Дистанционное бизнес-образование: все зависит только от вас

Дата публикации

В среде профессионалов и руководителей дистанционное образование становится все более популярным, хотя выбрать подходящую программу очень непросто.
Уилл МакКендри (Will McKendree) надеется закончить программу МВА Kelley School of Business при Indiana University уже в августе 2005 года, а еще через год он собирается получить степень магистра в области финансов. 26-летний работник среднеатлантического регионального представительства компании J Crew надеется, что эти две степени дадут ему больше шансов для карьерного роста в мире розничной торговли. 
Но, в отличие от слушателей МВА в традиционном понимании, МакКендри слушает лекции профессоров, находясь от них на расстоянии в 500 миль, поскольку его программа - Kelley Direct Online MBA. Если бы не Интернет, о получении образования не могло бы быть и речи, ведь его расходы теперь включают еще и выплаты по кредиту за новый BMW. "Я не могу позволить себе менять привычный образ жизни, чтобы ехать учиться в бизнес-школу", - говорит он.

Неслышное обучение

МакКендри - один из тех, кто использует Интернет для прохождения дистанционных программ бизнес-образования. И число участников таких программ постоянно растет. По результатам опроса, проведенного в 2001 году журналом BusinessWeek, дистанционное обучение с помощью почты или Интернета предлагала 81 бизнес-школа. К 2003 году их число выросло еще на 10, а среднее количество слушателей на каждой программы - почти в два раза (с 45 до 85 соответственно).
Гибкость - вот главная причина, по которой профессионалы отдают предпочтение сетевому образованию. Вместо того чтобы мчаться после работы на вечерние занятия, слушатели дистанционных программ могут заниматься где угодно и когда угодно. "Довольно сложно иметь полную занятость на работе и при этом успевать посещать занятия в школе", - говорит Роберт Миллер (Robert Miller), 41, руководитель службы тренингов U.S. Air Force. Он живет в Техасе и, когда его дети идут спать, подключается к порталу University of Massachusetts' Isenberg School of Management.
Повышение доверия к дистанционным программам связано с тем фактом, что американские корпорации все чаще используют их для обучения своих сотрудников. В General Motors (GM) на онлайновых программах учится около 150 человек. В United Technologies (UTX) более 30 сотрудников проходят обучение по программе MBA Kelley Direct, а более десяти уже получили степень. Директор технического образования United Technologies Стивен Биглеки (Stephen Bieglecki) сообщил, что в течение 2004 года его компания потратит на магистерские бизнес-программы $12,9 млн, причем 28% обучающихся сотрудников будут получать свою степень через Интернет. И каждый год, добавляет он, этот процент будет расти.

Доказательство успеха

Поддержка дистанционных программ со стороны корпораций явилась также причиной роста их популярности в течение последних двух лет. Kelly Direct, начинавшая в 1999 году с 14 участниками, теперь набирает около 500 слушателей. Доходы от программы в 2003 году превысили $7 млн. Для сравнения, в 1999 году эта цифра составляла лишь несколько сотен долларов, говорит Ричард Магжука (Richard Magjuka), руководитель персонала Kelley Direct. University of Massachusetts получает сегодня в десять раз больше заявлений на дистанционное обучение, чем на программы формата part-time.

Вопрос качества

Тем не менее не все программы одинаковы. Некоторые из них, как программы University of Phoenix, обычно называют for-profit. Чаще всего они имеют региональную аккредитацию. Другие, имеющие более серьезную академическую направленность, аккредитованы специальными организациями вроде AACSB-International. Аккредитация AACSB, в первую очередь, означает, что в школе имеется высококлассный преподавательский состав. "Школам, построенным по нетрадиционным схемам, намного труднее доказать, что они отвечают всем принятым стандартам", - говорит Милтон Блад (Milton Blood), управляющий директор службы по аккредитации AACSB.
Аккредитация, однако, тоже не снимает все вопросы. Программы University of Phoenix, не имеющие аккредитации AACSB, пользуются большим спросом. Получив в свое время разрешение от Высшей комиссии по образованию, в 2003 году этот университет зачислил на свои программы online МВА 15047 человек, на 65% больше по сравнению с 2002 годом. Программы for-profits легче справляются с растущим объемом заявлений, принимая на работу преподавателей, работающих в определенной сфере бизнеса, а не профессоров. Это позволяет школе значительно сократить свои расходы и сэкономить массу времени.
"Преподаватели из профессионального мира... могут дать нашим студентам очень много", - говорит Дэниел Гамбургер (Daniel Hamburger), президент Keller Graduate School of Management при DeVry University. Среди слушателей его школы около 680 "виртуальных" студентов. Таким образом, говорит он, специалисты МВА получают "образование реального мира".

Угнаться непросто

Программы академической направленности несклонны жертвовать качеством занятий для повышения числа слушателей. Кроме того, они должны помнить о тех требованиях, которые им предъявляют университет и советы по аккредитации. В результате страдают показатели по зачислению.
Программа Internet MBA Warrington College of Business при University of Florida построена на принципе for-profit, но количество мест на ней ограничено и составляет всего 150. "Каждый год мы можем открывать лишь один новый класс МВА", - говорит Джон Крафт (John Kraft), декан Warrington. Дело в том, что их программа Internet MBA длится два года, и каждый семестр требует двухдневного пребывания на кампусе для проведения презентаций и тестирования. Для повышения интереса к программе, по словам Крафта, школа намерена вскоре открыть новые классы для студентов из Европы и Азии.

"Яблоки и апельсины"

В то время как традиционные программы МВА, требующие пребывания на кампусе, часто подразумевают прохождение основных курсов и курсов "по выбору", некоторые программы МВА дистанционного обучения, как WebMBA при University of Georgia, принимают решение вовсе отказаться от предметов по выбору. Программа WebMBA длится 18 месяцев, а не два или даже два с половиной года, как многие другие. Программа МВА University College при University of Maryland также не подразумевает никаких курсов "по выбору".
"Закончить программу в сжатые сроки - большой плюс для наших слушателей, - говорит Сэл Монако (Sal Monaco), руководитель кафедры МВА в University College. - Сравнивать 30- и 50-балльные программы МВА - это то же самое, что сравнивать яблоки и апельсины".
Дистанционным курсам, требующим от слушателей полные 50 или 60 баллов, нужно потрудиться, чтобы доказать общественности, что их качество не уступает эквивалентным очным программам. Директор преподавательского состава W. P. Carey MBA-Online Program М. Джонни Рунтусанатам (M. Johnny Rungtusanatham) говорит, что каждый семестр сравнивает количество баллов, набранных студентами-очниками и теми, кто обучается дистанционно. По его словам, показатели успеваемости и тех и других одинаковы. "Нашим слушателям на кампусе и тем, кто учится дистанционно, предъявляются одинаковые требования. Тем, кто выбирает себе программу для обучения с помощью Интернета, нужно тщательно взвесить все сильные и слабые стороны предлагаемых курсов".

Опыт имеет значение

Калибр участников дистанционных программ МВА весьма неоднороден, что еще больше усложняет процесс выбора, поскольку не ясно, насколько опыт и знания сокурсников будут вам полезны. Марица Альварез (Maritza Alvarez), 37, участница программы University of Phoenix' Оnline MBA, говорит, что "ожидала от других участников определенного уровня знаний и образованности", но некоторые в качестве своих проектов предоставляли весьма низкосортные работы.
Действительно, поступить на программу Phoenix MBA проще, чем на многие другие, где аппликанты должны не только сдать GMAT, но и иметь определенный опыт работы. Всего около 65% слушателей программы Phoenix MBA успешно заканчивают полный курс. В University of Florida эта цифра выше - 81%. Причем Phoeniх, который большинство своих программ предлагает в виде интернет-курсов, не собирается что-либо предпринимать, чтобы повысить эти показатели. "Так и должно быть. Мы не собираемся отказываться от нашего статуса открытого университета. То, кем вы стали в 35 лет, может не иметь ничего общего с тем, кем вы были в 21 год", - говорит Брайан Мюллер (Brian Mueller), генеральный директор University of Phoenix Online.
Несмотря на массу удобств, интернет-программы МВА имеют ряд недостатков. Для начала, они не слишком дешевы по сравнению с очными программами. Согласно данным BusinessWeek, в 2003 году средняя стоимость МВА "по сети" равнялась $29000, а средняя стоимость программ part-time - $30000. Очень немногие организации, предоставляющие образовательные кредиты, станут работать с теми, кто собирается учиться дистанционно. И если программа не предусматривает очных сессий на кампусе, ее участники вряд ли смогут встретиться со своими сокурсниками.

Беспристрастность системы

Недостаточное количество ресурсов - еще одна проблема. Когда в апреле 2004 года Марица Альварез обнаружила у себя рак груди и ей необходимо было пройти курс лечения, она не знала, к кому в школе ей нужно обратиться. К тому времени ей осталось всего четыре из пятнадцати курсов программы. После разговора с администратором она получила стандартный e-mail, в котором говорилось, что ее исключат, если она в течение недели не возобновит занятия. "Это было проявлением какой-то безликости, - говорит она. - Никто даже не позвонил".
Теперь она планирует возобновить занятия в августе, чтобы закончить программу. Теперь она знает, что требуется для получения степени. "Все, чего я могу в итоге добиться, зависит исключительно от меня".  

Комментарии Фейсбук Вконтакте