Дело к диплому

Дата публикации 25.06.2009

Еще на втором курсе мы с ребятами решили, что к окончанию вуза хотим иметь собственный бизнес, - рассказывает 21-летний выпускник ГУ - ВШЭ Денис Лизунов. - Сначала мы создали маленькую телекоммуникационную компанию, но потом продавать «железки» надоело, и мы решили сделать интернет-стартап«. Специальность Дениса - менеджмент, а возглавляемая им команда, в которой есть выпускники и аспиранты физфака МГУ им. Ломоносова и факультета цифровых систем и технологий Московского государственного университета печати, разрабатывает интернет-сервис Openlim, позволяющий сразу нескольким пользователям совместно работать в разных приложениях с текстами и мультимедиа. «В самом начале мы создали общую копилку, в которую каждый положил свои средства. Лично я вложил все, что заработал на телекоммуникационном бизнесе. В общей сложности у нас получилось около 100 тысяч долларов, которые мы тратим на техническую поддержку проекта». Регулярную зарплату участники пока не получают, однако, по словам Дениса, у проекта уже есть потенциальные инвесторы. В числе десяти других проектов Openlim участвует в финале конкурса «Бизнес инновационных технологий» (БИТ-2009), победители которого будут объявлены в пятницу, 19 июня.

Окончить с компанией

По данным мониторинга «Бизнес и образование - 2009» (опрошены 163 вуза и около 50 компаний-работодателей), представленного в марте Российским союзом ректоров, сотрудничество бизнеса и образования идет на убыль. Почти в два раза снизится в этом году объем финансирования компаниями целевой подготовки студентов. Сокращаются инвестиции в совместные образовательные программы и научные разработки. Число вузов, уверенных в трудоустройстве своих выпускников, в этом году упало на 10%. Один из возможных выходов для молодых людей - попробовать создать собственный бизнес, будучи еще студентами. В этом могут помочь как государственные программы, частные конкурсы бизнес-планов, так и бизнес-инкубаторы, открывающиеся при вузах и технопарках. «Плохие условия на рынке - отговорка, - говорит директор по инвестициям фонда AddVenture Елена Масолова. - Студенческое время дает возможность начать бизнес без значимых потерь, так как нет давления вроде того, что «надо искать серьезную работу». В этом же уверен Денис Лизунов: «Во-первых, можно понять, предприниматель ты или нет. Во-вторых, не так страшно совершить ошибку. Еще есть время впереди».

Число вузов, уверенных в трудоустройстве своих выпускников, в этом году упало на 10%

Люди важнее идеи

Возрастных ограничений для участников БИТ'а не существует, однако, по оценкам одного из организаторов конкурса Игоря Пичугина, студентов среди них не меньше половины. Возрастной лимит от 18 до 28 лет установлен крупной программой «У.М.Н.И.К» государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ее направления - биотехнологии, медицина, приборостроение и другие, включая информационные, технологии; перспективные бизнес-планы отбирают эксперты на многочисленных встречах, проходящих по всей стране. За два с половиной года существования программы поддержку получили почти две с половиной тысячи проектов.

БИТ работает с тем же сегментом технологического предпринимательства, однако задуман иначе: внимание здесь направлено в первую очередь на качество и бизнес-потенциал команды, а не на научную оригинальность разработки.

Прототипом российского конкурса стал MIT $100K (результат двадцатилетнего существования конкурса, проводимого Массачусетским технологическим институтом - выросшие из студенческих команд 120 компаний). За шесть лет существования БИТ значительно расширил свою географию: у него возникли пять региональных представительств, а также внутривузовские в ГУ - ВШЭ и Финансовой академии. В этом году из-за кризиса у основного конкурса нет денежного приза, а команды-победители получат гранты на обучение. Однако большинство, считает Пичугин, участвует скорее ради возможности продемонстрировать свой проект российским инвесторам, входящим в жюри, а также американским - на международном конкурсе бизнес-планов IBTEC, куда отправится победитель.

Площадка и среда

Открывшиеся при многих российских вузах бизнес-инкубаторы - еще одна возможность поддержать на первый порах жизнь малых предприятий, основанных, как правило, с целью внедрения научных разработок. «Вначале инкубаторы просто сдавали предприятиям площади в аренду, - рассказывает руководитель программы Intel по взаимодействию с вузами России Алексей Николаев. - Но сейчас возникло новое поколение технопарков и инкубаторов, которые кроме того дают реальные консультации, помогают налаживать связи с экспертами и инвесторами, например с Содружеством бизнес-ангелов России». В бизнес-инкубаторе при Московском физико-техническом институте (МФТИ) работают 15 компаний-резидентов, а их сотрудники могут получить бесплатное бизнес-образование и консультации по предпринимательской деятельности. Примерно 50% из них, говорит куратор бизнес-инкубатора МФТИ Виктор Сафронов, студенты. «Оценить эффективность бизнес-инкубирования пока невозможно, поскольку выборка в России слишком мала, - считает Сафронов. - У нас практика инкубирования зародилась только два-три года назад, а самые успешные центры внедрения технологий имеют в запасе не более трех проектов. Но вот, например, в Силиконовой долине путь от идеи до рынка - от трех до пяти лет для IT, около восьми лет для hi-tech».

Посещавший образовательные мероприятия вузовских бизнес-инкубаторов студент Московского государственного технического университета им. Баумана Борис Веденский остался ими доволен. Диплом, который он сейчас защищает, представляет собой проект рекомендательного интернет-сервиса «СвоСло», рецензент был найден не по совету научного руководителя, а самостоятельно в IT-сообществе HabraHabr. После защиты Борис планирует превратить его в стартап и, возможно, будет развивать его в одном из бизнес-инкубаторов.

Еще один вариант - использовать собственный вуз как площадку для внедрения. «Эти ребята сделали в Физтехе институтский принт-сервис, - рассказывает основатель и председатель совета директоров компании ABBYY Давид Ян о трех предприимчивых студентах МФТИ. - Они расставили принтеры в корпусах, объединили их в локальную сеть, написали софт, интегрировали с платежной системой. И теперь каждый студент, аспирант, преподаватель, - все, кому часто нужно распечатывать конспекты, работы или курсовые, - может сделать это на принтере, рядом с которым в настоящий момент находится, оплатив печать средствами со своего счета. Сервис пользуется огромной популярностью, а в период сессии позволяет студентам распечатывать десятки тысяч страниц в сутки. Мы заключили с ними контракт и перенесли разработку в рестораны, где установлена наша компьютерная система управления».

Будет непросто

Интерес ABBYY к студенческим проектам объясним, в том числе, и историей самой компании: в 1989 году студент IV курса МФТИ Давид Ян встретил программиста и будущего партнера Александра Москалева. Спустя год их фирма выпустила свой первый электронный словарь, а сейчас это крупная международная IT-компания, имеющая 900 сотрудников и офисы в 9 странах. «Тогда нам самим нужно было создавать спрос и рынок, которого не было, - рассказывает Давид Ян. - Сейчас рынок существует, однако практически в любой области есть сильные компании-конкуренты, и как следствие, стала важна высокая степень профессионализма игроков. Студенческие стартапы могут пробиться на рынок, только наметив какое-то новое "поле для битв", то есть удовлетворив те потребности, которые не охватили их конкуренты». Недостаток опыта, соглашается Елена Масолова из AddVenture, одна из причин, по которой инвесторы могут отказать студенческому проекту. Из семи стартапов, имеющихся в портфеле фонда, студентами был сделан только один Roomix.ru (онлайн-моделирование интерьеров).

«Из 300 заявок, которые получает фонд, примерно половина приходит от студентов. Но по правде говоря, это не лучшая половина», - говорит Масолова. Шестилетний опыт БИТа показывает, что интересные идеи или разработки чисто студенческие команды выдвигают нечасто, рассказывает Игорь Пичугин. Однако так же редко команды, состоящие из одних ученых, создают из своего проекта реальный бизнес: «Зачастую самые удачные команды, побеждавшие в БИТах, складывались из студентов и маститых ученых и изобретателей. Первые способны написать хороший бизнес-план и правильно "упаковывают" то, что предлагают вторые».

«Вузы раньше не интересовались бизнес-разработками своих студентов, тем более, что по текущему законодательству они не могли стать соучредителем стартапа, - говорит Алексей Николаев из Intel. - Сейчас же обсуждается законопроект, который даст университетам возможность учреждать стартапы, и вокруг вузов должен возникнуть пояс молодых инновационных предприятий». Но и в этом случае основным остается вопрос, как вуз сможет распорядиться деньгами, чтобы мотивировать студентов заниматься предпринимательством, уверен куратор бизнес-инкубатора МФТИ Виктор Сафронов: «Если законопроект будет принят, вуз сможет входить в проекты как венчурный инвестор, обеспечивая покупку спецоборудования и прототипирование. Но это лишь техническая сторона вопроса. 75% успеха любого проекта - команда».

Комментарии Фейсбук Вконтакте