Как попасть в "большую пятерку"

Дата публикации

- Анна, принимаете ли вы в принципе студентов и выпускников?

- Да, мы принимаем на работу и тех, и других. Что касается студентов, то мы берем студентов-старшекурсников, перешедших на четвертый курс, и тех, кто получил степень бакалавра. Работая неполный день, они в дальнейшем становятся магистрами и начинают трудиться в полную силу. Их мы принимаем, в основном, в аудиторский отдел, так как он у нас самый крупный. Потом в зависимости от ваших способностей и склонностей можно перейти в другие отделы.

- Каким требованиям должны удовлетворять претенденты?

- Мы требуем наличия соответствующего образования - экономического или финансового. Также необходимо хорошее знание английского языка. Наконец, нужны определенные личные качества - например, умение адаптироваться в новой команде, в другой обстановке, иногда в довольно жестких условиях (как в случае с совмещением учебы и работы). Мы смотрим на их умение подстраиваться под других, слушать собеседников, перенимать опыт. Мы приветствует проявление лидерских способностей. Опыт работы не требуется.

- Когда производится отбор и в какой форме он проходит?

- Отбор проводится раз в году. Обычно, в конце весны мы публикуем объявления о конкурсном наборе в ряде газет - например, в The Moscow Times. Выбор этот не случаен: наши будущие специалисты должны свободно владеть английским, поэтому мы полагаем, что раз они прочили и поняли объявление на иностранном языке, у них есть шансы успешно пройти все этапы конкурса. Кроме газет, мы размещаем информацию о наличии вакансий на нашем сайте, а также распространяем анкеты как через наш офис, так и на днях карьеры, ярмарках вакансий и прочих мероприятиях такого рода. Наконец, нам можно просто присылать резюме в свободной форме по электронной почте или по факсу. Написано оно должно быть на английском языке. Желательно приложить так называемое сопроводительное письмо, в котором описываеся, как вы представляете себе свою карьеру, какие личные качества позволяют вам надеяться, что вы сумеет работать у нас и пр. Нам необходима либо анкета, либо резюме.

- Что происходит с теми, кого выбрали по результатам анализа анкет?

- В мае мы их тестируем. Сначала претенденты проходят 45-минутный тест на знание основ российского бухучета, включающий очень широкий диапазон вопросов, часть из которых сформулирована по-английски, и несколько задач. В принципе, в его заданиях нет ничего каверзного, чтобы с ними справиться, достаточно лишь знаний теории.
Вторая часть - это тест на знание английского языка поскольку работа у нас предполагает большой объем общения с иностранными компаниями и сотрудниками-иностранцами. Мы часто используем оксфордские тесты (Oxford Placement Test), включающие аудирование и задания на грамматику. Также проверяются навыки письма на иностранном языке.

- Сколько человек остается по результатам этого этапа?

- Мы отбираем порядка 60 человек, которые допускаются к собеседованиям. Первое из них обычно проводит российский менеджер, второе - иностранный, или наоборот. Затем кандидат беседует уже с менеджером из высшего звена компании. На заключительном этапе проходит встреча с партнером - руководителем нашей аудиторской практики. На нем задаются вопросы по знаниям системы западного бухучета (GAAP), оцениваются личностные качества - коммуникативность, умение работать в команде и т.д. Их наличие очень важно для нашей компании, так как часто работу надо делать срочно, надо быть готовым по первому зову выехать или вылететь в достаточно отдаленное место, работать в жестких временных рамках.

- Сколько же претендентов проходят все эти испытания?

- Обычно мы принимаем 10 человек в год. Столько, к примеру, было отобрано в прошлом году, а в 2000 году мы планируем взять уже 15 человек. Тем, кто благополучно прошли все три этапа и получили положительные оценки менеджеров, делается предложение о приеме на работу (job offer). В целом весь процесс отбора занимает полтора-два месяца.

- Какие должности получают эти счастливчики?

- Они могут претендовать только на должность помощника аудитора (auditor assistant) - самую "младшую" позицию в нашей компании. Обычно пять-шесть человек из числа принятых являются студентами и не имеют возможности работать полный день, поэтому они трудятся неполную рабочую неделю. Мы их называем интернами (intern). На период сессий им предоставляются учебные отпуска.

- Студенты каких вузов лучше всего проходят конкурс?

- Сложный вопрос, поскольку не хотелось бы никого обидеть... Если говорить в целом, то при отборе в отдел аудита лучшие результаты демонстрируют студенты и выпускники Финансовой академии, экономических факультетов МГИМО, МГУ, Академии им. Плеханова, Академии управления. Также можно отметить неплохие результаты студентов МФТИ и МВТУ им. Баумана. Мы относимся к ним с большим вниманием.

- Каковы особенности работы в вашей компании?

- В первую очередь, стоит отметить, что Deloitte&Touche - международная компания, поэтому для новых сотрудников может открыться международная карьера. Однако на первом этапе - это многочисленные командировки по России и странам СНГ. Позже это могут быть уже поездки за рубеж.
Карьерный рост напрямую зависит от того, сколько было проработано "деловых сезонов" - в аудиторских компаниях так называются самые напряженные периоды, длящиеся с октября по конец мая. В течение "делового сезона" приходится работать очень много.
Еще одна из особенностей - предоставление нашему персоналу право перехода на другие позиции в компании. Например, в прошлом году два человека из административного состава, получив дополнительное образование и успешно пройдя тестирование, перешли в аудиторский департамент.

- Проводите ли вы какое-то дополнительное обучение персонала?

- Да. Мы придаем большое значение квалификации наших специалистов. С первых же дней работы в компании все новые сотрудники проходят дополнительное обучение как внутри компании, так и за ее пределами. Следует отметить, что одним из условий успешной карьеры в Deloitte&Touche является получение международного бухгалтерского сертификата - американского CPA или британского ACCA. Чтобы получить их, сотрудники за счет компании проходят программу обучения. Им также оплачиваются учебные пособия и расходы, связанные с перелетами.
Каждый год у нас проходят профессиональные семинары, на которых сотрудники приобретают профессиональный опыт и навыки. Проводятся также и семинары по английскому языку. Есть программы стажировок за рубежом для тех, кто проработал как минимум два "деловых сезона". Наши сотрудники направляются работать в другой офис компании Deloitte&Touche: в Канаду, в США, в Великобританию.
"Новички" - это отдельный разговор. Все они должны пройти через семинар "ориентирование для новых сотрудников". Мы знакомим их с политикой компании, с правилами внутреннего распорядка, с подходом к работе. "Новые кадры" учатся также обращению с нашей корпоративной разработкой - специальной компьютерной программой АS-II, составляющей гордость фирмы.

- Как осуществляется контроль за профессиональными успехами ваших сотрудников?

- Как правило, в конце весны проходит аттестация персонала. Мы смотрим на то, как человек проработал во время делового сезона. Кроме того, за новыми сотрудниками в течение года наблюдают наставники. Они вводят "новобранца" в работу, курируют его во время работы над проектами, проводят анализ его деятельности, подсказывают необходимое.
В мае подводятся итоги общей аттестации за год. В зависимости от этого принимается решение, например, о повышении в должности. Некоторым сотрудникам указывают на недостатки в их работе, говорят, над чем нужно поработать.
После первого года работы можно перейти на следующую ступень. Эта позиция называется "ассистент-2", то есть помощник-аудитор второго года работы. На следующий год человек переходит на позицию "аудитор-3", и т.д.

- Как вы думаете, каких знаний или навыков больше всего не хватает нашим студентам?

- В первую очередь, им недостает опыта международного общения, умения адаптироваться к чужой культуре и окружению. Не следует ограничиваться только культурой, заложенной в тебе с детства, нужно уметь перенять и учитывать в работе то, что свойственно другим. Так как у нас много международных клиентов, то перечисленные выше качества очень важны.
Мы пришли к выводу, что необходимо проводить семинары по межкультурному общению, которые бы помогали российским сотрудникам учитывать особенности западной культуры.
Тем не менее, у нас в России очень хорошее образование, и с ним можно достаточно легко учиться за рубежом.

- Что бы вы посоветовали молодым людям и девушкам, которые думают о своей будущей жизни и хотят найти хорошую работу?

- Я бы посоветовала им проявлять инициативность. Обидно, когда молодые люди, перед которыми все пути открыты, не пользуются свои положением, не стремятся достичь чего-либо. Они ждут , когда к ним придут и что-то предложат.
Из профессиональных качеств, я бы посоветовала обратить внимание на изучение бухучета и английского языка. Безусловно, важно развивать в себе умение общаться с людьми, дипломатичность, умение находить компромиссы. Для нас также очень важно, чтобы будущие специалисты имели представление об Интернете, поэтому хотелось бы, чтобы им регулярно пользовались.

- А в целом, на ваш взгляд, перспективно ли сейчас работать в России?

- Судя по тому, что сейчас у нас увеличился набор по сравнению с прошлым годом, можно с уверенностью сказать, что рынок улучшился. Мы рассчитываем на то, что бизнес будет развиваться, и в будущем наша страна будет представлять собой огромный перспективный рынок. Сейчас карьеру быстрее можно сделать в России. Появляется все больше людей с соответствующим образованием, владением английским - растет конкуренция, и это очень хороший показатель.
Deloitte&Touche является компанией международной сети "Делойт Туш Томацу", на которую по всему миру работает около 90 тысяч сотрудников. Офисы компании находятся в более чем 130 странах. Компания входит в "большую пятерку" ведущих аудиторских и консультационных фирм. Клиентами "Делойт Туш Томацу" являются примерно 20% крупнейших корпораций мира, включая таких гигантов, как Microsoft, Procter&Gamble, Coca-Cola, General Motors и др. В России компания начала реализовывать разные проекты еще в конце 80-х годов. Представительство в Москве было открыто в 1990 году. В настоящее время имеются офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве (Украина), Алматы (Казахстан) и Тбилиси (Грузия).

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте