Сильное вступительное эссе - ключ к поступлению в бизнес-школу

Дата публикации

Об авторе.

Дэн Роджерс, студент MBA первого года обучения Harvard Business School, дает некоторые советы по написанию эссе. Он закончил с отличием Birmingham University в Великобритании по специальности "экономика и политическая наука" и затем четыре года работал советником по стратегии. Помимо Harvard он был принят в некоторые другие лидирующие бизнес-школы.

Одной из существенных составляющих процесса поступления в бизнес-школу является эссе. Тем не менее многие поступающие не уделяют ему достаточно внимания. Но для многих эссе может быть единственным способом выделиться из общей массы.

Каждый год масса молодых профессионалов со всего мира сражаются за места в ведущих бизнес-школах. В этом году конкуренция была как никогда острой. Высокая конкуренция, а также влияние новой экономической ситуации убедили многих в том, что им тоже пора присоединиться к борьбе за место в школе.

Для школ поток талантливых молодых людей оказался хорошей новостью. Что касается самих поступающих, то для них поступление стало еще более трудной задачей. Они достаточно быстро осознали, что недостаточно просто усерднее готовиться, нужно также как-то выделить себя из общей массы подавших заявления.

Когда высокий балл за GMAT не редкость, а норма, решающим становится именно вступительное эссе. Хотя нет волшебной формулы, с помощью которой можно написать удачное эссе, есть некоторые "научные" принципы, которые можно не заметить с первого взгляда.

Первым принципом является понимание причины, по которой вы пишете эссе. Я думаю о члене приемной комиссии как о покупателе, которого интересует только лучшее на рынке. Эссе - это ваша возможность обратить на себя внимание.

Хорошая реклама

Маркетинг сводится к двум этапам. Во-первых, нужно понять, в чем заинтересован клиент, и во-вторых, нужно убедить его в том, что его потребность будет удовлетворена и даже что его ожидания будут превзойдены. Удачная реклама хорошего продукта - это не только способ удовлетворения потребностей покупателя, но и способ произвести на него впечатление о производителе. Поэтому поступающий должен оценить требования школы и его или ее опыт.

Слишком многие поступающие думают, что все школы ищут одного и того же. Это приводит к тому, что поступающий "рекламирует товар" перед всеми покупателями одинаково. Например, лозунг "Я тот, кто привык вести за собой" может понравиться некоторым школам. Другие же предпочтут что-то вроде: "Я тот, кто привык вести, работая вместе с вами". Такая легкая перемена формулировки может оказаться решающей.

Вы должны выяснить, каким школа видит совершенного кандидата. Важным также является то, какие качества руководителя, навыки совместной работы, опыт предпринимательской деятельности и навыки управления ищет в аппликантах та или иная школа. Только зная интересы бизнес-школы, вы сможете придумать подходящий рассказ о вашем опыте работы.

Близкое знакомство со школой крайне важно. Если вы не можете объехать интересующие вас школы, то по крайней мере посетите их стенды на выставках программ MBA. Вы можете воспользоваться вашими связями, чтобы найти настоящего или бывшего студента MBA, который может пролить свет на характерные черты той или иной школы. Мне самому приходилось звонить людям, с которыми я не был знаком раньше. Смущенье прочь: усилия, приложенные для проведения пяти минут в беседе с незнакомцами, были возмещены сполна. Выпускники, с которыми я говорил, рассказали о том, что из себя представляет школа.

Подумайте о себе

Вторая часть уравнения - самосозерцание. Я начал с того, что взял рулон бумаги и работал, пока не начал засыпать. Я задавал себе вопросы и отвечал на них. Какие обстоятельства в моей истории привели меня к этому моменту? Что заставляет меня жить? Чем я отличаюсь от других? Каковы мои сильные стороны? Какие события в моей жизни сформировали меня как личность? Что делает меня конкурентоспособным? Как я могу показать свои качества лидера и умение работать в коллективе?

Только когда я почувствовал, что все мои идеи иссякли, я показал свою работу близким родственникам с просьбой подумать о том, что еще делает меня привлекательным. Чтобы действительно понять себя, может быть, придется вернуться к тому времени, когда вам было четыре года. В конце концов у вас получится большой набор историй и идей, которые смогут стать каркасом вашего эссе.

Теперь пора совместить две части уравнения. Вы знаете, каких ответов на вопросы эссе от вас ожидает школа, а также вы приготовили истории из своей жизни, которые станут лучшими ответами на эти вопросы. Отвечая на каждый вопрос, постарайтесь показать тот опыт, который есть у вас и который представляет вас как единственного в своем роде, непревзойденного и подходящего во всех отношениях претендента. Не забывайте, что члены приемной комиссии не знакомы с вашим прошлым, поэтому вы должны соответствующим образом ответить на все вопросы. Лучшие ответы всегда понятны и ясны.

Когда вы погрузитесь в детали, не забывайте время от времени следить за тем, что вы должны представить себя как единственного в своем роде, непревзойденного и подходящего во всех отношениях человека. Пересматривая все ответы, подумайте о том, какое впечатление они создают в целом. Именно такое общее впечатление останется в памяти членов приемной комиссии.

Кто вы?

Они запомнят вас как "остроумного консультанта, лазающего по Эвересту" или "высокотехничного ловкача, который поддерживает местные благотворительные организации". Подумайте, какое впечатление вы хотите произвести. Я склонялся к тому, чтобы быть "энергичным консультантом, который постоянно бросает себе вызов, как психологический, так и физический". Я не придумал это специально для поступления. Это то, кем я являюсь в глубине души. Как и в других вопросах поступления, здесь нельзя ничего придумать. Вы можете акцентировать те или иные вещи, но глупо пытаться не быть собой.

Заключительной частью в написании успешного эссе является помощь других. Обычно на поступающих работает целая команда. Их мама, папа, подруги, приятели, которые готовы выступить в роли критиков, корректоров и редакторов. Им помогают их начальники, менеджеры, выпускники школ, которые дают общую оценку работе, подтверждают сильные стороны и бросают вызов некоторым идеям. Будучи сторонними наблюдателями они могут подкинуть свежую идею, когда вы уже не знаете, что писать. Я думаю, что моей сильной отличительной чертой было то, что я искал помощи от моих друзей, которые были достаточно откровенны в том, чтобы указывать мне те ответы, которые звучали не очень убедительно.

Вот вам и "научные" принципы. Все гениальное - просто: понимайте, зачем вы пишете эссе, знайте вашего читателя, знайте себя, предложите себя вашему читателю, создайте простую и броскую "торговую марку", ищите совета. Все остальное, боюсь, уже не наука, а удача.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте