание славных успехов на ниве консалтинга.

Само содержание эссе должно иметь ссылки по трем направлениям: ваша трудовая деятельность, особенно должностная карьера, ваши личные качества и перечисление специальных программ и курсов, на которые вы сделаете особый упор во время учёбы в бизнес-школе. Не пренебрегайте самоанализом. Обычно желаемый объем эссе (в страницах или количестве слов) четко оговорен в информационном буклете. Упаси вас Бог выйти за эти рамки более чем на 15-20%. Не думайте, что если вы напишете больше, это будет поставлено вам в заслугу. Бизнес-школа хочет убедиться, что вы не только умеете стройно излагать свои мысли, но и делаете это лаконично. При этом объём эссе может колебаться от 100 (одно из эссе в Harvard) до 2500 слов - около 5-6 страниц (Stanford и Wharton). Работая над эссе, определитесь, что именно вы хотите сказать и сколько места в вашей работе вы собираетесь уделить каждому положению. Помните, что вступление никогда не должно занимать больше места, чем основная часть.
Напишите первый набросок. Отложите его в сторону, дайте «вылежаться». Прочитав его потом, наверняка захотите что-то переделать. Правка - очень ответственный процесс, поэтому не следует браться за неё сразу.
Творите, но пусть ваши художественные изыски не затмят основной идеи. Не стоит растекаться мыслью по древу, закручивая фразу по-толстовски. На Западе любят четкость: один абзац - один тезис. Одно предложение - одна мысль. Будьте кратки, но в то же время избегайте чрезмерной простоты. Никому не интересно читать сочинения типа «Родился...Учился...Не привлекался...». После того как эссе готово, прочтите его вслух. Да-да, именно вслух. Вы будете поражены количеством «шероховатостей». От них следует избавиться самым беспощадным образом.
И, наконец, об ошибках, присущих практически всем. Председатель приемной комиссии бизнес-школы при университете Стэнфорд госпожа Мукини считает, что четыре основных ошибки соискателей-эссеистов заключаются в следующем: неполное раскрытие темы; то, что они пишут не то, что думают, а то, что школа хочет от них услышать; слишком уж сильно себя рекламируют; изо всех сил пытаются нарисовать уникальный и славный автопортрет. «Мы хотим, чтобы соискатели показали, что они действительно достойны учиться у нас, чтобы они рассказали о том, кто они есть на самом деле», - говорит она. Смекаете? Тогда - за дело, и пусть вдохновение не покинет вас.

  


Комментарии Фейсбук Вконтакте