Программы IP помогают научиться слушать других

Дата публикации

Отрывок из дневника Магды Волчак (Magda Walczak), слушательницы МВА Австралийской школы менеджмента (Australian Graduate School of Management)

Для чего люди поступают на программы МВА? В первую очередь, чтобы получить знания, иметь возможность пройти стажировку, участвовать в программах международного обмена, продвинуться в карьере. Что-нибудь еще? Есть еще и soft skills, но обычно они не приходят в голову первыми.

Если бы мне сказали, что в течение моей первой недели в сиднейской Australian Graduate School of Management мне придется проходить личностное тестирование, играть в игры и учиться снимать стресс, я бы подумала, что мои взгляды на приоритеты этой школы были ошибочны, и еще раз задумалась бы о том, стоит ли мне там учиться.  

Вместо того чтобы с самого начала завалить нас таблицами и книгами, новых слушателей AGSM отправляют на обязательный недельный курс развития лидерских навыков. Это дало нам возможность познакомиться друг с другом и научиться работать вместе.

В конце концов, даже если вы являетесь ведущим экспертом в своей сфере, но не уметете строить общение, вдохновлять и давать обратную связь, никто не захочет работать под вашим руководством. Курс по развитию навыков управления с самого начала позволяет слушателям заложить фундамент собственного развития как лидера. И основной упор здесь делается на soft skills, чем зачастую жертвуют в американских школах, где все внимание отдается технической стороне обучения.

Навыки управления – одна из четырех интегрированных программ (IP), предлагаемых в AGSM в промежутках между учебными семестрами. В течение года слушатели должны пройти ее и еще две другие IP.

Этот курс подчеркивает одно из самых главных преимуществ обучения в AGSM – сотрудничество в процессе конкуренции. Я часто слышу рассказы об ожесточенном соперничестве между слушателями в других школах. Есть даже истории о саботаже внутри команд. Акцент на сотрудничестве и конструктивном лидерстве выгодно отличает обладателей степени MBA школы AGSM от выпускников других школ на рынке труда.

Весь курс основан на четырех управленческих компетенциях. Это знания, решение проблем, самоуправление и управление отношениями.

В начале недели мы работали в больших группах. Главный принцип этих  групп – высокая степень разнообразия участников, с которой мы сталкиваемся и в AGSM, и в процессе работы. Особый акцент в процессе занятий будет сделан на культурных различиях наиболее успешных компаний современности.

Второй день программы был посвящен личности и персональным особенностям человека. Тест Майерса Бриггса (Myers Briggs), например, позволяет дать количественную оценку личности по его/ее ответам на такие вопросы, как "Откуда вы черпаете энергию?", "Каким образом вы собираете информацию?", "Каким образом вы ищете решение проблемы?", "Как вы управляете неопределенной ситуацией?".

Мой тип личности классифицируется как "Логико-интуитивный экстраверт" (ENTJ – extrovert, intuitive, thinking, judging). Я рациональна, мыслю аналитически, я привержена собственным принципам, но иногда могу быть бесчувственной и подверженной стрессу. Хотя все это я знала и безо всяких тестов, остальные участники моей команды были удивлены своими результатами. Это заставило их по-новому взглянуть на многие вещи. Мне же стало интересно, сколько раз я бессознательно пыталась навязать другим членам команды свою точку зрения.

Как только мы научились уважать мнение других людей, мы перешли к эффективной коммуникации в свете управления конфликтом. Ключевым моментом было научиться правильно давать обратную связь.

Четвертый день был целиком посвящен командам, в составе которых нам придется работать в течение всего семестра. Для демонстрации сильных сторон каждого члена команды были использованы ролевые модели Белбина (Belbin). В роли "инициатора" и "организатора" я должна не забывать прислушиваться к мнению остальных, если они хотят внести в проект свои коррективы.

В завершение недели мы смогли применить на практике все то, чему мы научились в процессе создания группового плана действий на будущий семестр. Туда должны быть включены пункты об основных принципах функционирования группы, о возможных проблемах в ходе работы и о том, каким образом их можно будет устранить.

Транснациональная культура была общей для всех членов команды, несмотря на все различия, о которых мы узнали в течение недели. Управленческие навыки помогают людям стать хорошими лидерами, способными строить общение, мотивировать, вдохновлять и давать обратную связь. Из-за личностных предпочтений каждого человека эти навыки не могут развиваться сами собой. Организаторы программы AGSM знают это, и поэтому обучение начинается именно с этого курса, который открывает глаза на многие вопросы.

Обучение не прекращалось и после окончания курса. Тренеры и консультанты, которые вели занятия, встречались в течение семестра с каждой из команд, чтобы обсудить работу в коллективе и решить возникшие проблемы. Они также предлагали слушателям индивидуальный коучинг.

Ценность навыков управления стала для нас очевидной, когда стали известны крайние сроки сдачи работ, а объемы и интенсивность текущих заданий стали причиной для развития сильного стресса. Как сказал один из слушателей, мы уже "были готовы оторвать друг другу головы". Именно тогда нам и пригодились техники обратной связи и "разбора полетов" по итогам текущей работы. Через полгода обучения на программе мы остаемся друзьями и смогли многому научиться друг у друга.

Теперь мы практически каждый день используем навыки, полученные на IP по развитию навыков управления. В процессе создания команд для обучения на курсах по выбору слушатели старались следовать принципам Белбина. Для этого в команду подбирали тех, кто будет генерировать идеи, сильных руководителей и хороших исполнителей.

В третьем семестре уже полным ходом идут мероприятия по рекрутингу, и хотя мы всего на полпути к степени МВА, все много думают о своей дальнейшей судьбе. Навыки управления и здесь оказываются весьма полезными, так как мы стараемся правильно воспринимать обратную связь и в соответствии с этим строить свои дальнейшие действия.  

Вне всяких сомнений, ценность интегрированных программ гораздо выше их стоимости, особенно учитывая их продолжительность и интенсивность. В этом году помимо навыков управления нам предлагаются IP по управлению в действии, этике бизнеса, корпоративному управлению и интеллектуальной собственности.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте