Интервью: Ян Мушка, CMC/Thunderbird

Дата публикации

Ян Мушка, CMC/Thunderbird Executive MBA in International Management: "Наши двери открыты для тех, кто сосредотачивает внимание на международных аспектах своей деятельности"
24 октября 2003 года первые студенты приступили к обучению по программе Executive MBA в международном бизнесе, разработанной совместно признанным лидером в бизнес-образовании в области international management американской бизнес-школой Thunderbird (The American Graduate School of International Management) и CMC (Graduate School of Business, Czech Republic), чешской бизнес-школой. О новой программе в эксклюзивном интервью сайту www.MBAConsult.ru рассказал директор программы г-н Ян Мушка.

Что послужило главной причиной, побудившей CMC и Thunderbird объединиться с целью создания совместной программы, и какие цели вы преследуете?

Наша программа - достаточно молодая и принципиально новая для региона, в котором мы работаем. Arizona (USA), San Paulo (Brazil) и Taiwan уже имели возможность понять, что собой представляет программа, о которой мы говорим, ведь на протяжении нескольких лет бизнес-школа Thunderbird работала в этих странах. Что же касается Центральной и Восточной Европы, то здесь мы делаем только первые шаги. Для этого региона это нечто новое, хотя содержание курсов осталось прежним.
Официально программа начала свое существование с октября 2003 года. Приведу некоторые статистические данные о наших студентах. Класс весьма интересен в силу своей специфики и разнообразия - 20 топ-менеджеров из 8 стран. Кстати, один из наших студентов приехал из России, он является сотрудником Johnson & Johnson. На сегодняшний день мы имеем 45% иностранных студентов, что позволяет обсуждать проблемы через призму разных культурных и профессиональных точек зрения.
Мы рады и тому факту, что среди наших студентов 5 женщин. Казалось бы, ну и что, но для программы  senior executives это очень необычно.
Еще у нас учатся два врача. Так что, если вы вдруг ненароком захандрите или у вас внезапно случится сердечный приступ, поверьте, наш класс окажется для вас идеальным местом.
Если говорить о возрасте студентов, то он варьируется от 28 до 52 лет, в среднем же получается около 36 лет.

В рамках программы студенты посещают кампусы в Чехии, Франции и Америке. В чем, с вашей точки зрения, основное преимущество обучения в нескольких странах?

Студенты должны прослушать десять курсов, каждый - продолжительностью одну неделю. Между секциями общение между студентами происходит в режиме онлайн. Идея в следующем: посещая несколько стран за период обучения, слушатели получают редкую возможность находиться в тесном взаимодействии друг с другом, а также общаться со студентами из бизнес-школы Thunderbird, ведь часть курса они слушают именно в городе Glendale, штат Arizona, где и находится студенческий городок этой школы.

На каком языке ведется преподавание?

На английском. Говоря о преимуществах, хотелось бы отметить и тот факт, что мы, если так можно выразиться, "подвергаем" своих студентов испытаниям в разных окружающих условиях, ведь, согласитесь, смена страны – испытание не из легких. Например, наш кампус во Франции находится неподалеку от швейцарского города Женевы - своего рода штаб-квартиры всевозможных международных организаций (ВТО, МБРР и др). Стараясь не упустить ни малейшей возможности сделать программу насыщеннее и интереснее, мы приглашаем докладчиков и ораторов из этих организаций, чтобы те прочитали лекции или просто что-то обсудили с классом. Поэтому студенты в принципе в курсе того, что происходит в таких организациях.
Если говорить о США, то здесь программа подразумевает общение наших студентов со студентами, обучающимися по программе Executive MBA, которую предлагает школа Thunderbird, а также со студентами с острова Тайвань и из Бразилии, которые приезжают в Glendale.

Скажите, в чем принципиальная разница между европейской и американской системами образования? Каковы основные характеристики совместной программы, предлагаемой вами?

Очень интересный вопрос. По-моему, если вы взглянете на Европу, то и внутри региона вы обнаружите массу региональных отличий. В целом же европейская образовательная система базируется на запоминании, удержании в памяти изученного: сначала вы заучиваете  определенное количество фактов, информации, а затем "отчитываетесь" перед профессором на экзамене. Американская же модель принципиально отлична от европейской – все строится на способности учащегося работать с информацией; здесь необязательно что-то помнить, фиксируя в памяти те или иные факты. Главное – выяснить детали, правильно проработать факты, представить их в нужном свете и критически осмыслить их.
Словом, в Европе главное - запоминание фактов, а в Америке упор делается на способность работать с имеющейся информацией.
Перечислите, пожалуйста, ваши вступительные требования
На программе Executive MBA главным условием традиционно является опыт работы, или, другими словами, резюме аппликанта. Нашим студентом мы хотим видеть человека с опытом работы не менее 8 лет, причем три года он должен проработать менеджером.
Наши первые студенты – это в основном директора предприятий, управляющие делами, и именно таких людей мы ищем. Другими словами, мы заинтересованы в кандидатах, уже являющихся топ-менеджерами или обладающих высоким потенциалом. Помимо всего прочего кандидат на поступление должен свободно владеть английским языком, ведь все курсы читаются на английском, да и admissions interview с профессорами Thunderbird проходят по телефону.
Пакет документов также включает в себя результаты теста TOEFL, если, конечно, результаты интервью говорят нам о том, что это необходимо. Естественно, кандидаты должны заполнить анкету для поступающих, а также вложить рекомендательные письма и эссе. Вот, пожалуй, и все. Забыл сказать о том, что нам не нужны результаты по GMAT.

Значит ли это, что успешно пройденное интервью устраняет необходимость сдавать TOEFL?

Следует признать, что мы допустили ошибку, когда требовали сдачи этого экзамена от всех кандидатов. В настоящее время мы пытаемся это изменить. Что касается поступающих в 2004 году, то с ними мы будем поступать точно так, как вы сказали, то есть сначала проведем 2-3 интервью, пригласив для этой цели сотрудника из языкового центра. Он-то и даст нам полное понимание того, как тот или иной кандидат владеет английским и есть ли вообще необходимость в сдаче экзамена TOEFL. Если наш эксперт скажет, что подобная необходимость отсутствует, то мы, конечно же, примем во внимание данный факт.

А какие личные качества вы цените прежде всего?

Думаю, что по определению нам нужны амбициозные люди, у которых есть ЦЕЛЬ. Они полны решимости и уверенности, ведь чтобы справиться с напряженным учебным графиком, необходимы целеустремленность, преданность делу и самоотдача, иначе вы никогда не добьетесь значительных результатов.

Могли бы вы описать своего идеального кандидата?

Наши двери открыты для людей широких взглядов, людей, которые сосредотачивают свое внимание на международных аспектах своей деятельности. В аппликанте мы хотим увидеть прежде всего желание впитывать новые знания и делиться  своим собственным опытом с классом. Словом, амбиции, четко поставленные цели и решительность – вот, что нам нужно.

Какой фактор играет самую значительную роль при оценке аппликанта: опыт работы в международных командах, рекомендательные письма, талант переговорщика или что-то другое?

Пожалуй, все вместе. Не могу сказать, что мы придаем особое значение одному из критериев. Только комбинация всех вышеперечисленных критериев имеет решающее значение, а поэтому бессмысленно говорить о каком-то более или менее важном навыке.
Существенным условием для нас является стремление кандидата расширить свой кругозор. Его личный и интеллектуальный прогресс, движение вперед, профессиональные достижения вкупе с занимаемой должностью и профессиональным опытом, по сути, и являют собой то, что мы хотим увидеть в идеальном кандидате. Причем совсем не важно, из какой области пришел данный человек.

Какие индустрии представляют ваши сегодняшние студенты?

На сегодняшний день, самой широко представленной индустрией является здравоохранение. Помимо этого у нас есть предприниматели - люди, основавшие собственный бизнес или занятые в семейном бизнесе. Есть и студенты, которые работают в крупных международных компаниях в качестве региональных менеджеров. Согласитесь, это неплохое сочетание.

Вы сказали, что на сегодняшний день на вашей программе обучаются 20 человек. Можно ли сказать, что у профессоров появляется возможность уделить больше внимания каждому студенту?

Несомненно. Мы начали с того, что решили набрать всего 20 человек. В следующем году планируется взять 20-25 студентов. В конечном счете, общее число студентов никогда не превысит 30-35 человек. Это для нас предел, ведь суть такого образования подразумевает работу в небольшой команде. Мы имеем дело с людьми, которые готовы поделиться своим богатым опытом, поэтому это не только приобретение новых знаний, но и обмен, причем не только по направлению преподаватель-студент или студент-студент, но и студент-преподаватель. В большом классе эти методы не работают, так как в этом случае попытки создать благоприятную атмосферу терпят крах. Поэтому мы ориентируемся на классы в 30-35 человек: это позволяет задействовать всех в обсуждении и не позволяет студентам "потеряться" в толпе, состоящей, скажем, из 50 человек, где практически невозможно обеспечить свободное и непринужденное общение.
Расскажите, пожалуйста, о вашем преподавательском составе.
Это опять же своеобразная комбинация. 80% преподавательского состава составляют профессора, читающие лекции в школе Thunderbird, но хочу уточнить, что Thunderbird не значит Америка. У Thunderbird есть кампус во Франции, оттуда мы тоже приглашаем преподавателей. Кроме того, "кадры" набираются и из CMC. В итоге получается фантастическое сочетание, открывающее прекрасные перспективы: Европа и Америка – в одном флаконе. Наша задача – создать международную программу, ориентированную на европейскую бизнес-модель.

Можете ли вы сказать, что ваши преподаватели готовы прислушаться к мнению студентов?

верен, что да. Профессора из школ Thunderbird и CMC имеют богатый опыт преподавания как в США, так и в Европе. Они впитали разные культуры, преподавая во многих странах мира. Наши преподаватели – достаточно гибкие и открытые, а работа в классе полезна не только студентам, но и им самим, ведь идет постоянный обмен мнениями.

Применимо ли понятие "стажировка студентов" к вашей программе?

Не совсем. Наши студенты уже занимают очень ответственные позиции и не нуждаются в практике. В качестве альтернативы в рамках нашей программы выступают всевозможные проекты. Так, например, студенту может быть поручено разработать проект по определенной теме: маркетинг (если он занят в этой сфере), финансы и т.д.
Еще раз повторяю, что наша целевая аудитория – люди, которые занимают высокие посты внутри компаний и несут ответственность перед своими подчиненными. О стажировке же уместно говорить, когда речь идет о студентах, занимающихся по программе full-time MBA, которые на время учебы оставляют работу.

Расскажите об условиях проживания на территории кампуса?

Как я уже говорил, у нас есть три студенческих городка. Один из них находится в окрестностях Праги, что является несомненным преимуществом, поскольку, с одной стороны, суматоха центра не отвлекает внимание учащихся, а с другой стороны, добраться до кампуса можно достаточно быстро.
Если говорить о классах, то абсолютно у каждого студента прямо на рабочем месте есть постоянный доступ в Интернет, а сами классы очень просторные, к тому же имеются уютные комнаты отдыха и отличный кафетерий. Студентов мы расселяем в первоклассном отеле.
Французский кампус также может похвастаться прекрасными классными комнатами с доступом в Интернет, уютными и комфортабельными отелями. Мы предлагаем два или три отеля, расположенных в пяти минутах ходьбы от студенческого городка.
В США у нас также имеется прекрасный учебный городок, где до любого места (будь то библиотека, кафе или классные комнаты) можно добраться пешком. Опять же здесь имеется возможность в любое время воспользоваться Интернетом и библиотекой. Thunderbird знаменита своей библиотекой, которая называется International Business Information Center (IBIC). Любой студент имеет доступ к ее материалам через Интернет. Я искренне надеюсь, что все нужды и потребности наших студентов полностью удовлетворяются.

В чем заключается принципиальное отличие вашей работы от других бизнес-школ?

Не уверен, что смогу ответить на этот вопрос, ведь я не знаю, какие цели преследуют другие школы, занимающиеся бизнес-образованием. Могу утверждать лишь то, что мы определенно удовлетворены первыми результатами своей работы.
До сегодняшнего момента мы получали только положительные отзывы, поэтому есть все основания утверждать, что люди действительно заинтересованы в предлагаемой нами программе. Пока нам сопутствует успех в плане продвижения программы на рынке и набора талантливых и перспективных студентов.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте