Экономическое и бизнес-образование в России: какие кадры нужны экономике?

Дата публикации 15.09.2010

Диплом MBA уже не является такой диковинкой на рынке труда, как раньше. Во многом этому поспособствовало активное развитие российских бизнес-школ. Хедхантеры отмечают, что компании стали более реалистично оценивать кандидатов со степенью MBA, и однозначного мнения о качестве российского бизнес-образования у работодателей пока нет. Считается, что уровень западных бизнес-школ на порядок выше, но есть и опасения, что выпускник окажется теоретиком и не сможет применить свои знания в российской действительности. Если говорить об экономическом образовании в России в целом, то и здесь качество подготовки выпускников также не всегда совпадает с ожиданиями работодателей.

Специалисты какого уровня наиболее востребованы сейчас и будут необходимы российской экономике в перспективе? Как отразился кризис на развитии бизнес-образования в стране? Какие образовательные программы пользуются наибольшим спросом? Насколько конкурентоспособно российское экономическое образование в сравнении с мировыми вузами? Как оно реагирует на потребности рынка?

Участники конференции:

Олег Кузнецов, проректор по бизнес-образованию Финансовой академии при Правительстве РФ
Всеволод Крылов
, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Екатерина Лисицына
, директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Владимир Морыженков
, научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Ярослав Кабаков
, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Антон Рягузов
, эксперт по работе с бизнес-школами Begin Group

Олег,  SJ
Вопрос господину Кузнецову. Какие возможности по бизнес-образованию дает на сегодняшний день Финансовая академия? Спасибо

Олег Кузнецов,  проректор по бизнес-образованию Финансовой академии при Правительстве РФ

С 2010 года мы – Финансовый университет при Правительстве РФ. На сегодняшний день мы имеем несколько программ МВА для подготовки специалистов финансово-экономического профиля, программу ЕМВА, российско-немецкую программу, программу DBA, программу МВА-медиа, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (см. сайт Финансового университета: http://www.fa.ru/).
Наш взгляд на бизнес-образование: бизнес-образование надо получать в ведущем вузе страны, программы и учебные курсы должны читать лучшие педагоги вуза и страны, приглашенные профессора ведущих зарубежных институтов и университетов, а также специалисты крупнейших компаний, банков и руководители государственных органов власти. Наши бизнес-школы и институты соответствуют данным критериям. Поэтому ждем Вас у нас.

Владимир,  технический руководитель
Присоединяясь к вопросам 5, 6, хочу попросить аргументированного совета уважаемых экспертов, по поводу «куда пойти учиться». Разумеется, не в рамках рекламы, а направления к действию. Ситуация: работающий человек с в/о из регионов, пускай будет Урал, Екатеринбург, в котором присутствуют крупные и качественные государственные вузы (УГТУ-УПИ, УРГУ), предлагающие свои программы для бизнес-допобразования. Что выбрать: местный бренд очно-вечерний вариант, заочный либо дистанционный московский бренд, заочный иностранный бренд или что-то еще? Как эти дипломы воспринимаются работодателем? Какие различия по применимости и глубине знаний в реалиях бизнеса? А по стоимости обучения MBA?

Екатерина Лисицына, директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Владимир, здравствуйте. Есть прекрасная возможность обучения на модульных программах МВА. Модульный формат подразумевает: 5 модулей по две недели занятий. В течение двух недель Вы каждый день посещаете классы, участвуете в деловых играх, решаете кейсы и проч. Учебные планы по насыщению курсами и количеству часов те же, что и в случае очно-заочной формы. Преподавательский состав, активные формы обучения, вся инфраструктура Школы в Вашем полном распоряжении.
Выберите школы, которые имеют государственную и международную аккредитации, посмотрите их предложения по модульным форматам обучения, запишите контакты, задайте деканам или администраторам интересующие вопросы. Успеха Вам!

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Если стоимость обучения на MBA ниже 300 000 рублей, то это значит, что аудитория слушателей и команда преподавателей не в состоянии составить конкуренцию другим школам по профессиональному признаку и делают это за счет снижения стоимости. Дистанционное обучение дает эффективность только в качестве базы знаний, но без разбора кейсов в аудитории, в которой находится множество умных и сильных личностей, приехавших изо всей России, ничем не заменишь.
Бизнес-школа – это 50% преподавания и 50% общения и коммуникации.

Николай,  Дойче Банк
В будущем хочу сменить сферу деятельности с IT на экономику/финансы. Что мне следует пройти, MBA или второе высшее или оба вместе?

Екатерина Лисицына,  директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Николай, добрый день! Обучение на программе МВА позволит Вам получить знания в области финансов и одновременно развить управленческие навыки, что позволит не просто сменить профессию, но и эффективнее выстраивать управленческую карьеру.

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Я бы сказал, все зависит от уровня погружения в новую специальность. Если вам финансы интересны как новая специальность, то на самом деле можно ограничиться и курсами, хотя доверия ко второму высшему больше. В этом случае вы гарантированно получите необходимую теоретическую базу, с которой вы вполне впишитесь в любую компанию. МВА – это всё-таки больше управленческое направление. Оно даст вам навыки руководители обеспечит пониманием базовой финансовой терминологии. Так что выбирать вам.

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Зависит от ваших амбиций и опыта работы. Если характер сильный, идите в MBA с условием, что там есть школа лидерства. Если не планируете себя на руководящую должность, что идите в магистратуру, она лучше, чем второе высшее. Только выберите хорошую программу, например ВШЭ или ГУУ.

Антон,  банковский служащий
Здравствуйте, уважаемые эксперты! Имея 2 высших образования (экономиста и специалиста по работе на финансовых рынках), полученные в вузах Республики Беларусь, тем не менее, я всерьез задумываюсь над получением степени MBA за рубежом. В настоящее время работаю в банковской системе Республики Беларусь. Мои вопросы следующие: 1) Насколько востребованы специалисты из Беларуси в России, имеющие на руках белорусские дипломы о высшем образовании (так ли уж важен рейтинг 500 вузов мира, в который ни один из белорусских, если я не ошибаюсь не попал)? Работают ли на деле межправительственные соглашения по признанию белорусского образования? Или все разговоры о свободном перемещении рабочей силы - это пустой звук? 2) MBA - панацея или все зависит от того, насколько, какую школу человек выберет, где будет проходить практику, как преподнесет себя на новом месте работы, и какой опыт он приобрел на предыдущих местах работы? Задаю этот вопрос потому, что в Беларусь, к сожалению, не рассматривается мировыми бизнес-школами, как центр стратегического интереса, а также высокими ценами на обучение (что немаловажно при белорусских зарплатах). 3)Кого, скорее всего, выберет работодатель из России: выпускника, закончившего престижнейшую бизнес-школу в США или российскую, «заточенную» под российские реалии? Или не все так однозначно?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Все зависит от вашего опыта работы и успехов на работе. Дипломы нужны как правило лишь как подтверждение вашей квалификации. Уверен, что если вами как специалистом заинтересуются российская компания, вид и происхождение диплома будет для них иметь второстепенное значение. Диплом МВА лучше получать уже на новом месте, тогда работодатель будет видеть ваше стремление развиваться и будет ценить еще больше. Не гоняйтесь за количеством дипломов, стройте карьеру, чтобы потом карьера работала на вас.

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
И тот и другой специалисты найдут работу в России в рамках одной или разных компаний. Главное, чтобы они прошли собеседование по уровню знаний в службе отбора кадров. Разница лишь в том, что первоклассная американская школа не выдает дипломов халтурщикам, а русские школы, даже очень хорошие, к сожалению, вынуждены это делать из-за способа своего существования от оплаты. Поэтому есть совершенно замечательные специалисты и управляющие, которые демонстрируют знания, идут на работу в российские компании из Украины и Беларуссии и делают здесь себе отличную карьеру: никакой дискриминации здесь нет.

индус
Как отразился кризис на индустрии дополнительного бизнес-образования в России? Мы у себя наблюдали сильный спад - процентов на 50-60 - в корпоративном секторе на фоне сокращения расходов компаний. Разделяете ли вы такие оценки? Было ли это общей тенденцией и как ситуация развивается сегодня?

Ярослав Кабаков,  ректор АНО «Учебный центр »ФИНАМ»
Мы у себя наблюдали рост на те же 50-60%, наверное, это говорит, о том, что люди выбирали образование по принципу его эффективности и возможности принести дополнительный доход, в краткосрочной перспективе, в семью.

Лера,  холера
Какие тенденции, происходящие в сфере бизнес-образования, вы могли бы отметить? Улучшается ли качество обучения в российских бизнес-школах, растет ли спрос на их услуги? Что будет с данным сегментом, например, через пять лет? Нужна ли ему поддержка государства?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Если следовать заветам Адама Смита, который верил в «невидимую руку» рынка, как наилучшего регулятора бизнес-отношений, то «халявные» государственные деньги только мешают.
Что касается тенденций, то спрос на бизнес-образование растет. Причем получить его хотят как выпускники школ, так и менеджеры всех уровней. Изменения в обществе происходят так быстро, что без постоянного обновления знаний работать становится очень сложно. Бизнес-образование помогает же не только «проветрить» мозги, узнать последние веяния, но и обзавестись новыми бизнес-знакомствами.

Екатерина Лисицына,  директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Не вдаваясь в теорию Адама Смита, а ориентируясь на практические потребности российских менеджеров, хочется заметить, что на российском рынке бизнес-образования выделилась группа бизнес-школ, у которых качество образовательных услуг постоянно возрастает. Это связано с тем, что история и развитие этих школ неразрывно связаны с историей и развитием самого бизнеса в России. Программы этих школ востребованы на рынке, количество выпускников насчитывает несколько тысяч. (Например, в ассоциации выпускников «МИРБИСА» состоит более 5 000 выпускников МВА.) Помимо этого, наша школа связана бизнес-парнерствами с более чем 120 компаниями.
Что касается гос. поддержки, то она она не ассоциируется с «халявными деньгами», а с четким и прозрачным нормативным полем деятельности бизнес-школ.

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Лера, вот видите? Есть группа бизнес-школ, где качество растет, в том числе и благодаря государственной поддержке. Так что за будущее бизнес-образования можно не переживать. Пока есть бизнес, будет необходимость в обучении бизнесменов.

Елабуга

У нас по статистике почти 500 коммерческих ВУЗов. Государственных - менее 700... Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться ситуация? Увидим ли мы сокращение коммерческих образовательных институтов (за ненадобностью, так как учиться лет через 10 там будет уже некому. ну, или китайцам, наверное только что). Или наоборот - пойдем по ппути сокращения неэффективных государственных ВУЗов?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Вы, наверное, не совсем правильно построили свой вопрос. Вы хотели спросить, почему почти при каждом государственном ВУЗе есть коммерческий? И не приведет ли это к исчезновению госвузов? Мне кажется, при такой постановке вопроса, ответ содержится в самом вопросе.

Семен
Когда уже MBA будет доступным? Сегодня даже для российских аналогов, судя по всему, не отличающихся сопоставимым качеством это какие-то запредельные деньги... Будет ли у нас развиваться направление кредитования дополнительного высшего образования или банкам это вообще не интересно?

Екатерина Лисицына,  директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Качественное образование не может стоить дешево, однако по соотношению цена/качество можно выбрать варианты. Например, стоимость программы МВА в Институте «МИРБИС» 480 000 руб. (2 года) и 360 000 руб. (1,5 года). С возможностью помесячной оплаты. Таким образом на семейный бюджет «ложится» 20 000 руб., что для менеджера на управленческой позиции уровня middle и выше вполне приемлемо.

Антон Рягузов,  эксперт по работе с бизнес-школами Begin Group
Принцип соотношения цена/качество работает и в сфере образования. Время лучших преподавателей-практиков с опытом работы в международных компаниях, к примеру, не может оцениваться на том же уровне, что и время, скажем, рядовых сотрудников вузов.
Что касается системы образовательного кредитования, то ряд банков уже несколько лет достаточно активно продвигают свои специализированные программы в этой сфере. Однако, по отзывам, объемы кредитования остаются на слишком низком (по банковским меркам) уровне.

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Кредитование развиваться будет. Если уж стали покупку мебели кредитовать... Но и дешеветь МВА не будет. Хороший преподаватель стоит дорого, а кроме того, есть расходы на научные работы, на практические исследования. И чем больше этих вещей будет в школе, тем лучше студенту. Ведь он получит более качественные знания.

Андрей

Нифига оно не дорогое !!! Посмотрите на запад. Уровень вполне соответствует тому чему вас там обучать будут.

Эдуард,  студент
Как вы относитесь к дистанционному образованию, например специальность финансы и кредит, как оно котируется ныне в финансовом сообществе? спасибо за ваше время

Екатерина Лисицына,  директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Здравствуйте, Эдуард! Профессия финансиста востребована с времен мамонтов и переживет эру аватаров. А если серьезно, то финансовые менеджеры и руководители фин. служб являются неотъемлемым звеном в системе управления компанией. Именно финансисты быстрее окупают свое обучение на программе МВА. Относительно дистанционного образования: качественная программа МВА безусловно должна включать в себя дистанционный формат самостоятельной работы слушателя (то есть строиться по системе blended learning), однако полностью дистанционный формат не заменяет аудиторного контакта слушателей с преподавателем и друг с другом.

Сергей Григорьев,  предприниматель
Вот интересно, имеет ли смысл вообще задумываться о получении степени МВА менеджеру средней руки, без, скажем, особых претензий/перспектив на занятие руководящих постов в бизнесе или госуправлении?

Ярослав Кабаков,  ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Думаю, что нет, лучше повышать образование по средствам сдачи сертификатов в данной области. Это повысит вашу капитализацию как специалиста и не даст превратиться в «специалиста широкого профиля».

Дмитрий
Насколько эффективны сегодня корпоративные «университеты»? Есть ли реальный профит от организации такой структуры в крупных корпорациях? Не проще ли отправлять сотрудников добирать теоретические знания на соответствующие курсы в профильные компании?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Сегодня корпоративных университетов не так много, так ка дело это затратное, требующее постоянного внимания руководства. На Западе многие корпоративные университеты выходят за рамки своих компаний и предлагают услуги любым желающим. Если такие университеты приживутся в России, то видимо и путь развития у них будет такой же.
Учебный центр крупным компаниям нужен. Он дает возможность быстро вводить новичков в курс дела в рамках генеральной линии компании, обеспечивает стандартизацию исходных компетенций сотрудников, что очень важно, так как в больших организациях почти все процессы расписаны и должны неукоснительно соблюдаться.

Кожин
Сегодня разворачивается активная дискуссия относительно необходимости реформирования системы высшего образования в России. Что, на ваш взгляд, в данном случае является основной стратегической задачей? Какой вы видите подобную реформу?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Россия присоединилась к Болонскому соглашению об унификации системы образования. Именно в рамках этого процесса у нас появилась доселе невиданная степень бакалавра. Суть соглашения - обеспечивать всех студентов равными возможностями, чтобы не вставал вопрос о том, зачтут мой диплом на Западе или на Востоке, или нет. Согласно принципам Болонского соглашения, получив степень бакалавра, вы сможете свободно выбирать себе любой ВУЗ в любой стране мира для получения степени магистра. Так что стратегическая задача России - обеспечить возможности как можно большему числу ВУЗов перестроить свои программы согласно новым требованиям.

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Похоже, что наступает эра радикальных перемен в способе получения знаний. Общество стоит на пороге открытия новых способов получения системного профессионального образования, и будет это осуществляться через центры производства и накопления знаний. Особая проблема - быстрое устаревания знаний. Университетские кафедры во всем мире не успевают быстро трансформироваться. Их можно сравнить с телевизионными лампами, транзисторами, микросхемами и микропроцессорами. Кафедры - это лампы, а микропроцессор - новый тип образования. Я думаю, мы станем свидетелями рождения нового способа обучения людей в течение всей жизни в ближайшие годы. Но то, что современная университетская модель обучения устарела, это факт.

Ильхам
Хочу пройти обучение по программе МВА. Какую школу порекомендуете - российскую или западную? насколько дороже и качественнее обучение за границей? И оправданна ли реально переплата?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Смотря что вам нужно. Российские школы традиционно тяготеют к теории и академическому стилю в образовании, западные – больше ориентированы на практику и чаще обращаются к интерактивному обучению. Российские школы, как правило, ориентированы на оценки экзаменов, западные – на текущую активность студента, в том числе на разного рода промежуточные домашние задания. В российских школах зачастую лекционного материала по-прежнему хватает для учебы, в западной школе самостоятельное обучение занимает гораздо больше времени. В этом смысле сравнивать качество образования сложно, оно хорошо и там, и там, но проявляется по разному. Поэтому и «переплата» будет не за качество, а за подход к обучению и набор знаний, который вы получите в итоге.

Екатерина Лисицына,  директор департамента программ MBA школы бизнеса «МИРБИС»
Уважаемый Ильхам, если Вы планируете работу в России, то мы рекомендуем Вам российские бизнес-школы. При этом не забудьте обратить внимание на международные аккредитации школ. И есть ли возможность для слушателей обучаться по программам двойного диплома с западными партнерами, а также обучения на мастер-классах под международные сертификаты.

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Более половины русских выпускников MBA не возвращаются в Россию, т.к. выпускник западной бизнес-школы приспособлен для работы в условиях конуренции и частной собственности. У нас в России эти институты не развиты. Поэтому дело не в цене, а в безукоризненном знании английского языка и желании и готовности поменять место жительства. Но не факт, что на конкурентном рынке Вас возьмут на работу при наличии диплома. в конкуренции нужны профессиональные знания и способность создавать добавленную стоимость продукта.

Blunt
МГУ занял 93-е место в топ-500 лучших вузов мира. Объясните, пожалуйста, почему?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской Школы Экономики в России
Это у вас обида за МГУ или гордость? Наверное, стоило бы сказать, что хорошо, что хоть МГУ попало в топ 500 лучших вузов мира.

Светлана Кононова,  частный инвестор
Какую пользу дает инвестору фондовое образование, предлагаемое российскими брокерами? 1. Насколько это лучше, чем просто самостоятельно изучить учебные пособия по биржевой торговле? 2. Котируются ли где-то сертификаты, которые выдают учебные центры брокеров (например, при приеме на работу и проч.)?

Ярослав Кабаков,  ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Основа обучения в Учебном центре «ФИНАМ» – это практика, отучившись 5 лет на кафедре рынка ценных бумаг, некоторые выпускники так никогда и не видели в «живую» реальных торгов на ММВБ или РТС. Многие программы которые мы внедряем по просьбам уже существующих трейдеров, это смежные программы, например механические торговые системы и многим вещам в вузах просто не учат.
Аттестаты УЦ ценятся, в том числе и «Инвест». Холдингом «ФИНАМ», в том числе мы обучаем и сотрудников компании. Могу сказать, что постепенно ситуация сейчас меняется. У нас есть совместные программы с вузами, например новая программа с ФА – http://www.finam.ru/investor/im_thematic00009/ – вы получите и аттестат о переподготовке, и практику торгов на реальных торгах немецкой биржи Xetra.

Владимир Морыженков, научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Многие выпускники нашего университета ГУУ успешно сдают экзамены на аттестат ФСФР и прекрасно знают свое дело, однако время оценки человека по диплому и сертификату ушло далеко в прошлое. Компании либо сами устраивают для кандидатов квалификационные испытания, либо доверяются результатам независимой аттестационной квалификационной комиссии. Как правило, российские брокеры пытаются вовлечь людей в осуществление биржевых сделок, поскольку получают с них безрисковый доход за обслуживание их спекулятивных операций. Если инвестор быстро проигрывается по своей безграмотности на бирже, то и брокерский доход исчезает, поэтому «ФИНАМ», например, можно отнести к цетрам производства знаний о биржевом управлении. «ФИНАМ» в этом смысле сделает все, чтобы подготовить инвестора к проведению сделок на бирже. Так рождается новое качественное образование. И никакой рекламы здесь нет.

Илья

Уважаемые эксперты, интересует ваше мнение. Работаю в финансовой организации, хочу получить экономическое образование (первое – гуманитарное). Как мне лучше поступить – ориентироваться получить вторую «вышку» на эконофаке (например, в Плешке) или все же правильнее будет попытаться поступить в школу МВА? И почему?

Ярослав Кабаков,  ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Бизнес-образование есть и в Плехановке.

Владимир Андреевич Дубровский, военнослужащий
Поддерживаете ли Вы мнение, что стране необходимо сокращение экономических вузов, чтобы повысить качество образования? Мне кажется, что именно появление большого количества коммерческих вузов серьезно уронило планку бизнес-образования. Какие вы видите пути повышения качества образования? И в чем, на Ваш взгляд, причины нынешнего катастрофического снижения уровня знаний выпускников вузов?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Вы знаете, когда-то можно было сказать, что я закончил университет в Ленинграде, и было понятно, где я учился. Реформа образования и отход от исторически сложившихся традиций привели к мешанине понятий, появлению разного рода лицеев, гимназий, колледжей, университетов. В погоне за прибылью, руководство часто хваталось за «прибыльные» специальности, даже если их ранее в вузе не было. В результате пошли проблемы с подбором кадров. Любое солидное учебное заведение скажет, что его основа – факультеты, где новые преподаватели пестуются годами. А какие факультеты могли быть в сфере бизнес-образования? Поэтому в данном случае можно говорить, что планку бизнес-образования уронило не количество вузов, а отсутствие профессионального преподавательского состава. В этом и причины снижения уровня подготовки нынешних студентов.

Ник
Добрый день! Скажите, что является предпочтительней для работодателей, и Вас в частности, диплом MBA или ученая степень кандидата экономических наук? Можно ли поставить на одну ступень кандидата наук и мастера делового администрирования? Что будет способствовать при прочих равных условиях, карьерному продвижению степень кандидата или МВА?

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Нет. Кандидатская – это решение задач в рамках проблематики, научное исследование. МБА – это программа для менеджера, и чаще всего, в США и Европе, кейсы к программам пишут люди со степенью, агрегируя опыт и вычленяя алгоритмы решения конкретных задач, которые потом и преподаются. У нас, насколько я знаю, кандидат в «чистом» виде находиться очень далеко от реального бизнеса. Если вы ориентированы на на бизнес – идите работать, потом МБА, если хотите заниматься наукой идите получайте кандидатскую.

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Хотел бы добавить, что карьере ни МВА, ни степень кандидата как таковые способствовать не будут. Все зависит от ваших личных качеств, умения ставить задачи, решать их и действовать самостоятельно. Как было сказано в ответе на предыдущий вопрос – любые курсы, в том числе МВА – это ступень личностного и личного развития.

Сергей, частник
Выбираю программу МВА. Что выбрать- недорогую с нераскрученным именем учебного заведения, либо в известном виде (напрячься по деньгам, взять кредит). В любом случае естественно с гос акредитацией, гос дипломом и т.д. Какой именно вуз выбрать в смысле эффективности применения полученных знаний в дальнейшей деятельности (направление маркетинг, управление, стратегия )? Спасибо.

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Программа МБА должна выбираться исходя из вашего профессионального опыта, какие знания могут помочь Вам в построении карьеры и решении конкретных задач, взглянуть на бизнес с другой стороны. И никоим образом, не наоборот – я отучусь на МБА и меня возьмут на престижную работу с большой зарплатой. МБА – это ступень личностного развития, а не строчка в резюме.

MG
Считаете ли Вы, что в России, отучившись в школе бизнес-образования всего несколько месяцев, начитавшись книг можно считать себя бизнес-тренерами? В Америке, например, на это уходит несколько лет. У нас же бывшие ученики начинают преподавать, как правило, без опыта руководства бизнесом.

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Затронутый вами вопрос очень серьезен. Если продолжать ответ на третий вопрос, то такие «горе-преподаватели» сами себе рушат базу для развития, а попутно портят имидж бизнес-образования как такового. В Стокгольмской школе экономики практически все преподаватели вышли из бизнеса, отдел кадров целенаправленно ведет поиск новых лекторов среди успешных бизнесменов, давая им возможность получить теоретическую основу для последующих выступлений. В частности, именно так к нам пришел Александр Бард, автор книги «Нетократия», множества статей, популярный преподаватель, а ранее не менее успешный основатель групп Army of Lovers и Vacuum.

Оксана Аркадьевна, менеджер
Является ли образование ключевым фактором при приеме на работу или важнее опыт? По каким критериям отбирается преподавательский состав в Учебный центр «Финам»?

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
У нас очень жесткие требования к преподавателям, мы всегда, при прочих равных условиях, отдаем предпочтение человеку с опытом торгов на бирже и в меньшей степени ориентируемся на теоретические знания. Плюс ораторские способности, плюс отзывы обучающихся ,и в абсолютно меньшей степени ориентированы на название вуза. Могу сказать, что на одну должность преподавателя УЦ приходиться собеседовать очень большое количество кандидатов.

Сергей, «Статус БиоТехнологии»
Когда, по Вашему, бизнес-образование В России умрет? Что будет причиной, «невостребованность» по мнению государства или проигрыш в конкурентной борьбе Европе? Является ли сейчас бизнес-образование рентабельным бизнесом?

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Образованию сложно «умереть», потребность в обучении какой-то специальности исчезает, когда исчезает сама специальность. Что касается «невостребованности» бизнес-образования, ты тут вы заблуждаетесь. Оно востребовано. Другое дело, что переход от советской системы образования в России затянулся, во многих вузах по-прежнему огромное количество непрофильных предметов, часто в ущерб основным. Европа же предлагает обучение, ориентированное на практику, конкретное и внятное. Тем не менее, конкурентное преимущество западных школ временное. Россия активно включилась в Болонский процесс по унификации образования. Подрастает новое поколение преподавателей, новое поколение ректоров и деканов, а значит коренные изменения не за горами.

Татьяна Алексеева, успешный менеджер
Вопрос к Ярославу Кабакову. Довольны ли вы своим образованием? Дает ли оно практические навыки для работы на рынке и преподавания или пришлось получать дополнительные знания, повышать квалификацию?

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Да, доволен, я окончил РЭА им. Г.В. Плеханова, но еще на третьем курсе прошел в стенах вуза подготовку на преподавателя экономических дисциплин. Плюс аспирантура. Надеюсь в перспективе докторская. Могу отметить лишь одно, человек должен заниматься и развиваться в том фарватере, который нравиться ему самому. И основное зависит от саморазвития и тех целей, которые ставит перед собой человек.

Павел Алексеевич, стратег
Скажите, а дипломы каких отечественных экономических вузов ценятся на Западе и в США? Вообще, реально ли с отечественной подготовкой устроиться на Западе? Сильно ли отличается российская программа в экономических вузах от западной?

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Здесь вам могут помочь не сами вузы с их дипломомами, а сдача сертификатов CFA и т.д.

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Устроиться с отечественной подготовкой на Западе реально, если вы там нужны как специалист с опытом работы. Если вы еще не работали и продолжаете учиться, то вам полезно будет узнать, что многие западные школы практикуют зачет некоторых предметов, пройденных в России, и предлагают «доучиться» с последующей выдачей своего диплома. При этом, например, в Стокгольмском университете обучение бесплатное.

Сергей, ООО «Технологии современного образования»
Вопрос Олегу Кузнецову. Спрос на образованных людей порождается развитием экономики. Нужны ли российской сырьевой экономике (таковой она будет, очевидно, являться в обозримой перспективе) образованные люди?

Олег Кузнецов, проректор по бизнес-образованию Финансовой академии при Правительстве РФ
Образованные люди нужны всегда. С учетом того, что Россия набирается сил для построения инновационной экономики, и того, что на подготовку одного специалиста требуется столько времени (4-6 лет), то начинать надо сейчас. Но здесь есть нюанс, что по большому счету, наши вузы способны готовить таких специалистов без особой перестройки учебных программ. Главный вопрос как раз состоит в тех экономических задачах, которые государство ставит перед собой. И в прежние годы, когда экономика ориентировалась на сырьевой сектор, потребность в специалистах была в сырьевом направлении, что подтверждает количество студентов в соответствующих вузах. В современный момент, вероятно, будут необходимы специалисты по техническим направлениям, связанным с исследованиями и производством новых технологий в различных отраслях экономики.
Заслуга государства состоит в том, что в сфере образования крупнейшие вузы, готовящие специалистов, в том числе, инновационного направления, несмотря на большие проблемы с набором студентов, не были сокращены и преобразованы.

Алекс
Ну, как учащийся, конечно хочу задать вопрос, какой вуз лучше для поступления, если я иду на профессию экономист-финансист? ВШЭ или РЭА Плеханова, например, или же вообще МГУ? Хотелось бы в такой вуз, чтобы выйдя оттуда я был не только теоретиком, но и смог устроится в хорошую компанию, а в дальнейшем с помощью полученных знаний возможно и начать свой бизнес. Конечно же еще необходимо обучение биржевому делу, т.к. заниматься торгами на бирже тоже входит в планы!

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Все зависит в первую очередь от Вас самого, хороший специалист может получиться из не очень известного вуза, будете хорошо учиться – будет на вас спрос, в любом случае приглашают на собеседование по одежке, а принимают на работу по знаниям.

Сергей
Добрый день! Наверное, не будет для Вас секретом узнать, что можно не выезжая из провинциального города получить диплом престижного московского вуза. Качество таких специалистов ужасное, но в их резюме будет указан московский вуз, и это будет плюсом в сравнении с выпускником регионального вуза. Скажите, есть ли какой-нибудь рейтинг или статистика по качеству экономического образования в региональных вузах? Дипломы каких региональных вузов имеют большой вес на рынке труда, допустим, Москвы? (интересует уральский регион, а то скоро сын школу заканчивает... :)

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Чем отличается диплом из Воронежа от диплома из Костромы или Вологды? Смотрят на человека, а диплом лишь подтверждение того, что человек имел желание учиться и развиваться. Дальше за вас говорит ваш послужной список и ваши успехи и достижения, а не дипломы. Как вы думаете, Путина спрашивали, какой у него диплом, когда Ельцин решил назначить его свои замом?

Александр, «Вымпелком»
Добрый день. Какое мнение сформировалось о провинциальных школах, предоставляющих по окончании диплом МВА, и их выпускниках? Есть ли конкурентные школы, скажем, в Сибири, ДВ или на Урале? Спасибо.

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
В интернете есть разного рода рейтинги МВА-программ, но вам лучше ориентироваться не на них, не на мнение о провинциальных школах, а на собственную подготовку и опыт работы. Чем больше у вас будет достижений, тем легче вам будет найти новую работу. А диплом МВА будет приятным дополнением для работодателя.

Владимир Морыженков, научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Совершенно замечательная школа в Иркутске в Государственном университете на американском факультете, декан В. Саунин. Хорошо готовят специалистов на MBA в Челябинском ЮРГУ. При выборе учебной программы в MBA не руководствуйтесь рекламой учебного заведения, а ищите выпускников и опирайтесь на частные рекомендациями. И тогда – все-равно где и кем выдан диплом. Хороший выпускник MBA как минимум должен уметь открывать свое дело и работать самостоятельно. Диплом сегодня никому не нужен. Нужно владение профессиональными компетенциями.

Евгений, 
Я окончил институт по специальности «Прикладная информатика в экономике» получил квалификацию информатик-экономист, теперь занимаюсь поиском работы (Воронеж), и вот тут уже появляются трудности: почти нет работы ни экономистом, ни специалистом в области IT-технологий, а если таковые имеют место, то как правило обязательно требуется опыт работы от 1 года и более, и как в этом случае быть?

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Вариантов множество. Все зависит от вашего характера и возможностей. Если вам нравится компания, то есть смысл поступить туда кем-нибудь, а потом наладить общение с IT-отделом, чтобы они вас оценили. Или искать знакомых, которые за вас походатайствуют. Или отработать в любой компании год по любой специальности, а потом искать работу по душе. Кстати, не исключено, что вам понравится другая профессия.

Александр
До кризиса, особенно годах в 2005-06 в вакансиях часто можно было увидеть, что приветствуется наличие второго экономического образования или МБА. Уже к 2008 году и сегодня это редкость. Может быть работодатели уже поняли, что на качество специалиста наличие дополнительного образования влияет слабо?

Ярослав Кабаков, ректор АНО «Учебный центр «ФИНАМ»
Вопрос эффективности, работодатель отлично сейчас понимает, что второе образование, в том числе МБА, необходимо сотруднику, когда у него уже есть опыт работы, и бизнес школы в Европе и США часто выставляют обязательным требованием для абитуриентов при поступлении.

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Есть модные вещи. С одной стороны. С другой стороны, и это надо признать, понятие МВА девальвировали сами вузы, наплодив такое количество МВА программ, что разобраться в них не представляется возможным. И что может подумать работодатель, увидев диплом МВА по специальности «Стратегическое управление» «Урюпинского» * сельскохозяйственного института?
________________________
* Не в обиду Урюпинску и его жителям

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Есть и внешняя причина: крупные российские компании с большими бюджетами больны протекционизмом, а не эффективностью работы. Должность президентов компании занимают дети крупных чиновников, где к ним не предъявляется никаких требований. Если эти факты есть «наверху», то они служат сигналом поступать так повсеместно. В этом смысле владелец диплома MBA либо «белая ворона», либо «темная лошадка». Но владелец настоящего диплома MBA «темной лошадкой» быть не захочет. Он скорее уедет, что и происходит. А за пределы России едва ли уедешь. Но качественное образование MBA в России, безусловно, есть. И там, где есть конкуренция между команиями, а не «распил» бюджета, эти люди просто незаменимы.

Bono
Несколько лет назад аналитики говорили о том, что в 2010-2020 годах в вузах будет недобор студентов из-за резкого снижения рождаемости в начале 90-х. Прокомментируйте, пжлста.

Всеволод Крылов,  директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
Если будет, то это только на пользу вузам. Будет больше конкуренции, повысится качество программ, снизятся цены. То есть выиграют студенты.

Владимир Морыженков,  научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Так оно и есть. Однако первокласные вузы этого никогда не почувствуют, а слабые вузы по этой причине обязательно разорятся. И, слава богу, будет меньше «одураченных» выпускников.

GTHDJYF{
Вопрос простой: куда идти учиться выпускнику 2011 без каких-то предпочтений в будущей деятельности?

Всеволод Крылов, директор корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России
На общеобразовательные программы без узкой специализации, например, на языковой факультет. Пока учитесь там, сможете определить, чего вам хочется в жизни, а знание пары иностранных языков всегда и в любой ситуации будет плюсом.

Владимир Морыженков, научный руководитель бизнес-школы Executive MBA
Очень рекомендую поехать в Китай изучать китайский язык на 1 год. Затраты мизерные, а результаты и жизнь потрясающе интересны. Говорю по опыту своих учеников.

Комментарии Фейсбук Вконтакте