Учиться за чужой счет никогда не поздно, но не всегда выгодно

Дата публикации

В России наблюдается бум корпоративного образования: за последние пять лет спрос на дополнительное профессиональное образование в стране вырос почти в два раза. Корпорации предпочитают не только принимать на работу людей с профильным дипломом, но и помогают своим сотрудникам строить карьеру, в прямом смысле слова вкладываясь в их образование на местах. Вот только не всегда это означает, что компания ценит своего сотрудника. Иногда повышение квалификации становится прямой дорогой к увольнению.
Вас могут послать поучиться или потому, что ваши личные и деловые качества принесли компании много пользы и они хотят повысить вашу эффективность, или потому, что вы плохой работник и вам дается последний шанс исправиться

Чему учат

Постдипломное профильное образование есть почти при всех крупных государственных университетах. Частным корпорации не доверяют. В основном программы для корпоративного обучения существуют при вузах, которые готовят управленцев среднего и высшего звена. В России принята европейская модель бизнес-образования. Одной из основных и самых популярных программ повышения квалификации остается степень MBA как один из самых престижных дипломов поствузовского образования. Однако у российских руководителей есть свои привилегии в обучении – большинство программ повышения квалификации рассчитаны на вечернее или заочное обучение, то есть без отрыва от производства и по ускоренному курсу. Специфика российской экономики заставляет также менять содержание программ MBA. В прошлом году через систему повышения квалификации и профессиональной переподготовки прошли около 1,5 млн человек.
Впрочем, не все компании готовы отпускать своих сотрудников на лекции, поэтому большое распространение получили так называемые закрытые программы корпоративного обучения, которые организуются университетами для сотрудников только одной конкретной компании прямо в ее офисе. Группа корпоративного обучения формируется в зависимости от пожеланий компании: пять-семь человек для тренинга топ-менеджеров и до 35 человек в группе по программам повышения квалификации менеджеров среднего звена. По мнению преподавателей бизнес-школ, нынешнее поколение специалистов, проходящих повышение квалификации за счет фирмы, должно изучить обязательный курс из четырех базисных предметов: менеджмент, финансы, маркетинг и управление персоналом, так как именно эти дисциплины помогают решать текущие проблемы предприятия вне зависимости от профиля его деятельности. А самыми эффективными краткосрочными тренингами и корпорации, и преподаватели единодушно признают «Разработку стратегии и структуры компании», «Управленческий учет» и «Управление продажами, делами и коммуникациями».
– Несмотря на такой «надомный» вид образования по месту работы всем слушателям выдаются соответствующие государственные сертификаты (в зависимости от программы), подтверждающие факт обучения в бизнес-школе. Мы, например, выдаем свидетельства государственного образца, если число учебных часов превышает 72, – говорит завотделением корпоративных программ обучения Высшей школы корпоративного управления Академии народного хозяйства Светлана Коробейникова.
Тем не менее нередко крупные компании предпочитают разрабатывать и проводить курсы для своих сотрудников индивидуально, с учетом специфики работы. По словам главы службы управления персоналом «Ингосстраха» Эльвиры Осиповой, их корпоративные программы включают в себя следующие компоненты: подготовка новых сотрудников, семинары для менеджмента, семинары для сотрудников по навыкам деловой эффективности. Как рассказал замглавы страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов, основные направления – тематические семинары и внутрикорпоративные тренинги.
А в «Росгосстрахе» есть собственный корпоративный университет.
– Это инкубатор внутренних лидеров. Суть этого проекта заключается в том, что мы готовим людей, которые смогут менять систему «Росгосстраха», кадры, которые будут в состоянии изменять существующие систему управления и методы ведения бизнеса в региональных структурах. Учебный курс рассчитан на год, – рассказали в «Росгосстрахе».

Сколько стоит

Точные цифры, затраченные на корпоративное образование, – тайна за семью печатями. Однако, по подсчетам «тренеров», в среднем каждая отечественная компания тратит на обучение и тренинги от $800 до $3500 на одного сотрудника в год. В иностранных компаниях эта цифра на порядок выше – от $1500 до $12 500 в год. И это без учета дорогостоящих программ типа MBA. Понятно, что, вкладывая в обучение своих сотрудников немалые деньги, компании не желают их терять. Поэтому в трудовых договорах зачастую появляется пункт об обязательной «отработке» потраченных на обучение средств. «Если сотрудник повышает свою квалификацию с помощью второго высшего образования за счет компании, то у него есть возможность перейти на другую работу спустя один год после окончания обучения без возмещения его стоимости. В случае с МВА срок “не ухода” сотрудника оговаривается дополнительно», – сообщила руководитель службы персонала ФК «НИКойл» Алла Стадник.
Правда, так поступают далеко не все компании. Например, в Сбербанке существует программа подготовки сотрудников в финансовых вузах с целью получения первого и второго высшего образования. Учебные планы и программы согласуются с банком. Последнее слово в выборе программы обучения остается за руководителем банковского подразделения. В настоящее время за счет банка обучается 1720 человек. Те, кому не нужно получать диплом, в среднем раз в два-три года проходят повышение квалификации по внутрибанковской системе повышения квалификации персонала. Все обучение проводится бесплатно и не налагает на сотрудника никаких обязательств.

Для чего это нужно

По мнению профессионалов кадрового рынка, каждый сотрудник среднего звена должен проходить корпоративное обучение минимум два раза в год. В реальности же корпорации решают вопросы, исходя из собственных потребностей. Так, одного сотрудника посылают на корпоративное обучение из-за очевидной нехватки у него профессиональных знаний, второго – чтобы работал лучше, так как знания у него уже есть. На первый взгляд, все просто – корпорация заинтересована в развитии своего работника, чтобы он приносил ей больше пользы, то есть она занимается инвестированием денег в «человеческий ресурс», однако с этим не согласны те, кто непосредственно занимается проведением и организацией корпоративных семинаров и тренингов. С их слов, корпорация зачастую преследует две прямо противоположные цели, отправляя своего сотрудника повышать квалификацию: с одной стороны, руководство таким образом демонстрирует свою заинтересованность в обучении и повышении качества знаний сотрудника, а с другой – оно хочет его уволить.
– Образование – это лотерея. Вас могут послать поучиться или потому, что ваши личные и деловые качества принесли компании много пользы и они хотят повысить вашу эффективность, или потому, что вы плохой работник и вам дается последний шанс исправиться, – комментирует один из тренинг-менеджеров. – Выбирают, исходя из субъективных предпочтений. Так что, если вам очень хочется поучиться за счет фирмы, не стесняйтесь своих желаний. Все равно ничего не потеряете.
Самый большой миф корпоративного обучения, который не хочет развеять ни одна компания, – это тот факт, что по существу внутрикорпоративное образование никак не влияет на корпоративный рост и тем более не гарантирует повышения зарплаты. Корпорации предпочитают обучать кадры внутри их профессий, а не «на вырост», хотя все опрошенные игроки рынка как один утверждают, что именно корпоративное образование помогает делать карьеру. На самом деле карьеру помогает делать работа, а не образование. Ни одному работодателю экономически не выгодно «повышать» сотрудника из менеджеров по продажам до начальника отдела: зачем, если у него уже есть один начальник? Компании гораздо выгоднее направить менеджера на курсы, чтобы он научился продавать больше и лучше, то есть обучить в рамках только его профессии.


Комментарии Фейсбук Вконтакте