Элитные школы бизнеса выступают против рейтингов

Дата публикации

Две элитные бизнес-школы после продолжительных возражений против построения рейтингов колледжей и университетов заявили, что закрывают доступ к информации, которую они предоставляли для рейтингов, используемых многими студентами в процессе выбора программы.

 

The Wharton School и Harvard Business School заявили, что не станут больше предоставлять издательствам электронные адреса или любую другую контактную информацию участников своих программ и выпускников. Причиной была названа забота о неприкосновенности личных данных. Но факт очевиден, что основной мотив лежит в принципиальном несогласии с обоснованности рейтингов и данных, собранных изданиями, их публикующими. Некоторые рейтинги построены на основе данных опроса выпускников об их успехах на рынке трудоустройства и удовлетворении от полученного образования. Эти статьи имеют большое значение в процессе подсчета финального балла по формулам рейтингов. Следовательно, рейтинги напрямую зависят от бизнес-школ, предоставляющих e-mail адреса своих выпускников.

 

Школы не могут перекрыть доступ к базовой информации, такой как, например, статистика приемной комиссии. Большая часть этой информации свободно распространяется, поскольку сведения такого рода по закону должны быть общедоступными. Но, несмотря на это, Wharton и Harvard, в большинстве рейтингов занимающие места в десятке лучших, все же очень осложнили процесс составления рейтингов, так популярных в последние годы среди будущих студентов и их семей. Многие другие бизнес-школы, к примеру, Sloan School of Management при Massachusetts Institute of Technology, также рассматривают возможности аналогичных действий. Впервые University of Chicago Graduate School стал спрашивать согласия своих студентов, хотят ли они, чтобы их электронные адреса были доступны службам составления рейтингов. По словам Пола Дэйноса (Paul Danos), декана Tuck School of Business, некоторые ведущие бизнес-школы могут по всей вероятности последовать примеру Harvard и Wharton. В результате, говорит он, составителям рейтингов придется искать иные пути сбора информации, от чего они потеряют достоверность и станут менее информативными.

 

В прошлом году школа Harvard приняла решение не предоставлять газетам и журналам, составляющим рейтинги, контактную информацию своих выпускников. В этом году такая же политика принята в отношении теперешних студентов. Дэвид Лампэ (David Lampe), представляющий Harvard, сказал, что школа объявила своим студентам о принятом решении после того, как журналу Business Week было отказано в доступе к электронным адресам участников второго года обучения. Кроме Business Week, информацию участников программ МВА в своих рейтингах используют журнал Forbes и газета Financial Times. Два других издания, The Wall Street Journal и U.S. News World Report, в процессе подготовки рейтингов такими опросами не руководствуются. Чем больше рейтингов предлагали своим читателям различные деловые издания, тем больше неприязни со стороны самих школ эти рейтинги вызывали. Многие представители руководства школ жаловались на несовершенство формул построения рейтингов, результатами которых можно легко манипулировать, но организованно бойкотировать рейтинги не получалось, поскольку школам выгодно быть на слуху, и это повышает количество поданных заявлений.

 

Дэвид Лампэ говорит, что Harvard Business School обычно отказывает коммерческим организациям в использовании электронных адресов своих выпускников и участников программ. И теперь было принято решение о том, что средства массовой информации и организации, проводящие опросы для составления рейтингов больше не должны представлять исключение. Он выразил свое недовольство, отметив, что "глядя на рейтинги, можно предположить, что все школы одинаковы и все студенты тоже одинаковы". В действительности разные бизнес-школы представляют различные программы, которые могут быть интересны и полезны студентам, имеющим абсолютно различные интересы и намерения. "Мы позволили, чтоб нас включили в рейтинг и дали нам характеристику не только для всего остального мира, но и для нас самих", - сказал в интервью Патрик Харкер (Patrick Harker), декан Wharton School. "Самая важная деталь состоит в том, что я полностью отрицаю идею существования школы номер один. Каждая школа по-своему уникальна". 

 

Эндрю Палладино (Andrew Palladino), представитель Business Week, признал, что принятое школами Harvard и Wharton решение сделает процесс проведения опроса студентов и выпускников более трудоемким. Он также сказал о том, что большинство школ, входящих в топ-30, охотно сотрудничали  журналом и продолжат это делать в процессе подготовки следующих рейтингов. "Это всего лишь небольшая трудность, но мы продолжим публиковать собранную нами информацию".

 

Что касается колледжей додипломного образования, подобные тенденции имели место в прошлом, но до конкретных действий дело не дошло. Руководство большинства колледжей опасаются того, что их учебное заведение сдаст позиции в рейтинге в случае их отказа от сотрудничества. "Похоже на то, что ситуация здесь безнадежна, поскольку издательства продают огромное количество публикаций", - говорит Артур Роткопф (Arthur J. Rothkopf), президент Lafayette College, который в 90-х возглавлял кампанию по стандартизации данных, представленных в рейтингах.

 

Мистер Харкер, декан школы Wharton, заметил также, что помимо его несогласия с идеей построения рейтингов вообще, он слишком много времени потратил на сотрудничество с различными изданиями, помогая им собирать необходимую информацию. Он добавил, что из-за растущего количества рейтингов и опросов снизилась активность выпускников в участии внутренних исследований. "Эти опросы надоели нам до смерти", - говорит он.

 

Wharton, Harvard и другие школы сообщили, что работают сейчас с профессиональной ассоциацией Graduate Management Admissions Council. В их планах - разработка альтернативной базы данных, которая будет содержать профильную информацию по студенческому составу, а также информацию об их успехе в процессе поиска работы. Потенциальные студенты, которые смогут пользоваться этой базой, смогут получать стандартизированную и объективную информацию по интересующим их вопросам. Представители руководства школ говорят, что ресурс не будет предлагать своим посетителям никаких рейтингов или опросов выпускников. Некоторые наблюдатели говорят о том, что отсутствие такой информации лишит будущих участников программ МВА доступа к мнению непосредственных потребителей услуг бизнес-образования, непосредственных участников рынка. "В процессе принятия решения это может оказаться очень весомым фактором", - говорит Шелдон Стейнбах (Sheldon Steinbach), генеральный советник American Council of Education, ассоциации, в которую входит 1 800 колледжей и университетов. "Они подрывают один из немногих механизмов, доступных молодым людям и помогающий им оценить качество бизнес-школ".

 

Robert Tomsho and Daniel Golden

Комментарии Фейсбук Вконтакте