Дания по обмену

Дата публикации

Идею о поездке на учебу за границу я вынашивала, холила и лелеяла около полутора лет. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, студенткой которой я и по сей день являюсь, имеет прочные связи с десятками вузов Западной Европы. На первый взгляд, поехать на семестр в один из них по программе обмена студентами достаточно легко, для этого надо всего лишь вовремя прийти в наш Международный центр и написать заявление. Да, еще претенденты проходят отборочный экзамен на знание английского языка. Он проводится в три этапа, за каждый из которых претендент получает определенное количество баллов. Они суммируются, и набравшие максимальное количество наделяются приоритетным правом выбора страны и вуза стажировки.

Но вот тут-то и выясняется, что мест слишком мало, а желающих слишком много. К тому же имеет место абсолютное несовпадение спроса и предложения. Идя на отборочный экзамен, я грезила о маленькой цветущей Голландии, бизнес-школе в Гааге и шенгенской визе в паспорте. Но судьба распорядилась иначе. Несмотря на то что по количеству баллов я попала в первую пятерку, мест в Голландии мне "не хватило".

Датскую Copenhagen Business School (СВS) я выбрала из предложенных мне альтернатив потому, что она оказалась единственным учебным заведением, расположенным в столице европейского государства. На тот момент мои представления о Дании ограничивались, по большому счету, сказками Андерсена, оставшимися от курса истории средней школы эпизодическими знаниями о викингах да вкусом пива марки Carlsberg и Tuborg. Потом я никак не могла втолковать своим новым иностранным друзьям, что выбрала Копенгаген "just by chance", ведь они-то всегда строго следуют расписанному на много лет вперед плану жизни, в котором нет места необдуманным поступкам и крутым виражам судьбы!

что такое датский экзамен

Система обучение в бизнес-школе оказалась простой. Примерно со второго курса студентам даруется полная свобода выбора предметов. То же касается и вопроса о посещении лекций и семинаров. Преподавателям как будто все равно. Но, как известно, свобода — понятие весьма относительное. В данном случае она требует от студентов очень высокой степени ответственности и организованности. Сделал ты домашнее задание или нет — никого вроде бы и не интересует, но на экзамене редко что-либо остается неучтенным. Так что распространенный у нас метод изучения материала в форме отксерокопированных накануне лекций в ночь перед экзаменом в датских условиях абсолютно неприменим. Я пробовала.

Как правило, экзаменационный балл не есть конечная оценка за прослушанный курс. Конечная оценка — средневзвешенное от оценки за экзамен (40%), активной и результативной работы на семинарах (25%) и сделанных в течение семестра презентаций и кейсов (35%). Этим и объясняется практически 100-процентная посещаемость.

Для успешной сдачи экзамена знаний лекционного материла недостаточно. Да этого материала как такового и нет. На датских лекциях никто не строчит до онемения конечности. Обычно преподаватель исходит из предположения, что студенты уже ознакомились с соответствующей главой учебника (страниц этак на 50-70) самостоятельно, поэтому он ограничивается размышлениями "по теме". Для успешной сдачи экзамена необходимо вдоль и поперек изучить учебник и дополнительный материал, представляющий собой увесистую папку ксерокопий различных статей. Около двух третей прочтенного дома на занятиях вообще не затрагивается. Поэтому сначала у меня складывалось впечатление, что вовсе и не обязательно к каждому занятию осваивать такой огромный объем информации. Уверяю вас, что на первом же экзамене я глубоко пожалела об этом.

Основной акцент делается на развитии у студентов умения применять полученные теоретические знания на практике. Поэтому по каждой дисциплине изучается большое количество примеров из бизнес-практики (кейсов). Они разбираются в группах по 3-4 человека, в большинстве случаев назначаемых преподавателем без учета предпочтений самих студентов. Создается мини-melting pot (плавильный котел) из студентов различных рас и национальностей. Работать в таких группах с малознакомыми людьми не всегда легко, но одной из главных задач датского образования является именно обучение студентов работе в коллективе при любых обстоятельствах. И если по каким-либо причинам у студентов не идет совместная деятельность и они просят преподавателя поменять им группу (что случается очень редко), их шансы получить высокую оценку за выполненную работу значительно снижаются.

Еще одна отличительная черта учебного процесса — так называемые projects. Это что-то типа наших курсовых работ. Пишутся они также в группах и направлены на овладение практическими аспектами изучаемого материала. Например, по предмету "Управленческий учет и финансовый контроль" (Management Accounting and Financial Control) нам было дано задание самим найти компанию, желающую сотрудничать, и описать ее систему управленческого учета, провести анализ, найти проблемы и слабые места функционирования системы и предложить пути стабилизации. По предмету "Анализ финансовой отчетности" (Financial Statement Analysis) нам досталось писать масштабную работу по реально действующей компании, которая включала анализ отрасли, место и перспективы фирмы, анализ выбранной стратегии ведения бухгалтерской отчетности, финансовый анализ текущего положения дел, прогноз уровня прибыли на ближайшее будущее и его обоснование. Презентация и защита такой работы — это, фактически, конечная оценка за курс. Наверное, нет надобности объяснять полезность таких работ и их влияние на уровень квалификации выпускников.

О преподавателях CBS — отдельный разговор. Большинство из них — специалисты-практики, имеющие еще и преподавательский опыт. Например, мне читал лекции Тод Джонсон — глава департамента ценных бумаг в ведущей брокерской компании, имеющий степень MBA London Business School. Другой преподаватель, Йенс Лауринтсен (Jens Lauirintsen), был директором по маркетингу в крупной финансовой компании, занимающейся датскими платежными системами. Третий преподаватель, Джефф Грамлих (Jeff Gramlich), был приглашенным лектором Гавайского университета. Ранее он читал свой курс студентам программы МВА и в СВS продолжал преподавание в том же стиле, подчас забывая, что студентам СВS с точки зрения опыта работы в бизнесе еще далеко до студентов МВА. Но мы стойко терпели, потому что ценили.

Кстати, в Дании принята 13-балльная шкала оценок. 13 — это потрясающе, а все, что ниже 6, — неуд.

кто такой buddy

В помощь всем иностранным студентам, которых приезжает по 300 человек в семестр, в школе существует так называемая система Buddy. Она заключается в том, что датские студенты добровольно и совершенно бескорыстно берут на свое попечение 1-2 приехавших по обмену собратьев и оказывают им дружескую поддержку. Обязанностью студентов-buddy является сопровождение подопечного с первых шагов по датской земле: встреча в аэропорту, уже с ключами от общежития, показ окружающей местности, помощь в адаптации и решении бытовых проблем. Мой buddy Кристиан Калкар, когда я тщетно ждала его в аэропорту, преспокойно догуливал свои каникулы в Турции. Впоследствии я видела его ровно два раза на школьных вечеринках с бесплатным пивом. Такие вот они, горячие датские парни. Мне пришлось самой искать пути-дорожки к общежитию с непонятным названием Emdrup, да и все остальное тоже делать самой.

Быть exchange student — это не только, а для кого-то и не столько обучение, но и наслаждение всеми прелестями студенческой жизни, порой в весьма гротескном ее проявлении. В первую очередь, это проживание в студенческом общежитии, атмосфера которого зачастую больше напоминает сумасшедший дом, чем место жительства без пяти минут финансовых аналитиков, банкиров и топ-менеджеров. Тут надо бы сделать небольшую оговорку. Как такового кампуса и собственного общежития СВS не имеет. Общежитие Emdrupborgkollegeit, где предлагается жить части иностранных студентов, фактически принадлежит датской Королевской педагогической школе, а СВS арендует только один этаж. Остальные три этажа представляют собой модель высокоорганизованного датского общества в миниатюре: везде царит чистота, порядок и тишина. Наш первый этаж был как заноза в пятке для датской общественности. Мало того, что мы непрерывно являлись источником губительного для датского уха количества децибел, чудовищная неустроенность нашего быта (а точнее, наплевательское к нему отношение) крайне негативно сказывалась и на психическом здоровье местных обитателей.

Всякого входящего на наш этаж неизменно встречали стройные ряды огромных черных мешков с мусором. Добровольцев заниматься этой проблемой находилось немного. Далее путь следовал на кухню, помещение, не превышающее своими габаритами размеры кухонь московских многоэтажек. Вообще-то, на этаже было две кухни, но все 30 человек по необъяснимой причине прикипели душой именно к этой и, охотно втискиваясь в помещение площадью 11 квадратных метров, предпочитали времяпрепровождение в нем посещению пабов и других развлекательно-увеселительных заведений. Вся кухонная утварь, перекочевав в единственную раковину для мытья посуды еще в первую неделю, так и покоилась там почти до конца семестра, никому не мешая и никого не раздражая. И если вдруг у кого-нибудь возникала надобность в чистой посуде, то ее, чистую посуду, можно было заполучить только путем известных манипуляций с исходной, грязной. Правда, к середине семестра мы достигли значительного прогресса — вывесили график дежурства и неуклонно ему следовали, так что посуда у нас мылась аж дважды в неделю!

Познакомившись с интернациональным составом нашей кухни, я надеялась перепробовать кулинарные изыски всех стран мира. Но оказалось, что пристрастия большинства местных обитателей относились скорее к вариациям на темы "спагетти с чем-нибудь сверху" (то есть с соусом из всего, что Бог послал) и "сэндвич с чем-нибудь сверху" (идея та же), или же синтез обоих блюд — тост с разогретыми макаронами, оставшимися со вчерашнего ужина. Иногда встречались просто-таки шедевры кулинарной фантазии: яичница на поджаренных огурцах, бутерброд с маслом и картофельными чипсами, размазанные по тосту из черного хлеба бананы. Все это обильно запивалось неизменным пивом Tuborg, фабрика которого находилась неподалеку.

Проживание в этом "безбашенном" месте сопровождалось ночными оргиями, случавшимися на редкость регулярно. Возвращаясь ли из паба часа в четыре утра, отходя ли просто ко сну после тихо проведенного вечера в коридорно-кухонной системе нашего этажа, полные сил и здоровья студенты постоянно обнаруживали у себя потребность излить не истраченную за день энергию. Поэтому мы самозабвенно начинали играть в "коридорный баскетбол при луне", несмотря на предрассветный час и мирно спящее меньшинство. В результате все трепетно относившиеся к своему сну покинули общежитие в первые же недели. Остались лишь те, кто регулярно принимал участие в такого рода мероприятиях, и те, кому съезжать было некуда. Последние со временем перекочевали в стан первых. День перепутался с ночью, учеба незаметно растворилась в многочисленных party, и семестр пролетел незаметно.

Оценивая этот опыт, я радуюсь, что я получила навыки адаптации к не самым простым условиям жизни и разрешения межнациональных конфликтов. Главное, что мне дала учеба в Дании, — это умение находить компромиссное решение в, казалось бы, совсем тупиковых ситуациях. Так что теперь мне гораздо легче жить.

Комментарии Фейсбук Вконтакте