Новая генерация. Где готовят ''экзотических'' менеджеров

Дата публикации

По данным бизнес-школ, почти половина их слушателей имеют техническое образование. Еще около 10% составляют медики. Но отраслевых программ МВА не так уж много. О том, где учат управлять клиниками, организовывать спортивные и развлекательные мероприятия и т.д., – в  материале статьи.
Работая менеджером Альфа–Банка, Герман Чистяков решил воплотить свою давнюю любовь к спорту в реальность. И поступил на программу ''Менеджмент в игровых видах спорта'' Государственного университета управления (ГУУ), которой теперь и руководит. ''Сегодня мне интересно сочетать в работе спорт и образование, – признается Герман. – Однако я не исключаю для себя возможности в будущем поработать в одном из спортивных проектов''. Мы уже привыкли к тому, что бизнес–школы готовят руководителей предприятий, коммерческих и финансовых директоров, маркетологов, эйчаров. А учебные бизнес–программы для врачей, спортсменов или строителей пока встречаются нечасто. Конечно, в зарубежных бизнес–школах можно найти и более ''экзотические'' специализации. Так Paris Graduate School of Management предлагает программу MBA Luxury Management, французская бизнес–школа ESSEC Paris Business School готовит бренд–менеджеров по программе MBA in International Luxury Brand Management, а в американском Pepperdine University существует программа МВА со специализацией ''Разрешение конфликтных ситуаций''. Но для нашей страны ''отраслевые'' программы МВА – со специализацией в сфере медицины, строительства, агробизнеса, спорта, индустрии красоты и даже шоу–бизнеса – явление относительно новое: первые появились лет пять назад, и их по–прежнему немного.

О, спорт, ты...  

Работу спортсменов и их тренеров отлично видно на соревнованиях и тренировках, в то время как люди, занимающиеся финансовыми и административными вопросами, как правило, остаются в тени. Тем не менее именно недостаток спортивных менеджеров в игровых видах спорта, таких как футбол, хоккей, баскетбол, волейбол, а также в гольф– и фитнес–индустрии привел к созданию учебных программ ''менеджмент в спорте''. По мнению Вячеслава Фетисова, руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту, администраторы, оставшиеся в спорте еще со времен советских команд, плохо ориентируются в новых реалиях, и больше всего от этого страдают игровые виды спорта. ''Времена, когда владелец спортивного клуба мог выложить $50 млн только ради того, чтобы он продолжал существовать, уходят в прошлое, – уверяет Чистяков. – Задача современных менеджеров – сделать команды и спортивные компании не просто рентабельными, а прибыльными. Для этого необходима новая генерация менеджеров''.
В 2005 году ГУУ совместно с Федеральным агентством по физической культуре и спорту открыл программу ''Менеджмент в игровых видах спорта''. Ее уникальность не только в звездности преподавательского состава. Во время обучения слушатели получают возможность пройти стажировки в клубах и на различных спортивных мероприятиях, в том числе направленные на изучение опыта зарубежных спортивных организаций и профессиональных клубов. ''Посещение спортивных баз, клубов, команд помогает понять технологии и правила спортивной жизни и спортивной индустрии, – делится впечатлениями Чистяков. – Огромную роль играют зарубежные стажировки, посвященные, как правило, футбольной тематике. Слушатели уже побывали в Англии, Германии, Италии, посетили лучшие футбольные клубы, подробно изучили организацию их менеджмента, а также вопросы маркетинга, мерчендайзинга и эксплуатации спортивных сооружений''. Среди слушателей программы немало бывших и ныне действующих спортсменов. Причина тому не только в отличном знании спорта изнутри. (В одном из интервью Дмитрий Домани, капитан баскетбольного клуба ''Динамо–Москва'', сказал: ''Я вспоминаю бывших игроков. В советские времена они заканчивали карьеру и оставались ни с чем. Я не хочу так заканчивать''.) Сейчас, по наблюдениям Чистякова, состав слушателей стал меняться. Сегодня примерно 40% – это люди, не занимавшиеся профессиональным спортом, но уже имеющие опыт работы в спортивной индустрии.

Здравствуйте, доктор  

''По образованию врач, в течение двух лет занимаюсь управленческой работой в коммерческой медицине (специального дополнительного образования не получал). Насколько мне подойдет ваш курс?'' Подобные сообщения не редкость на форумах бизнес–школ. Медицинские учреждения всегда возглавляют врачи, но чтобы руководить, скажем, клиникой, нужен не только дар Эскулапа, но и экономические и управленческие знания и навыки: умение планировать маркетинговые мероприятия, использовать рекламу, средства массовой информации для формирования положительного имиджа фирмы, разрабатывать организационную структуру, анализировать данные бухгалтерского и операционного учета и др. Разбираться в этом должны и главы коммерческих клиник, и те, кто работает в государственных медучреждениях. К тому же в сферу медицинских услуг входит не только врачевание, но и добровольное медицинское страхование, продажа медицинского оборудования, фармацевтический бизнес, работа исследовательских лабораторий, санаторно–курортное лечение и т.д.
Сегодня на рынке краткосрочного образования предлагается целый спектр программ: от семинаров по конкретным темам (например, лазерная медицина, доказательная медицина в радиационной онкологии, оплата труда в здравоохранении) до курсов для недавно назначенных главврачей. Но чтобы стать действительно хорошим руководителем, этого явно недостаточно. Получить недостающие знания можно в большинстве медицинских вузов, где есть программы дополнительного профессионального образования в области организации здравоохранения, а с недавнего времени и в бизнес–школах появились программы с соответствующей специализацией. Так в 2002 году Школа бизнеса ''МИРБИС'' открыла программу МВА ''Управление медицинским бизнесом'', разработанную вместе со специалистами Московской медицинской академии им. Сеченова, где первый год обучения полностью посвящен стандартным блокам программы МВА, а второй год – специфике медицинского бизнеса.

Ну кто так строит?  

Говоря о строительстве, как правило, подразумевают возведение домов, различных офисных зданий и т.д. Но это далеко не полный перечень направлений, где нужны одновременно и знание инвестиционно–строительного бизнеса, и управленческие навыки. ''Я работаю в строительном отделе корпорации McDonalds с августа 2004 года, – рассказывает Вячеслав Латушкин, руководитель проекта строительного отдела компании ''Москва–Макдоналдс'', слушатель программы ''МВА – менеджмент в инвестиционно–строительном комплексе'' Школы бизнеса ''МИРБИС''. – Сейчас рынок общественного питания растет, соответственно растет и спрос на помещения, а выход на новые региональные рынки потребует обустройства дополнительных складских и распределительных мощностей. В перспективе это поставит вопрос о создании региональных офисов и наделенных соответствующими полномочиями отделов развития''.
На определенном этапе развития все компании сталкиваются с проблемой роста. И таких компаний с каждым годом все больше. ''Открывая отраслевую специализацию, – рассказывает Людмила Клеева, заместитель заведующего отделением программ дополнительного профессионального образования Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ, – мы прежде всего исходили из того, в какой среде наша программа наиболее востребована. Наибольший интерес был проявлен со стороны менеджеров из нефтегазовой и строительной отраслей. Это и определило специализацию программ''. Для поступления на большинство подобных программ не требуется диплом инженера, однако и преподаватели, и сами слушатели уверены: специфику отрасли все–таки знать надо. ''Именно поэтому у нас изучаются не только основы экономики и менеджмента: начиная с этого года в рамках специализации ''строительство'' будет проводиться стажировка на стройкомбинате одного из членов ассоциации наших выпускников'', – говорит Клеева. ''Когда я училась на инженера–строителя (факультет ''промышленное и гражданское строительство''), нам тоже преподавали менеджмент, маркетинг, но не в том объеме, который мне нужен, – делится опытом Марина Серебрякова, ведущий конструктор группы компаний ''Спектрум'', слушательница программы ''МВА – менеджмент в инвестиционно–строительном комплексе'' Школы бизнеса ''МИРБИС''. – Я долго пыталась подобрать программу, которая дала бы мне качественно новые знания в сфере управления строительным бизнесом по бизнес–планированию, сметному делу, сведения о том, как получить исходно–разрешительную документацию на строительство. На том же втором высшем такую информацию получить очень сложно, а здесь преподают практики, которые знают эти темы не понаслышке''.

Show must go on  

Организация турне, всевозможных шоу и концертов выпуск дисков, не говоря уж о ''рождении'' новой звезды, сегодня просто немыслимы без участия продюсеров, администраторов, концертных директоров и проч. Есть много школ диджеев, аранжировщиков, звукорежиссеров, а вот бизнес–школ и вузов, где бы готовили именно менеджеров индустрии развлечений довольно мало. Подобные программы есть в РАТИ, ВГИКе, Институте культуры... но они ориентированы прежде всего на кино и театр. К тому же большинство из них относятся к первому или второму высшему образованию, что занимает довольно много времени.
''У меня уже есть одно высшее образование (лингвист–переводчик), и потратить еще пять лет на получение второго я не могла себе позволить, – говорит Елена Корчагина, ассистент генерального директора Stage Entertain–ment. – А программа профпереподготовки ГУУ длится всего год. Кроме того, мне очень понравился преподавательский состав – это люди, непосредственно связанные с шоу–бизнесом, занимающиеся различными музыкальными проектами, продюсированием и т.д. Они могут дать наиболее достоверную информацию о профессии''.
По мнению музыкального критика Артемия Троицкого, при всей спонтанности шоу–бизнеса иметь профессиональное образование очень важно. В этой сфере много своих законов, которые необходимо знать. Например, правовое регулирование и этика бизнеса, его традиции. Работа с творческими людьми также накладывает свой отпечаток: необходимо находить особый подход к каждому артисту, учитывать характер, индивидуальные особенности и многое другое. Убедившись в необходимости подготовки кадров специально для музыкальной индустрии, руководители российских отделений крупнейших звукозаписывающих компаний, таких как Universal Music, Sony Music, BMG решили создать учебную программу, которая отвечала бы всем современным требованиям к подготовке музыкальных продюсеров и менеджеров. Такой программой стала ''Менеджмент в музыкальной индустрии'' ГУУ. Ее цель – подготовка специалистов для работы во всех направлениях от рекорд–бизнеса до концертного менеджмента и продюсирования аудиовизуальных произведений (звукозаписывающая индустрия, теле– и радиопродакшн, фестивальный менеджмент, концертно–гастрольная деятельность, клубный промоушн, продюсирование, PR и СМИ). ''К моменту поступления я уже около десяти лет была в клубном бизнесе и из них пять лет в Москве, – рассказывает Katrin Vesna, диджей и радиоведущая радио D–fm. – Так что профессионального опыта у меня было много, а вот теоретической подготовки, глубинных знаний не хватало''. В течение учебного года слушатели посещают занятия на звукозаписывающих студиях и съемочных площадках, телеканалах и радиостанциях. Уже в процессе обучения студенты могут поработать над организацией фестивалей, концертов, музыкальных церемоний, пресс–конференций и созданием ТВ–программ. ''Нужно понимать, что люди, ведущие занятия, далеко не всегда – опытные преподаватели, поэтому многие лекции проходят в довольно свободной форме, – говорит Корчагина. – Но домашние задания все же были. Например, Леонид Бурлаков, бывший продюсер групп ''Мумий Тролль'' и ''Братья Гримм'', в качестве домашнего задания предложил нам написать бизнес–план по конкретному артисту. Потом мне это очень помогло в работе. Во втором семестре я уже старалась участвовать во всех стажировках и мероприятиях, проводимых на программе (церемонии MTV, награждения Records). Все это помогло мне найти работу в сфере шоу–бизнеса уже во время учебы: после одной из акций Андрей Фомин (ведет курс ''Организация презентаций и спецмероприятий''. – Прим. ред.) предложил мне должность event–менеджера в своей компании Trancelite Promotion, а через некоторое время я уже самостоятельно вела один из проектов компании Stage Entertainment''.

На связи  

Степень МВА как обязательное требование при приеме на работу в телекоммуникационные и IT–компании, встречается с каждым годом все чаще. В целом спрос на профессиональные кадры в отрасли в два–три раза превышает предложение. Многие компании, такие как ''Система телеком'' и МТС, предпочитают обучать своих сотрудников в корпоративных университетах. А вот бизнес–школ, предлагающих подобную специализацию, не так уж много. ''Большинство слушателей программы МВА–Telecom приходят к нам из отраслевых компаний – операторов сетей связи, поставщиков услуг и системных интеграторов'', – отмечает Константин Самуйлов, научный руководитель программ МВА–Telecom Школы бизнеса ''МИРБИС'', консультант компании ''Гипросвязь''. Все они обладают опытом и знаниями работы в отрасли, а их базовое образование, как правило, либо техническое, либо естественно–научное. Это одна из особенностей этой специализации – здесь желательна специальная техническая подготовка. ''Знаний по экономике и финансам, владения общими подходами и навыками в менеджменте и маркетинге недостаточно, – уверен Константин Самуйлов. – Тем не менее мы рассчитываем, что на программе будут учиться не только ''отраслевики''. Зарубежный опыт показывает, что люди с базовым экономическим образованием быстро адаптируются в новой среде, а зачастую и более мотивированы для работы в высокотехнологичной отрасли. Им мы советуем пройти программу Pre–МВА для того, чтобы освоить специальную терминологию и основные понятия''.
Подобные требования к начальной подготовке не случайны. Работа в телекоммуникационной отрасли имеет целый ряд особенностей. Во–первых, товар, который продают компании, по сути своей нематериален: продаются либо минуты разговора, либо кбит/с трафика (в общей сложности услуги связи дают примерно 70% доходов отрасли). Во–вторых, это отрасль высоких технологий, что относится не только к телекоммуникационным сетям, с помощью которых клиентам предоставляются услуги, но и к основному инструменту конкурентной борьбы на рынке – системам поддержки операционной и бизнес–деятельности (ситстемы OSS/BSS). Кроме того, регулирование глобальных и региональных рынков осуществляется на базе международных стандартов, определяющих как технологии, так и инструменты организации и ведения бизнеса. Например, в 2004 году МСЭ–Т (International Telecommunica–tion Union) принял стандарт расширенной карты бизнес–процессов телекоммуникационной компании, разработанный TeleManagement Forum, качество работы компаний связи регулируется стандартами TL9000, а протоколы электронного В2В взаимодействия компаний основаны на стандартах МСЭ–Т, разработанных компанией RosettaNet. Чтобы управлять компанией, нужно знать финансы, маркетинг, стратегию и т.д. Но, может, пора включать в этот перечень знание индустрии, к которой компания принадлежит? Некоторые бизнес–школы это уже сделали.

Комментарии Фейсбук Вконтакте