Цена в степени

Дата публикации

Средняя стоимость двухгодичной программы МВА уже превышает $60000. И все же большинство слушателей уверены в том, что преимущества степени стоят таких затрат.
Когда Сара МакНили (Sarah McNeilly) получала свой диплом Wharton School в 1998 году, ее затраты на обучение составили $51000. Сразу после выпуска она получила работу консультанта, а ее зарплата оказалась в три раза выше, чем до бизнес-школы. Николас Йосс (Nicolas Ioos), ее партнер по бизнесу, поступил на ту же программу в 2004 году. За обучение он заплатит уже $70000. Кроме того, время "доткомовского" бума миновало, и никто больше не может гарантировать ни работу, ни высокую зарплату. "Есть лишь определенные промежутки времени, когда МВА обеспечивает положительный возврат инвестиций", - говорит Сара.
Стоимость обучения в последнее время выросла практически во всех бизнес-школах. Несмотря на то что программы оперируют мультимиллионными оборотами, представители школ утверждают, что прибыли от оплаты обучения покрывают менее половины общегодовых затрат, что делает повышение цен абсолютно неизбежным. Ежегодный рост стоимости степени МВА для слушателей составляет 4-7%, и в 2004 году средняя цена полного двухгодичного курса перевалила за $60000. Эта цифра не включает в себя затраты на проживание, покупку литературы и студенческие сборы, что в сумме может составить дополнительные $10000 или еще больше.
Большинство школ, предоставивших сведения о своих программах для базы данных BusinessWeek Online, сообщили о запланированном повышении стоимости обучения. Kenan-Flagler Business School объявила о повышении стоимости двухгодичной программы на 10,7% (до $67000), Michigan Business School - на 8,7% ($75376). Tuck School of Business планирует получить от слушателей класса 2006 по $77715, что на 9% больше по сравнению с классом 2005. По всей видимости, это самая дорогостоящая программа после Harvard Business School ($78200).

Меньше клиентов

По всему миру число заявлений на программы МВА сократилось, и бизнес-школы всерьез обеспокоены тем, что падение продолжится, если они не найдут способ убедить потенциальных кандидатов в том, что степень МВА - удачная сделка. В Калифорнии из-за дефицита бюджета высшего образования дорожают даже государственные школы.
Стоимость одногодичных программ МВА Haas School of Business при University of California-Berkeley в 2004 году выросла на 17% и достигла уровня $33750, а University of California-Irvine's Graduate School of Management подняла цены на 26% -  до $33900. Выпускники 2006 года в этих школах заплатят за свое обучение по крайней мере $67500, хотя, по всей вероятности, во время второго года обучения цены будут расти еще. "Программы МВА вынуждают поднимать стоимость обучения, причем опрос о финансовой поддержке со стороны правительства все еще остается открытым", - говорит Пит Джонсон, директор приемной комиссии Haas.
Конечно, повышения цен необходимы для улучшения качества услуг и ремонта зданий, но в ведущих школах главная статья расходов - привлечение и удержание ведущих профессоров. Согласно данным AACSB-International, следящей за качеством бизнес-образования, за 2003 год зарплаты профессоров бизнес-школ выросли в среднем на 2% - до $108900. Средний уровень зарплат в ведущих школах еще выше. Известные ученые служат там для привлечения лучших кандидатов и корпоративных клиентов.  
Заслужившие славу профессора "стоят очень дорого, а преподают мало... иногда всего по нескольку занятий за год", говорит декан школы Tuck Пол Дэйнос (Paul Danos). "Все остальное время они занимаются своими научными исследованиями. По этой причине, - считает Пол Дэйнос, - возврат инвестиций для слушателей входящих в top-20 бизнес-школ по-прежнему остается практически гарантированным. Однако ROI напрямую зависит от позиции школы в рейтингах. Декан школы Cornell Роберт Свиринга (Robert Swieringa) согласен с этой точкой зрения: "Период окупаемости может быть другим, но все равно это хорошие инвестиции".

Шестизначное решение

Пока слушатели и кандидаты бизнес-школ не слишком переживают. Учитывая стартовый уровень заработной платы некоторых выпускников, ROI почти сразу же покрывает затраченные на обучение средства. Представители Stanford Graduate School of Business сообщают, что средняя стартовая зарплата выпускников школы составляет $100000. Два года обучения на программе МВА в этой школе обойдется выпускникам 2006 года в  $75996. Средняя базовая зарплата выпускников Wharton в 2004 году составила $99000, а средний уровень образовательных кредитов - $88500, большая часть которых пошла на оплату обучения.
Грегори Туре (Gregory Touret) 29 лет. Он получил степень МВА в Kellogg Graduate School of Management в 2001 году, заплатив за обучение $55000, и был очень удивлен, когда узнал, что теперь стоимость обучения там выросла на 25%,  достигла $72740 и на этом уровне надолго не задержится. Сейчас Туре работает управляющим директором фонда частных инвестиций GIFT Venture и говорит, что его затраты полностью себя оправдали. "Мне не удалось получить додипломное образование в хорошем колледже во Франции, поэтому я купил себе квалификацию, поступив в Kellog. Даже если бы мне пришлось заплатить вдвое больше  за тот же результат, я все равно не отказался бы от обучения там".  
"Желающие получить бизнес-образование в первую очередь смотрят не на цену, а на качество, - говорит Джим Павелко (Jim Pavelko), помощник декана и администрации UC-Irvine. - Это инвестиции в самого себя. Если качество будет оставаться таким же высоким, вряд ли цена сможет спровоцировать снижение спроса".

Кредитные дилеммы

Хотя такие оптимистичные взгляды разделяют далеко не все. Студенты-иностранцы, которые после окончания программы вернутся к себе на родину и будут получать зарплату в своей валюте, имея долг в долларах США, ставят компании, предоставляющие образовательные кредиты, перед большим риском. "Даже если им повезет и они получат в своей стране прекрасную, по их понятиям, работу с зарплатой, скажем, $35000, они не смогут погасить кредит", - говорит Розмария Мартинелли (Rosemaria Martinelli), руководитель приемной комиссии и финансовой помощи МВА школы Wharton.
"Среди иностранных студентов дефолты случаются в 10-15% случаев, - говорит Сью Робертс (Sue Roberts), президент Student Loan Corp., подразделения Citibank. - Из собственного опыта мы знаем, что, если они возвращаются в свою страну, вероятность дефолтов возрастает".
Школы знают о нуждах своих слушателей. Большинство из них начиная с 2002 года, когда число заявлений стало снижаться, стали предоставлять больше стипендий для лучших аппликантов. В Thunderbird, к примеру, стипендии предоставлены 26% класса 2006. Среди выпускников 2004 года было всего 15% тех, кто получил финансовую помощь, говорит президент школы Анхель Карберра (Angel Cabrera). Стоимость обучения в Thunderbird выросла на 5,7% и достигла уровня $61040 за 16-месячную программу International Management MBA.

Личностный вклад

Для слушателей программ бизнес-образования важно понимать, что стоимость обучения будет продолжать расти. Особенно важно это потому, что образование представляет собой не просто финансовые инвестиции, но и вклад в развитие себя как личности. Дэнни Сак (Danny Sack), слушатель второго года обучения бизнес-школы при University of Chicago, говорит, что у него нет никаких ложных ожиданий и он вполне осознает, что общая стоимость его двухлетнего обучения составит около $73000. "Я не стремлюсь получить высокооплачиваемую профессию в банке или консалтинговой компании, где расходы на обучение могут вернуться в течение года или двух лет, - говорит он. - Мой ROI растянется на многие годы". И все же он уверен в том, что полученные за время обучения знания и навыки принесут ему пользу, не сравнимую с потраченными деньгами.
Бизнес-школа "дает вам возможность выйти на определенный уровень дохода и уверенность в том, что вы способны будете его удержать", говорит Сара МакНили, которая получила должность директора по развитию энергетической компании Areva T&D. Следовательно, если кандидаты смогут увидеть положительный возврат инвестиций в перспективе, а это касается и заработной платы, и получаемых навыков, то школы смогут продолжить устанавливать необходимый уровень цен на обучение без того, чтобы видеть на лицах своих кандидатов и слушателей нескрываемое недовольство.

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте