"Меркантильный разговор" об МВА

Дата публикации

В прямом эфире радиостанции 'Эхо Москвы' М. Бергер - главный редактор 'Еженедельного журнала', С. Яковлев - директор Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики, Б. Старцев - обозреватель 'Еженедельного журнала'
О.БЫЧКОВА - Добрый день. Наш 'Меркантильный разговор' сегодня посвящен тому, как получить западное иностранное образование в России, то есть не выезжая за рубеж, а оставаясь в Москве или каком-то еще городе. Как всегда в 'Меркантильном разговоре' главный редактор 'ЕЖ' Михаил Бергер. Добрый день, Михаил. И представь, пожалуйста, наших гостей.
М. БЕРГЕР - Сегодня у нас в гостях директор Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики, новое довольно известное заведение, Сергей Яковлев и наш обозреватель специалист в области образования вообще Борис Старцев.
О.БЫЧКОВА - Борис Старцев - человек, который пытался много раз разными способами получить разное образование, на себе многое проверил и уже рассказывал об этом на 'Эхе Москвы' и конечно ему есть, чем поделиться сейчас. Прежде всего, я хотела бы спросить вас вот о чем. Я не знаю, может быть, я в начале к Михаилу Бергеру с этим обращусь. Иностранное образование это образование западное, прежде всего?
М. БЕРГЕР - Это во многом вопрос качества и психологии, как деньги иностранные, так и образование - к ним народ тянется с большим энтузиазмом, чем к своему отечественному. По крайней мере, считает более надежным, конвертируемым, деньги - в товары, а западное образование - в хорошую работу, высокую зарплату. Но если раньше в советские времени мало кто знал что, есть люди учащиеся на Западе, а в наши времени, когда это превратилось в вопрос денег, то появились люди состоятельные способные и готовые и отправляющие людей учиться на Запад. Но в любом случае считается, что образование западное это гарантия хорошей карьеры. С некоторого времени Россия как бы импортировала западное образование сюда, и здесь стали создаваться филиалы или отделения западных университетов, когда настоящие, когда фальшивые, как совсем хорошие:
С. ЯКОВЛЕВ - Так и совсем плохие.
М. БЕРГЕР - Всякий хороший товар будет обязательно подделан. Но в любом случае это связано с деньгами и затратами, мы сегодня попробуем обсудить вопрос: надо ли тратиться на западное образование, где это лучше сделать и есть ли варианты, чтобы не потерять в качестве и престижа и потратить на это денег меньше.
О.БЫЧКОВА - Вопрос тут понятный, российское образование и иностранное образование с вашей точки зрения плюсы и минусы того и другого. И надо ли в действительности биться, тратить деньги, прилагать безумные усилия, учить иностранные языки, пробивать лбом разные кирпичные стены, Борис Старцев нам расскажет, как это делается, чтобы получить западный диплом. 961-22-22 для абонента 'Эхо Москвы' наш эфирный пейджер. Ну что, какие существуют на сегодня варианты получения западного образования в Москве, спрашиваю я Сергея Яковлева.
С. ЯКОВЛЕВ - Я, прежде всего, хочу сказать, что самоцель вряд ли у кого есть: может быть есть люди, которые хотят дальше жить не в России, поэтому им нужно западное образование, чтобы выжить в другой стране:
М. БЕРГЕР - Как ступенька:
С. ЯКОВЛЕВ - Да. За все время, что работает наш институт больше 7 лет, у меня было два человека, двое родителей, которые говорили, что у вас программа двух дипломов, нам русский диплом не нужен, нам нужен иностранный диплом, мои дети тут жить не будут.
О.БЫЧКОВА - А русский оставьте себе.
С. ЯКОВЛЕВ - У нас программа единая и ребята получают два диплома. Остальные приходят с вопросом - я хочу получить наиболее профессиональное конкурентоспособное лучшее образование. Я хочу быть в своей области специалистом.
М. БЕРГЕР - На своем рынке?
С. ЯКОВЛЕВ - Вообще. Если вы хотите чему-то научиться, то вначале, наверное, надо ставить амбициозные планы, заплывать, как говорится выше по течению. И в своей профессии мы хотели бы знать достижения людей не только тех, кто работает в своем отечестве, но и в мире. Особенно это относится в разной степени к разным областям знаний. Если взять английский грант или американский грант, структуры посмотреть, никто не едет изучать математику или физику в Англию, например, они едут изучать бизнес, менеджмент, экономику, финансы. То есть, есть области, где российское образование всегда славилось. Это точные науки, инженерные области и есть области: экономика, бизнес-образование вообще несколько лет назад не было, где у нас есть отставание.
М. БЕРГЕР - Историческое отставание.
С. ЯКОВЛЕВ - Да, по понятным причинам. И естественно, если ребята хотят получить конкурентоспособное образование, они должны поучиться и здесь или там физически или поискать варианты здесь в Москве.
О.БЫЧКОВА - Вот чего это им может стоить, мы обсудим после новостей.
НОВОСТИ
О.БЫЧКОВА - Мы продолжаем наш разговор о получении иностранного образования в России. Слушатели нам присылают разные вещи и, например, Дормидонт, очень патриотично настроенный человек, тут же спрашивает: 'А чем уважаемым господам не понравился наш мехмат или физтех?' Все наоборот. Вы все прослушали. В том-то и дело, чтобы получить достойное международное признанное образование в точных науках как раз не надо никуда ехать. Можно прекрасно всему выучиться в Москве и все признают, и будут отхватывать с руками.
С. ЯКОВЛЕВ - И выпускники мехмата и наших естественных наук едут в университеты, откройте просто сайты, посмотрите преподавателей, вы увидите, что там много очень людей с российскими фамилиями на этих факультетах и кафедрах.
М. БЕРГЕР - А вот язык учить, чтобы преподавать во Франции или Великобритании, наверное, надо куда-то поехать.
О.БЫЧКОВА - Но теперь самое время у нас обратиться к Борису Старцеву, который все проверяет на собственном опыте. Чем нужно запастись человеку в смысле силы воли, терпения и большого количества денег и чего-то еще, скажите чего еще, чтобы пробиться.
Б. СТАРЦЕВ - Если честно, то я сам не учился по таким большим программам. Потому что когда я поступал в университет, таких программ еще не было. А для того чтобы поступить на совместную программу, которая делается и российским и зарубежным университетом, в первую очередь надо иметь деньги. Потому что даже в МИЭФ те, кто учится бесплатно, их можно сосчитать по пальцам.
С. ЯКОВЛЕВ - Для начала надо все-таки иметь голову. Если очень голова яркая светлая, то можно:
Б. СТАРЦЕВ - Это с одной стороны. Но это, наверное, в вашем университете. А есть вузы попроще.
О.БЫЧКОВА - У нас понятно, какое будет распределение ролей. Сергей Яковлев будет говорить: ваша усидчивость, и интеллект, а Борис Старцев будет рассказывать про правду жизни.
Б. СТАРЦЕВ - Я не возражаю про усидчивость и интеллект. Поступить-то можно как во многие зарубежные университеты можно поступить, да и в российские негосударственные вузы берут без всяких экзаменов. А потом если ты будешь плохо учиться, тебя просто вышвырнут после первой, второй сессии.
М. БЕРГЕР - Борис, я как герой известной рекламы - сколько платить в граммах?
Б. СТАРЦЕВ - Главный момент то, что если поступаешь на зарубежную программу, которая размещена в России, это будет в несколько раз дешевле, чем ехать за рубеж. В деньгах я могу сказать. У Сергея Михайловича, у вас это стоит, как я понимаю, самая высокая цена 6250 у. е. Или уже подорожала?
С. ЯКОВЛЕВ - Давайте я про нас скажу сам, если вы не против. Если бы вы поехали в Англию, англичане для своих 3 тысячи фунтов сейчас вводят:
М. БЕРГЕР - За какой период?
С. ЯКОВЛЕВ - За год учебы. Для иностранцев у них в разы больше.
Б. СТАРЦЕВ - Плюс питание, проживание, проезд.
С. ЯКОВЛЕВ - Что касается нашей программы, которая была создана бакалаврская по экономике вместе с Лондонской школой экономики в 1997 году, то мы ставили целью дать возможность сильным ребятам учиться некоторым и бесплатно, но вообще мы ищем студентов, которые могут успешно освоить программу и ее оплатить. У нас оплата дифференцирована в зависимости от успехов обучения от 2500 до 7500.
О.БЫЧКОВА - В год?
С. ЯКОВЛЕВ - Да.
С. ЯКОВЛЕВ - И там уровни идут.
М. БЕРГЕР - То есть чем лучше учишься, тем ближе к нижней планке.
С. ЯКОВЛЕВ - Совершенно верно.
М. БЕРГЕР - Это справедливо, хотя, конечно, деньги серьезные.
О.БЫЧКОВА - Это правда жизни, извините, что я так спрашиваю? Борис.
Б. СТАРЦЕВ - Это правда. Высшей школе экономики мы верим обычно.
О.БЫЧКОВА - Извините, у нас меркантильный разговор, мы никому не верим. Мы все время во всем сомневаемся, и мы ждем все, что нас кто-то: Простите за такой разговор.
Б. СТАРЦЕВ - Тогда я могу сказать, что получить эту нижнюю планку очень сложно. В этом и главная проблема.
О.БЫЧКОВА - Тут надо биться головой в буквальном смысле.
Б. СТАРЦЕВ - И отметим еще важный момент. Если ты получил право оплатить самую низкую цену, ее нужно каждый год подтверждать.
С. ЯКОВЛЕВ - Бывает когда после первого года получив, я всегда говорю что к нам легче поступить, чем учиться особенно с точки зрения оплаты. Получил оценки на вступительных экзаменах, но ведь человек волновался, а через год у нас экзамены не своими людьми принимаются преподавателями основные профессиональные, их принимают англичане независимые:
М. БЕРГЕР - То есть договориться с ним нельзя.
С. ЯКОВЛЕВ - И первый год были чудные звонки насчет того, как порешать эти вопросы. Есть такая болезнь в отдельных вузах.
Б. СТАРЦЕВ - Письменный экзамен.
С. ЯКОВЛЕВ - А так как эти экзамены независимые, это освежающий душ для преподавателей и студентов, то никто не ставит под сомнение, ну конечно ошибки у всех бывают:
О.БЫЧКОВА - Как себя чувствуют российские преподаватели на этом фоне? Не в смысле всех сюжетов договориться, а вообще в профессиональном смысле.
Б. СТАРЦЕВ - Фактически только они и работают. Вот в чем проблема.
С. ЯКОВЛЕВ - Российских преподавателей 250 человек прошло за эти годы через интервью, для того чтобы отобрать в международный академкомитет, куда люди из LSE, из Высшей школы входят:
Б. СТАРЦЕВ - LSE - Лондонская школа экономики.
С. ЯКОВЛЕВ - И сейчас костяк сложился, они чувствуют себя достаточно уверенно, все они работают со своими коллегами. Они не так известны, как LSE, пока и Высшая школа не такая известная, но в рамках своей страны это лидер национальный, очень динамично развивающийся. И когда создается эта критическая масса, работают с профессионалами, с иностранцами с коллегами, то это нормальная атмосфера для преподавателей.
Б. СТАРЦЕВ - То есть проще сказать, на зарубежных программах, по которым учатся люди в России, преподают не столько зарубежные, сколько российские преподаватели.
М. БЕРГЕР - Но проверка качества:
С. ЯКОВЛЕВ - И из Лондонской школы приезжают в течение года, даже читают лекцию студенту, послушать это же:
М. БЕРГЕР - Лондонская школа экономики это престижный университет. Не профтехучилище.
Б. СТАРЦЕВ - Это факультет Лондонского университета.
О.БЫЧКОВА - Тогда я должна вам сказать такую вещь, мне показалось, по крайней мере, из того, что вы говорите, что на самом деле такая форма обучения это не столько получение западного образования, это в большей степени получение западного диплома.
С. ЯКОВЛЕВ - Я бы сказал не так. Это, прежде всего форма развития конкурентоспособного уровня своего экономического, в данном случае образования с помощью ресурсов академиков из другой страны.
М. БЕРГЕР - То есть их программы участвуют.
С. ЯКОВЛЕВ - И их люди участвуют.
Б. СТАРЦЕВ - Они составляют программы, их учебники, их наработки.
С. ЯКОВЛЕВ - Отбираем вместе преподавателей, семинары проходят методически. Научно-исследовательская программа совместная. То есть создается академическая университетская атмосфера, которая порождает предпосылки для хорошей конкурентоспособной программы. И поэтому, прежде всего ребята имеют возможность получить очень хорошее образование. В таких случаях, когда у них преподавательский состав международный из России и из зарубежья.
О.БЫЧКОВА - Реплика с пейджера: 'Такие западные программы в России это пустая трата денег. На Западе с таким 'российским' дипломом без знаний страны и практики не возьмут на работу. А в России можно работать с российским дипломом, западная практика в России не нужна', - считает Илья из Питера.
Б. СТАРЦЕВ - На мой взгляд, это немного устаревшая точка зрения, что западня практика в России не нужна. Так считали в начале 90-х годов. Когда была дикая либерализация, приватизация и все прочее и западные принципы экономики, менеджмента действительно не работали. Сейчас, как опять же говорят эксперты, ситуация изменилась и люди с зарубежными дипломами востребованы. Но здесь проблемы не в том, что человек придет в некую компанию или госструктуру принесет диплом Лондонской школы экономики, и его оторвут с руками. Главное, что этот человек знает.
М. БЕРГЕР - И может участвовать в конкурсе на получение работы.
Б. СТАРЦЕВ - Естественно. То есть те люди, которые знают что, стоит за дипломом Манчестерского или Лондонского университета, Манчестерский университет тоже представлен в России, правда, на постдипломных программах, те работодатели, которые это понимают, они такого человека с руками оторвут. Конечно, могут быть исключения.
М. БЕРГЕР - Вопрос был в том, что всерьез на Западе эти дипломы не воспринимают.
С. ЯКОВЛЕВ - В данном случае я скажу, конечно, диплом диплому рознь. Но в нашем случае это оригинальный национальный диплом Лондонского университета.
Б. СТАРЦЕВ - Там написано:
М. БЕРГЕР - На лондонском языке с лондонскими печатями.
Б. СТАРЦЕВ - Там написано, что учеба в России?
С. ЯКОВЛЕВ - Нет, слова России нет. У них очень интересная система.
О.БЫЧКОВА - Это важно, чтобы там не было слова Россия.
С. ЯКОВЛЕВ - Они продвигали свое образование, как ни странно, для рабочих создавали эту внешнюю программу LSE по всему миру. То есть вы можете учиться по этим программам хоть: Мы и ставим себе целью повысить, говоря заумным языком профессиональную мобильность выпускников, чтобы не было проблемы выбора. У них шире горизонт принятия решения. Если я хочу в зарубежной фирме в Москве работать - могу, хочу в серьезной российской фирме - тоже могу, хочу поехать учиться в Гарвард - могу.
Б. СТАРЦЕВ - А многие у вас поехали в Гарвард учиться?
С. ЯКОВЛЕВ - В Гарвард нет, а в Лондонскую школу бизнеса и Лондонскую школу экономики у нас поехали учиться. В частности, первый случай на моей памяти в российском университете, чтобы выпускник бакалавриата нашей программы был принят на 'Пейдж-Ди', программу кандидатскую, скажем так, в Лондонскую школу бизнеса:
О.БЫЧКОВА - В аспирантуру.
С. ЯКОВЛЕВ - Света Ковальская, которой выдали денежную поддержку, исходя из ее заслуг.
М. БЕРГЕР - Из бюджета университета.
С. ЯКОВЛЕВ - Да, Лондонской школы бизнеса. У нас нет стремления экспортировать наших ребят туда, мы хотим, чтобы они выходили и шли учиться в магистратуру Высшей школы или работать здесь в Москве.
О.БЫЧКОВА - Но у них могут быть свои стремления. Кроме LSE , Борис какие еще вузы западные предлагают в Москве такие вещи и не только в Москве.
Б. СТАРЦЕВ - Таких учебных заведений сегодня достаточно много. По пальцам их не пересчитаешь. И здесь есть две разновидности таких программ. Первая разновидность как в МИЭФе это получение двух дипломов, не выезжая из России. Человек может поехать на летнюю школу или стажировку небольшую, но он имеет право получить два диплома здесь. Аналогичная программа есть в Московском университете Туро, там Туро-колледж, партнер американский, не столь известный, как Лондонская школа экономики, но все же. Есть другие программы по высшему образованию, которые строятся по схеме 2+2 или 4+1, или 3+1, то есть часть этого времени человек проводит в Москве и учится по совместной программе, а потом уезжает за границу. И два года учится там. Получается такой челнок. И таких программ тоже не так много.
М. БЕРГЕР - Они дороже.
Б. СТАРЦЕВ - Да, но они чуть подороже из-за того, что уехав за рубеж, человек платит там за проживание питание, но, например, есть такой Институт бизнеса делового администрирования при Академии народного хозяйства, они предлагают такую программу 2+2 с университетом Германии, Франции, Великобритании. И там человек платит около 7 тысяч долларов, и за год учебы в России и за год учебы за рубежом. Именно учебы без проживания, питания, то есть зарубежные партнеры делают скидку для российских студентов.
О.БЫЧКОВА - Что есть в смысле гуманитарного образования и что может найти для себя девушка, которая в совершенстве знает италийский язык, это вопрос с пейджера, и мы вернемся к нему через несколько минут.
НОВОСТИ
О.БЫЧКОВА - У нас есть вопросы на пейджере, но вначале я бы хотела потратить минуту, не могу этого не сделать и не ответить на вопросы тех, кто спрашивает совершенно о другом. Может ли случиться в России очередной банковский кризис. Это тема новостей сегодня одна из центральных. Михаил, как ты считаешь?
М. БЕРГЕР - Всякие обещания, предсказания подобного рода дело неблагодарное, говорить, что будет - безответственно, говорить, что не будет, - ну теоретически может все случиться. Вот не знаю, завтра банк повысит нормы резервирования, то есть суммы, которые банки должны держать в центральном банке и у них сразу станет резко меньше денег или еще какая-то еще ерунда случится и часть банков это не выдержит. Но эта волна неприятных слухов возникла после не очень осторожного заявления представителей нашей финансовой разведки российской, которые говорили, что есть, по крайней мере, еще 10 банков, сразу возникло подозрение, что есть список этих банков и что вообще там сильно все пахнет паленым. Но я обращаю ваше внимание на то, что причины, по которым отозвали лицензию у 'Содбизнесбанка' не финансовая, а криминальная. Это важная вещь. И там другой банк с ним связанный тоже вероятно включен в эту конструкцию. Поэтому экономических причин, я могу сказать совершенно определенно, для банковского, для системного банковского кризиса нет. Какие-то отдельные банки могут по каким-то своим локальным причинам перестать платить, такое может быть, но то, что вы называете банковский кризис, ничего подобного 1998 году в ближайшее время не произойдет. Это моя точка зрения.
С. ЯКОВЛЕВ - Мне хотелось бы согласиться.
О.БЫЧКОВА - Спасибо большое за этот комментарий. Мы конечно с удовольствием поверим тебе, а не тем, кто обещает нам всякие ужасы. Вот Мария, например, пишет насчет ужасов как раз: 'Посылали мы Чубайса Гайдара и Явлинского и прочих в Гарвард, - пишет Мария, которая видимо их туда и посылала, - и чему они научились, развалили всю страну, там будут учить, чтобы России было совсем плохо'.
М. БЕРГЕР - Если и был Гайдар с Чубайсом в Гарварде, то они читали лекции, а не учились там.
Б. СТАРЦЕВ - В России нужно было учиться по совместным программам.
О.БЫЧКОВА - Тут очень много разных вопросов. Про человека, который владеет итальянским языком, это дочь Лидии Федоровны приславшая нам вопрос. А еще бытовой французский. Какие у нее есть перспективы? Она не хочет быть экономистом, странная какая, она хочет выбрать другую специальность. Можно ли ее получить, учась у них?
Б. СТАРЦЕВ - У них в смысле, у нас в России.
О.БЫЧКОВА - Ну да. Оставаясь у нас.
Б. СТАРЦЕВ - С итальянским и французским языком, честно говоря, ничего такого именно по гуманитарным специальностям в голову сразу не приходит.
М. БЕРГЕР - Маловероятно, что это существует.
Б. СТАРЦЕВ - Есть, допустим, Коллеж Франсе в МГУ, но это немного другая история. Мне кажется, что если получать гуманитарное образование, не выезжая из России, то хотелось бы знать английский язык и для тех, кто владеет английским языком на уровне - читаю-пишу, есть программы постдипломного образования именно по гуманитарным наукам в Московской высшей школе социальных и экономических наук при Академии народного хозяйства.
О.БЫЧКОВА - 'А немецкий?', - спрашивает Роман. Причем он еще спрашивает про немецкие военные вузы, не объясняет почему.
Б. СТАРЦЕВ - Это в службы внешней разведки, наверное, надо обращаться. С немецким, да и с французским можно поступать на программы MBA, это подготовка мастера делового администрирования, магистра управления бизнесом.
С. ЯКОВЛЕВ - До мастера надо дойти.
Б. СТАРЦЕВ - Да, нужно иметь уже высшее образование. А на программу высшего образования чтобы с обязательным французским. Может быть, в Школе экономики что-то есть?
С. ЯКОВЛЕВ - С французским действительно, я рассказывал о МИЭФе о Высшей школе экономики, она так быстро развивалась в самом начале, сразу были три магистерские программы с Роттердамом с Голландией, с Францией и с Германией. С немецким языком есть, если я не ошибаюсь в Московском энергетическом институте, по-моему, программа. Но это можно на сайт выйти и посмотреть двойные программы и язык. Это не гуманитарные. А про гуманитарные, я скажу, не надо иногда замыкаться на идее совместной. Мы говорили про эти области, где было отставание. Если человеку нравится живопись или что-то такое гуманитарное, археология, пожалуйста, идите в университет и учитесь, и поезжайте на стажировку. Это очень хорошее сочетание.
Б. СТАРЦЕВ - У многих университетов достаточно таких программ, где есть зарубежные вкрапления. То есть, есть возможность поехать на стажировку в ту же Германию, Францию, а, уже поучившись несколько курсов: Я сам, например, таким же образом ездил на стажировку в Италию, когда учился в МГУ.
О.БЫЧКОВА - Еще один вопрос от Маргариты: 'Мой ребенок учился в Канаде. Один курс университета и вернулся в Россию. Что ему нужно, чтобы поступить к вам?'. Видимо, она имеет в виду МИЭФ.
С. ЯКОВЛЕВ - Самое интересное, что, говоря о том, что мы идем в Болонские процессы, интегрируемся со всей Европой, у нас пока документов, регулирующих переводы из других университетов в российские нет.
Б. СТАРЦЕВ - Тем более из канадского.
С. ЯКОВЛЕВ - Есть документы, регулирующие переводы из университетов российских. Это есть. Но по жизни Министерство эти вопросы решает, там есть соответствующее управление, сотрудники которого заняты легализацией таких дипломов. Пусть она придет к нам в институт, мы ей объясним, если она нас заинтересует. Она может поступить в институт, если документы все это подтверждают, она может продолжить обучение в российском вузе. В частности, у нас.
О.БЫЧКОВА - С английским языком у этого человека уже должно быть все неплохо. Илья из Питера спрашивает: 'На каком языке ведется преподавание и есть ли информация, сколько процентов студентов после окончания учебы получили работу за рубежом. Сколько остались работать в России?' Вы уже говорили об этом, но в целом, какая направленность.
С. ЯКОВЛЕВ - Большая часть здесь в Москве или учится или работает, 10%, наверное, едут за рубеж учиться.
О.БЫЧКОВА - А 90% остаются на родине.
С. ЯКОВЛЕВ - Да.
М. БЕРГЕР - Они здесь могут работать в западных компаниях в России.
С. ЯКОВЛЕВ - Мы такую задачу и ставим.
Б. СТАРЦЕВ - Сегодня они работают здесь, завтра уехали.
М. БЕРГЕР - Наиболее, кстати, конкурентные места - места в западных компаниях. Потому что: а) и оплата другая в среднем и б) школа для любого специалиста, который поработал несколько лет в западной компании. Он получит гораздо более высокую позицию в российской, чем:
С. ЯКОВЛЕВ - Очень хороший был в начале вопрос, на каких языках. Потому что когда человек решает, куда идти работать, ему неуютно, он аллергию чувствует, когда говорят, что надо будет на английском работать, он не готов к этому. У нас двуязычная программа. Ребята слушают лекции на английском языке, по всем базовым курсам сдают экзамены Лондонского университета на английском. Но русские учебники есть в библиотеке. И русский язык тоже присутствует.
М. БЕРГЕР - Русский присутствует - обратите внимание. Правильно, если западный диплом, то знание языка должно быть.
С. ЯКОВЛЕВ - И предметы на русском языке есть. Просто самое главное, чтобы двуязычие было, и терминология и та и та была человеку известна.
Б. СТАРЦЕВ - Госэкзамен у вас можно сдавать на русском и английском.
С. ЯКОВЛЕВ - Да, ученый совет обсуждал вопрос и когда утверждал программу госэкзамена по обычной русской программе, дали возможность студентам выбирать на русском языке или на английском сдавать госэкзамен. Большинство сдает на английском, а защита диплома проходит на русском.
О.БЫЧКОВА - Ирина присылает ответ той слушательнице, которая спрашивала про итальянский язык. Она говорит об итальянском центре в РГГУ, и отделение иностранного туризма. Вы знаете, что это такое?
Б. СТАРЦЕВ - Там много таких центров.
О.БЫЧКОВА - По крайней мере, поискать в этом направлении, наверное, можно. Еще раз возникают вопросы по поводу стоимости обучения, слушатели просят еще раз сказать, сколько это стоит. Около 7 тысяч в год.
С. ЯКОВЛЕВ - У нас стоит, я сразу скажу, 2500 будут платить 12 человек, 3500 будут платить 16 человек, и такими долями, квотами в зависимости от набранных баллов.
О.БЫЧКОВА - Чем лучше учишься, тем меньше платишь. А снижать вообще эти цифры?
Б. СТАРЦЕВ - Так их только повышают.
С. ЯКОВЛЕВ - Не совсем так. Мы в прошлом году приняли 4-х бесплатно вместо двух, как ученый совет установил. Нам помогли спонсоры. Если появляются спонсоры, мы снижаем оплату.
М. БЕРГЕР - Но это только для отличников, как я понимаю.
О.БЫЧКОВА - Ну что ж, будем, конечно, надеяться на то, что у нас не будет ни банковского кризиса, ничего такого, а цены за обучение, в том числе будут снижаться. Я благодарю наших гостей Сергей Яковлева, директора МИЭФ Высшей школы экономики, обозревателя 'ЕЖ' Бориса Старцева и главного редактора 'ЕЖ' Михаила Бергера, с которым мы в следующий понедельник вновь в 'Меркантильном разговоре'.
М. БЕРГЕР - Спасибо всем.

Комментарии Фейсбук Вконтакте