Бизнес-образование дорожает. Доходы выпускников бизнес-школ тоже

Дата публикации

Бизнес-образование, полученное на Западе, нередко называют золотым билетом в карьеру. Однако это относится только к лучшим школам бизнеса. На этой неделе британская газета Financial Times опубликовала рейтинг ведущих мировых бизнес-школ. Из которого следует однозначный вывод: вложенные в бизнес-образование средства приносят все большую отдачу.
Последний рейтинг Financial Times -- самый представительный из всех, что когда-либо делала газета: в него вошли 75 школ вместо 50. В нынешнем году в рейтинг попали не только североамериканские и европейские школы, но и школы из других регионов, например из Австралии и Гонконга. Но первенство в подготовке профессиональных менеджеров по-прежнему держат американцы. Только две европейские школы -- London Business School (LBS) и французская INSEAD -- вошли в топ-10. Правда, это совсем не означает, что в Европе менеджеров учат хуже. Просто уровень исследований (один из основных критериев, по которым Financial Times оценивала бизнес-школы) в европейских школах в целом ниже, чем в американских. Кроме того, американцы имеют более богатый опыт в подготовке менеджеров. Первые программы МВА (Master of Business Administration), готовящие профессиональных менеджеров, возникли в США еще в начале века, в то время как в Европе они появились лишь в 60?70-х годах. А, например, британские бизнес-школы начали интенсивно развиваться только в 90-х годах. Однако темпы роста бизнес-образования в Европе были поистине впечатляющими. В той же Британии с 1990-го по 1994 годы число выпускников в 30 ведущих школах возросло с 4 000 до 6,7 000, а в 1995 году на МВА принято более 10 000 студентов.
Подсчитать общее количество бизнес-школ, действующих сейчас во всем мире, невозможно даже приблизительно. Зато вполне определенно можно сказать, что на мировом рынке труда высоко котируются дипломы не более 50 школ. Так, в США работают около 800 бизнес-школ, и только 360 из них имеют аккредитацию Американской ассоциации школ бизнеса (AACSB). Но лишь выпускники 25 лучших могут рассчитывать на блестящую карьеру. В Англии из 130 программ МВА аккредитованы лишь 30, мировую же известность имеют от силы десять. И наконец, не более двух-трех школ от каждой европейской страны могут рассчитывать на международное признание.
В последние годы в мире заговорили о падении интереса к МВА. Кое-кто даже сравнивает нынешнее положение в бизнес-образовании с ситуацией конца 80-х -- начала 90-х годов, когда тысячи "белых воротничков" потеряли работу, а европейские бизнес-школы лишились 15?20% абитуриентов. Однако, как показывает рейтинг Financial Times, нынешняя ситуация не дает поводов для пессимизма. Конкурсы в бизнес-школы растут, а зарплаты их выпускников и количество предложений о работе увеличиваются. Это объясняется не только растущим спросом на профессиональных управленцев, но и умением бизнес-школ быстро перестраивать свои программы в соответствии с потребностями бизнеса.

Программы изменяются

В последние годы в программах западных бизнес-школ наметилось несколько новых тенденций. Самое главное изменение стало ответом на процесс глобализации бизнеса -- школы становятся более интернациональными. Процент иностранных студентов год от года увеличивается. По словам эксперта по бизнес-образованию Вячеслава Давиденко, количество заявлений от американцев в бизнес-школы США в последнее время уменьшилось на 3?4%, а от иностранцев выросло в среднем на 30%. Так, в 1991 году среди студентов Wharton было 26% иностранцев, в 1998-м -- 31%, а в прошлом году -- уже 36%. Однако самыми интернациональными являются европейские школы: IMD (96% иностранцев), Rotterdam School of Management (90%), INSEAD (88%).
В своих программах бизнес-школы все больше ориентируются на международный бизнес. "Наши выпускники хотят быть 'глобальными менеджерами'",-- говорит Мейер Фелдберг, декан бизнес-школы Columbia University. Две европейские школы -- INSEAD и IMD -- поднялись в нынешнем рейтинге на две позиции именно благодаря усилению международных аспектов в программах. По этой же причине усилила свои позиции в рейтинге Wharton, перепрыгнувшая с 4-го места на 2-е и опередившая бизнес-школу Stanford. Некоторые школы начинают экспансию в другие регионы. Так, американская школа Fuqua недавно открыла отделение в Германии.
Интернациональный характер программ позволяет выпускникам бизнес-школ работать в любых странах мира. По данным Financial Times, около 68% окончивших IMD получают работу не в тех странах, где они жили до поступления. 83% обладателей дипломов INSEAD трудоустраиваются за пределами Франции. И наконец, каждый третий выпускник американских школ Darla Moore, Thunderbird и Wharton сейчас работает не в той стране, откуда приехал на учебу в США.
Еще одно новшество МВА последнего времени -- гибкость программ. Во всяком случае, самые актуальные курсы появляются в школах молниеносно. Например, с развитием информационных технологий во многих бизнес-школах появилась новая специализация -- "Электронная коммерция". Любопытно, однако, что выпускники бизнес-школ признают сильной стороной программ все-таки классические курсы. Например, 98% студентов школы бизнеса Chicago University и Stern назвали наиболее продвинутым курс финансов. А многие выпускники LBS отметили общий менеджмент и маркетинг.

Зарплаты растут

Отвечая на вопрос справочника Which MBA "Почему вы решили учиться на МВА?", 39% опрошенных ответили: "Потому что эта степень открывает новые карьерные возможности". Около 12% выбрали МВА в расчете на большие доходы по окончании учебы.
И эти ожидания не напрасны. Несмотря на слухи о переизбытке дипломированных менеджеров, обладатели дипломов МВА по-прежнему высоко ценятся на рынке труда. В среднем на одного выпускника европейской бизнес-школы приходится 3,1 предложения о работе, американской -- 2,6. Так, по данным журнала Business Week, каждый окончивший Wharton и Harvard получают в среднем 3,2 предложения о работе, а Krannert Graduate School -- 4,2.
Большинство выпускников МВА находят работу в течение трех месяцев после окончания учебы. Самый низкий показатель среди школ, присутствующих в рейтинге Financial Times (80% трудоустроенных в течение этого срока) у французской EAP (68-е место) и бизнес-школы гонконгского University of Science and Technology (70-е место). В первой же десятке рейтинга этот показатель не опускается ниже 90%.
Больше всего выпускников идут работать в финансово-банковский сектор (22,7%), затем следует консалтинг (19,1%), промышленность (11,6%) и телекоммуникации (15,7%). Однако, как показывает опрос выпускников бизнес-школ 1996 года, предпочтения обладателей МВА могут измениться. Так, если сразу после окончания школы в финансово-банковской сфере работало 22,5% выпускников, то спустя три года уже 24,2%. В то же время интерес к консалтингу уменьшился: из 22% выпускников 1996 года, выбравших этот сектор, в нем остались лишь 17,2% (см. график).
Еще одной тенденцией можно считать постоянный рост их зарплат. Как пишет Business Week, за последние три года средний компенсационный пакет выпускников лучших американских бизнес-школ вырос на 19%. Так, если в прошлом году выпускники Harvard Business School 1996 года зарабатывали в среднем $170 000 в год, то теперь -- $173 000. В Wharton эта цифра увеличилась с $152 000. до $160 000. Среди европейских бизнес-школ самые большие зарплаты гарантированы тем, кто получил диплом IMD -- $135 000 через три года после окончания школы.
Из выпускников бизнес-школ 1996 года 30 человек зарабатывают сейчас более $500 000 в год (13 из них -- около $1 000 000). Характерно, что 28 из этих 30 учились в Америке.
Кроме того, увеличивается разрыв между зарплатой студента до и после учебы в МВА: сейчас она различается в среднем в 1,5?2 раза.

Стоимость увеличивается

Однако растут не только зарплаты выпускников МВА, но и стоимость обучения в бизнес-школах -- в среднем на 5?10% в год. Так, если в позапрошлом году учеба в школе бизнеса Columbia Uniersity составляла $23 830 в год, то в прошлом -- $26 180. В Harvard за то же самое время учеба подорожала с $25 000 до $26 260 в год. Поскольку в США программы МВА в основном двухгодичные, умножьте эту сумму на два. И еще добавьте к ней расходы на проживание (обычно они равны стоимости обучения).
В Европе курс МВА обычно короче и, соответственно, дешевле. Так, десятимесячная программа INSEAD и восьмимесячная программа IMD стоят примерно $27 000. Поэтому многие считают европейские программы более выгодными, соотношение затраченных на обучение денег и полученного в итоге дохода в них самое оптимальное. Самой выгодной в этом смысле является ирландская Michael Smurfit. Испанская Instituto de Empressa занимает по данному показателю второе место, а затем идет IMD, которая, несмотря на высокую стоимость обучения и дорогую швейцарскую жизнь, в итоге приносит высокую финансовую отдачу. Выгодно также получать диплом МВА в Канаде: все четыре канадские школы, попавшие в рейтинг, входят по этому показателю в топ-25. Среди американских школ наилучшую финансовую отдачу приносит школа Krannert, предлагающая годовую программу МВА.
Тем не менее учеба даже в средних по стоимости бизнес-школах многим не по карману. Получить же финансовую помощь не так-то просто -- считается, что диплом МВА дает возможность хорошо заработать, и за это право студент должен сначала заплатить. Однако школы, заинтересованные в лучших студентах, все чаще готовы помочь им материально. Например, бизнес-школа Michigan University выделяет для этих целей $3,6 млн ежегодно, школа Darden -- $2,4 млн. Правда, на иностранцев американцы раскошеливаются не очень охотно: всего около десяти бизнес-школ США готовы предоставить им кредиты (Wharton, Stanford и другие).
У россиян есть еще одна возможность для финансирования своего обучения в бизнес-школах. Так, уже пять лет действует программа кредитования студентов из Восточной и Центральной Европы, которую предлагает ABN AMRO Bank и ЕБРР. Правда, воспользоваться ею могут лишь те, кто собирается учиться в европейских школах INSEAD, IESE, LBS и Rotterdam School of Management, а также в американской Michigan Business School. Также несколько кредитов предоставляет французская HEC School of Management.
Словом, престиж бизнес-школ сейчас настолько высок, что банкиры не боятся рисковать деньгами, кредитуя студентов. Однако поступить в ведущую бизнес-школу становится все сложнее. Например, если в позапрошлом году число анкет, присланных в бизнес-школу Stanford, превышало число мест в 16 раз, то в прошлом -- уже в 18. В IMD конкурс вырос с семи до девяти человек на место. И очевидно, получать качественное бизнес-образование на Западе в ближайшие годы будет все сложнее.

Комментарии Фейсбук Вконтакте