Дзен и искусство этики

Дата публикации

На новых семинарах слушателей программ МВА учат быть ответственными лидерами при помощи актерского мастерства, поэзии и психоанализа
На сегодняшний момент в системе управленческого образования не осталось никого, кто бы не знал, насколько серьезно серия скандалов (начиная с Enron и заканчивая Parmalat) "встряхнула" всю корпоративную Америку. Некоторые считают, что ответственность за устранение их последствий лежит на преподавателях ведущих школ бизнеса. Пытаясь исключить возможность подобных событий в будущем, рекрутеры объявили руководству бизнес-школ, что им теперь нужны не просто специалисты МВА, а настоящие лидеры. "Люди - это не просто набор профессиональных навыков", - говорит Нэнси Дж. Адлер (Nancy J. Adler), профессор менеджмента в канадском McGill University.
Теперь, когда "пыль" после большинства скандалов уже улеглась, а экономика вновь подает признаки жизни, преподаватели находят все новые решения для все той же старой проблемы: как научить человека быть харизматичным, вдохновляющим, готовым на риск и воспитать в нем высокие чувства морали? Адлер с коллегами по всему миру выступили со своими идеями, реализованными в новых учебных курсах программ МВА.
Вот несколько из таких примеров инноваций.

Художественный подход

Желание пробудить гуманность в слушателях программ МВА и позволить им по-новому взглянуть на роль бизнеса в улучшающемся обществе подвигло Адлер на разработку курса "Искусство лидерства", представленного в университете McGill осенью 2002 года. Занятия по этому курсу проходят с 9 утра до 5 вечера по выходным в течение трех недель подряд. На своих занятиях Адлер использует поэзию как катализатор дискуссий по жизненным дилеммам. Она использует и другие виды искусства (от литературы до скульптуры), чтобы описать и раскрыть слушателям суть таких качеств, как мужество, эмпатия и скромность. Одно из заданий для слушателей состояло в написании своей автобиографии так, будто они находились на финальном этапе своей жизни, а затем прочесть ее всем остальным участникам класса. Перед каждым занятием слушатели во главе с преподавателем проделывают комплекс упражнений гимнастики тай-чи.
Адлер, которая сама серьезно занимается живописью, уверена в том, что художественное самовыражение может затронуть гораздо более глубокие стороны личности слушателей МВА, чем просто разбор кейсов. Она говорит, что художники влияют на людей, заставляя их увидеть новые грани этого мира, и мотивируют их на перемены. Ее цель - научить этому своих студентов. "Бизнес должен строить позитивное общество, в котором ему будет проще добиваться успеха", - говорит она.
По словам самих студентов, Адлер ставит перед ними задачи, требующие креативных подходов, и заставляет их задавать себе непростые вопросы. "Это не занятия по искусству в полном смысле, - говорит Александра Шварц, выпускница VcGill 2004. - Домашние задания требуют от нас невероятных усилий по интроспективному мышлению, а это непростая задача для слушателей МВА, которые и так чрезмерно загружены другими теоретическими и математическими дисциплинами".

Комический подход

Сегодня появляется все больше курсов по выбору, в основе которых лежат различные направления искусства. Содержание этих курсов специально адаптировано для рассмотрения вопросов сферы бизнеса. Труппа импровизационного актерского искусства Mission Improvable предлагает свои мастер-классы по всем Соединенным Штатам, используя театральные приемы для обучения руководителей более широкому мышлению и тому, как успешно работать в группе. "Занятия по импровизации создают условия, способствующие тому, чтобы их участники вышли из своих искусственно созданных защитных оболочек, взглянули на себя со стороны и поняли, кем они на самом деле являются, - говорят Ллойд Алквист (Lloyd Ahlquist) и Джейсон Шоумер (Jason Shomer), директора Mission Improvable. - Во время обычных занятий по бизнесу эти навыки чаще всего оказываются невостребованными".
Этой осенью подобные методики ввели в свои программы Leonard N. Stern School of Business при нью-йоркском университете и Sloan School of Management  при Massachusetts Institute of Technology. Курс по выбору в школе Stern называется The Performance Manager. В нем театральные приемы используются для развития навыков общения. "Прелесть живого представления заключается в той энергетике, которая ощущается в помещении, где люди по-настоящему открываются друг перед другом", - говорит Патриция Боулер Кули (Patricia Bower Cooley), которая начинала свою карьеру как актриса, а теперь работает помощником профессора по управлению коммуникациями в Stern. В центре ее программы - занятия по пантомиме и целый день, проведенный в обществе комика-импровизатора. В ходе занятий слушатели развивают навыки проведения публичных выступлений и навыки межличностного общения. "Этот курс помогает научиться вдохновлять других людей", - говорит слушательница второго года обучения Хэл Кэшман (Hal Cashman).
Лакшими Балакандра (Lakshmi Balachandra), выпускница школы Sloan 2004 года, выступавшая когда-то в жанре импровизационной комедии, преподает в своей alma mater "Динамичное лидерство: Использование импровизаций в бизнесе". По ее словам, "импровизационные представления на сцене учат реагировать на неожиданные изменения в ситуации и позволяют повысить самооценку". Представленный изначально в форме однодневного семинара, курс эволюционировал до полугодовой программы по выбору. Основной вид деятельности слушателей на занятиях - импровизированные выступления и ассоциативное словотворчество. Балакандра говорит, что ее слушатели становятся более внимательными собеседниками и учатся предвосхищать дальнейшее течение беседы или дискуссии.
Слушатели программ бизнес-образования с радостью принимают участие в таких занятиях для построения действительно значимых для них отношений. Студент второго года обучения школы Stern Кирк МакКеон (Kirk McKeown), чьей специальностью додипломного образования был английский язык, старается использовать все возможности для дальнейшего развития своих этических взглядов, а также развития своего мышления помимо вычислительных навыков. "Навыки общения в большей степени определяют вас как личность, чем просто математика", - говорит МакКеон, записавшийся на курс по "динамичному лидерству".

Психоанализируй это

В том, что касается развития навыков общения, европейские школы на голову обходят своих коллег из Нового Света. Швейцарская International Institute for Management Development (IMD), например, еще с 1999 года предлагает для своих слушателей как часть  курса по развитию лидерства серию индивидуальных занятий с психоаналитиком, которого можно выбрать из одобренного администрацией списка.
Психоаналитики помогают студентам разрешить внутренние конфликты, анализировать свои сновидения и заглядывать в будущее. Слушатели получают кредиты по программе, если посещают все назначенные с психоаналитиком встречи. Но содержание их бесед остается строго конфиденциальным.
Джек Денфилд Вуд (Jack Denfield Wood), профессор IMD по лидерству и поведению в организации, сам является аналитиком школы Юнга. Он выступил инициатором введения этого курса по выбору, и, по его словам, он даже не знает, кто из слушателей с каким аналитиком встречается. Он ввел этот курс, потому что из-за повышенной нагрузки слушателям этой рассчитанной на год программы требовалось находить способы расслабиться внутренне и найти дополнительные пути внутреннего самовыражения. Он также принял решение о том, чтобы программа распространялась и на близких людей слушателей, поскольку члены их семей также переживали сильный стресс. "Когда люди обладают развитым самосознанием, они могут брать на себя больше ответственности, - говорит Вуд. - Когда мы не знаем себя, негативное в нашем сознании многократно проецируется и в конце концов мы начинаем винить все вокруг".
Выпускница IMD 2003 года Грейн Мосс (Grainne Moss) говорит, что выбрала этот курс, потому что считает поведение человека в своей карьере прямым результатом состояния его личности. Она хотела изучить свою внутреннюю сущность. "Если вы хотите, чтобы ваши специалисты МВА эффективно управляли компаниями с оборотом в $500 млн, то они должны понимать, почему по утрам они просыпаются раздраженными, - говорит Мосс. - Их раздражение может привести к неправильному решению". А это именно то, чего современные преподаватели постэнроновской эпохи стараются избежать.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте