Darden GSB. Беседа с председателем приемной комиссии Донной Кларк

Дата публикации

Дона Кларк (Dawna Clarke), председатель приемной комиссии бизнес-школы Университета штата Вирджиния, рассказывает о том, что ее команда хочет видеть в заявлениях поступающих.
29 января 2002 года нашем гостем была г-жа Дона Кларк (Dawna Clarke), председатель приемной комиссии Дарденской бизнес-школы при Университете штата Вирджиния (Darden School of Business, University of Virginia, названа в честь Колгейта Уайтхеда Дардена Младшего, Colgate Whitehead Darden, Jr., экс-губернатора штата Вирджиния и конгрессмена), занимающей 12-е место в последнем рейтинге бизнес-школ журнала BusinessWeek. Прежде, чем придти в Дарден на должность заместителя председателя приемной комиссии в 1990 году, г-жа Кларк работала в приемной комиссии Бизнес-школы им. Кенана-Флаглера при Университете штата Северная Каролина в г. Чейпл-хилл (Kenan-Flagler Business School, University of North Carolina at Chapel Hill).
Г-жа Кларк, заступившая на должность главного Дарденского "привратника" в 2000 году, имеет магистерскую степень, полученную в университете штата Северная Каролина. Нижеследующее - фрагменты беседы г-жи Кларк с корреспондентом BusinessWeek Брайаном Хиндо (Brian Hindo):

В: Вы сейчас как раз готовитесь к четвертому и пятому срокам подачи заявлений в Дарден - 10 февраля и 11 марта. Бытует мнение, что чем позднее подаешь заявление, тем сложнее поступить. Это так?

О: В целом я бы советовала потенциальным студентам подавать заявления пораньше, т.к. в такой ситуации у вашего заявления больше шансов привлечь особое внимание приемной комиссии. Однако, мы специально резервируем места в наборе для тех, кто подает заявления к более поздним срокам подачи.

В: Стоит ли сейчас, в текущей экономической ситуации, идти в бизнес-школу?

О: Да, именно сейчас и нужно идти, так как многие предсказывают, что скоро в экономике наступит большой подъем. Сейчас экономика себя чувствует не столь хорошо, как нам бы хотелось, но, думаю, ко времени окончания нашей школы выпускники окажутся в гораздо более выгодном положении.

В: Сколько людей подали заявления к вам?

О: В настоящий момент число заявления на 4% ниже, чем было к той же дате в прошлом году, но мы фиксируем этот небольшой спад после двух лет 10-процентного роста. Что же касается качества нашего образования, то оно только улучшилось - нам пришлось хорошенько поработать, так как уровень поступающих к нам значительно подрос.

В: В чем это выражается?

О: Наиболее объективная оценка - средний балл GMAT по школе и средний университетский средний балл по школе. И та, и другая цифры неуклонно росли в течение последних четырех лет. Нам в приемной комиссии также кажется, что и из своего опыта работы наши студенты стали извлекать больше пользы.

В: Можете ли вы что-либо рассказать мне о тех студентах, которых вы уже приняли в этом году? Они чем-либо отличаются от тех, кого вы принимали в прошлые годы?

О: Что касается типа студента, то я не вижу больших отличий. Мне кажется, что, поскольку у нас в Дардене очень сильная программа по менеджменту, к нам все время идут очень разные люди. Не могу сказать, чтобы был какой-то перекос в сторону доминирования студентов из какой-то конкретной сферы бизнеса или из какого-то конкретного региона.
Есть, правда, один параметр, который медленно, но меняется - это рост числа студентов-иностранцев, поступающих в Дарден. В данный момент 47% наших заявителей - граждане иностранных государств.

В: А что было в прошлом году?

О: В прошлом году их было 44%.

В: Из какой части Америки к вам идет больше всего людей?

О: В прошлом году из принятых нами на курс студентов 27% приехали из-за границы. Американцев же больше всего с северо-востока - около четверти набора. 19% - жители Вирджинии, хотя это не очень надежный показатель, так как многие из них живут в Вирджинии временно. Что я имею в виду? Допустим, вы родом из Бостона, получили работу на Капитолийском холме, и, чтобы не ездить далеко, селитесь в Вирджинии - это не делает вас коренным вирджинцем. 6% людей с атлантического побережья, 5% со среднего запада, 7% с юга, 9% с тихоокеанского побережья.

В: Назовите, пожалуйста, тройку сфер бизнеса, из которых к вам приходит большинство студентов.

О: У нас очень много поступающих из консалтинга. Но это не новость, уже много лет это так. Больше всего людей к нам идет из сферы консалтинга и финансовых услуг.

В: Надо ли в этом видеть следствие массовых увольнений в этих сферах бизнеса?

О: Соглашусь с вами. Начиная с прошлого года, число поступающих с опытом работы в консалтинге начало расти, особенно много людей к нам пришло из ныне покойной компании "Arthur Andersen". [Компания "Arthur Andersen", главный аудитор обанкротившейся компании Enron, прекратила свое существование вскоре после скандала с Enron - прим. ред.]

В: Кто ваши главные конкуренты за студентов?

О: Те, кто идут к нам, подают заявления также в школы им. Така и им. Келлогов, также в Стэнфорд, но чаще всего в Гарвард.

В: В Дардене, в отличие от других школ, где используют  и традиционные методы, учат только на материале контрольных примеров. Сказывается ли это каким-либо образом на том, как вы оцениваете поступающих, на вашем отборе?

О: Мы придаем очень важное значение личному собеседованию. Думаю, мы делаем на этом больший акцент, чем кто бы то ни было из наших коллег. Примерно 99% поступивших в Дарден прошли через собеседование либо с членом приемной комиссии, либо со студентом второго курса или выпускником.
Да, мы преподаем только на материале контрольных примеров, именно поэтому мы придаем собеседованию такое значение. Нам очень важно, чтобы студенты сами участвовали в процессе обучения, так что их коммуникативные навыки - ключевые для нас. Мы также полагаем, что для менеджера навыки общения - самые фундаментальные, а оценить их наличие, не проведя личное собеседование, весьма непросто.

В: Студент может попасть на собеседование только по личному приглашению?

О: Нет. С начала августа по 1 марта студенты могут пройти собеседование просто так, в порядке общей очереди - достаточно придти к нам. Более того, чтобы пройти собеседование, вам не нужно даже подавать заявление - нужно лишь, чтобы кто-либо из комиссии был свободен. Вот после 1 марта и до конца июля, когда объем работы резко возрастает, мы проводим собеседования только по приглашениям.

В: Может ли студент поступить к вам, не пройдя собеседования?

О: Такого не бывает. Если человек, поступающий к нам, выглядит, на наш взгляд, достойно, но не прошел собеседование, мы или устроим ему собеседование с нашим выпускником, или пригласим к нам в кампус лично.
В этом году мы запустили новую программу под названием "Зимние каникулы" (Winter Break Visits). Мы попросили наших студентов-иностранцев - конкретно из 13 разных стран Европы, Азии и Латинской Америки - поехать на зимние каникулы к себе домой и провести собеседования с потенциальными студентами из этих стран. Всего они провели 265 собеседований, чем оказали грандиозную услугу приемной комиссии.

В: Что вы можете сказать о собеседованиях, проводимых по телефону?

О: Мы стараемся избегать такого, если только наш потенциальный студент не живет в стране, где нет ни одного нашего выпускника. Максимальное число телефонных собеседований в год у нас - 10. Мы всеми силами поощряем потенциальных студентов лично посетить Дарден - и дело тут не только в нашем удобстве. В получение степени MBA приходится вкладывать столько сил и средств, что каждому потенциальному студенту весьма полезно лично посетить школу и посмотреть, что там и как.

В: Есть ли преимущества у вирджинцев, поступающих к вам?

О: Мы - госучреждение, так что мы принимаем во внимание то, из какого штата к нам поступает человек, однако, это не слишком влиятельный фактор. Происхождение действительно влияет на нашу оценку, но лишь в малой степени.

В: Расскажите, пожалуйста, о темах ваших сочинений.

О: Первое сочинение должно быть посвящено рассказу о том, с какой целью поступающий хочет получить степень MBA и каким образом именно обучение в Дарденской школе может помочь ему достичь своих кратко- и долгосрочных целей. Тема второго сочинения звучит так: "Дарденская школа хочет видеть в каждом своем наборе уникальных людей, будущих лидеров. Каким образом участие в наших занятиях вашей уникальной личности поможет нам сделать процесс обучения более качественным, как ваше участие обогатит школу и как все это поможет вам добиться успеха?".
Третья тема сформулирована следующим образом: "Опишите нам случай, когда вам удалось успешно проявить свои лидерские качества, или успешно принять сложное решение, или достичь иного успеха. Как этот случай повлиял на развитие вашей карьеры и вашей личности?". Четвертая тема свободная. И, скажу вам, это моя любимая тема. [В Дардене можно написать и пятое, дополнительное, но необязательное сочинение с целью изложить школе дополнительную, но важную с точки зрения поступающего информацию. - прим. ред.].

В: Какие реально выбранные темы четвертого сочинения больше всего убеждают вас, что их автора нужно взять?

О: Я обожаю сочинения на свободную тему, т.к. вы никогда не встретите два одинаковых сочинения. Некоторые просто берут тему сочинения, требуемую другой школой, и вставляют уже написанное для нее сочинение. Мы это легко опознаем, т.к. обычно многие поступают в другие школы и берут темы четвертого сочинения из их требований.
Но если человек решает подойти к этому вопросу серьезно, то это блестящая возможность показать нам что-то такое, о чем поступающий не мог нам рассказать в рамках других частей процесса поступления. В прошлом году несколько человек написали нам сочинения про то, как события 11 сентября изменили их жизнь. Некоторые рассказывают нам о том, как их родители воспитывали их и прививали им систему ценностей, которая поможет им в будущем быть хорошими менеджерами. Я испытываю подлинное удовольствие, видя, как поступающие творчески подходят к этой теме.

В: Получается, главное здесь - быть оригинальным и показать собственную личность во всей красе?

О: Оригинальным быть необязательно, главное быть искренним. Лучшие наши студенты брали тему, которая в общих чертах формулируется так: "В моей жизни был такой-то поворотный момент, и я хочу вам о нем рассказать".

В: Кажется, что в третьем и втором сочинении вы требуете от студента рассказать вам о том, есть ли у него лидерские качества?

О: Так и есть. Потенциал к лидерству - вот то, что нас интересует. Мне кажется, многие пугаются этих тем, так как им еще не приходилось оказываться на месте лидера и принимать важные решения - но не нужно бояться этих тем, нам важен не только реальный лидерский опыт, но и потенциал поступающего. Многим поступающим всего 26 лет, они могут рассказать о случаях, когда им приходилось брать инициативу на себя в более мелком масштабе. Мы можем также судить о наличии у них лидерских качеств по рекомендациям.

В: Как вы уже сказали, вы преподаете только методом изучения контрольных примеров. Как в этом свете вы смотрите на молодых студентов без опыта работы? Вы их принимаете?

О: Верно, у нас все построено исключительно на контрольных примерах, так что поступающему очень полезно пару-другую лет поработать, чтобы получить опыт, о котором они смогут рассказать своим коллегам в классе. У нас были студенты и 24 лет от роду, и 40-летние. Верно, можно оказаться молодым студентом и привлечь наше внимание настолько, что мы такого сразу возьмем, но в общем случае два года работы - это минимум для нас.

В: Как студенту лучше всего показать вам, что он подходит Дардену?

О: Лучший способ - придти на собеседование, где у вас будет 45 минут беседы один на один с нашим представителем, которому вы сможете рассказать и о вашем прошлом, и о том, что вы узнали о других бизнес-школах, выбирая себе ту, в которую будете поступать.
Чем четче поступающий объяснит нам, почему его интересует именно Дарден, тем сильнее он нас убедит в том, что его нужно брать. Это можно сделать, хорошо написав сочинения, но собеседование - тоже отличная возможность.

В: Насколько важен для вас балл GMAT?

О: Студенты к нам идут все более сильные, так что и балл GMAT становится для нас все более важным. Мы рассматриваем целый ряд параметров, балл GMAT лишь один из них. Мы смотрим на средний балл в университете, и на рекомендации, и на сочинения, и на результаты собеседования, и на опыт работы. Средний балл GMAT по Дардену в данный момент равняется 683. 5% наших студентов имеют балл GMAT, не превышающий 600, а есть и те, у кого балл GMAT равняется 780. Как видите, разброс весьма широкий; этот факт должен навести поступающих на мысль, что если у них невысокий балл GMAT, то они могут скомпенсировать его в наших глазах достижениями по другим направлениям.

В: И какие же достижения по другим направлениям убедили вас взять те 5% студентов, у которых балл GMAT ниже 600?

О: У каждого из них было за душой что-то такое, что делало их исключительными. Возможно, у них был отличный университетский средний балл, возможно, отличный опыт работы и блестящие рекомендации; короче говоря, у них было что-то такое в их досье, что заставило нас взглянуть на них в целом, а не только на балл GMAT.

В: Каким образом вы оцениваете заявления?

О: Заявление проходит два чтения, затем поступает на принятие окончательного решения.

В: Кто проводит первое чтение? Студенты или персонал?

О: Студенты не читают заявлений вообще. Мы очень серьезно подходим ко всему этому, так что нам не кажется, что студентов надо привлекать к чтению заявлений - главное для них, все-таки, учиться. Студенты-второкурсники проводят собеседования, верно, но заявления читает только персонал приемной комиссии.

В: Я так понимаю, что заявление проходит первое чтение, в процессе которого рецензент делает в нем какие-то отметки, на которые должен обратить внимание второй рецензент. Верно?

О: Верно, но отметки просто служат подтверждением того, что процесс чтения - целостный. К заявлению мы прилагаем две дополнительных страницы, где наши рецензенты суммируют академические успехи заявителя, его опыт работы, рекомендации, сочинения, другой жизненный опыт, научную деятельность, результаты собеседований.

В: После того, как заявление прочитал второй рецензент, куда оно поступает и кто принимает окончательное решение?

О: Оно поступает обратно в приемную комиссию, где окончательное решение принимаю я или один из моих заместителей.

В: У программы Дарденской школы репутация весьма академически насыщенной. Вы согласны?

О: Верно, программа наша не из легких, но она направлена на достижение определенных целей, так что преподаватели очень внимательно следят за тем, чтобы студенты успевали по ней. У нас здесь все придерживаются того мнения, что студентам приходится очень от многого оказываться, чтобы инвестировать в себя как можно больше, и поэтому мы стараемся, чтобы из своей учебы у нас они извлекли максимум пользы. Мы нагружаем студентов весьма значительно, но администрация школы прилагает все усилия, чтобы эта нагрузка была сбалансированной - чтобы они тратили время не только на учебу, но и на клубную деятельность, посещали лекции знаменитых людей, приезжающих к нам, искали работу (собственно, ради этого они и пришли к нам).

В: А какого человека вы не возьмете в Дарден?

О: Иногда к нам пытаются поступить люди, у которых просто блестящие перспективы и которые обязательно добьются успеха в жизни - но, однако, не в области менеджмента. Мы хотим видеть доказательства того, что поступающий к нам хорошо умеет работать в команде. Об этом нам рассказывают рекомендации. Тот, у кого нет значительного опыта работы в команде или тот, кто предпочитает работать один, не подходит нам.

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте